Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаГлавная задача преподавателя –
вовлечь студента в учебный процесс.
Дэвид Милтон
Модернизация образования предполагает повышение качества профессионального образования. Одним из показателей качества является овладение студентом общими и профессиональными компетенциями. Я считаю, что применение методов стимулирования учебно-познавательной деятельности – одно из необходимых условий становления компетентного специалиста. Учебная деятельность протекает более успешно, если у студента имеются мотивы, вырабатывающие желание действовать, активно преодолевать затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Создание условий для развития потребностно-мотивационной сферы повышает интерес студентов к предмету, позволяет им лучше усвоить материал и в целом, способствует развитию общих и профессиональных компетенций.
Группу методов стимулирования можно условно разделить на большие подгруппы:
- методы эмоционального стимулирования;
- методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся;
- методы развития познавательного интереса.
Методы эмоционального стимулирования. Важнейшая задача преподавателя - обеспечение появления у студентов положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Одними из значимых методов эмоционального стимулирования являются создание ситуаций успеха, обращение к жизненному опыту студентов.
Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых студент добивается в обучении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения.
Для создания ситуации успеха мною применяется такой
прием: подбираю для студентов не одно задание, а небольшой рядзаданий
нарастающей сложности. Первое задание является несложным для того, чтобы
студенты, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать
себя знающими и опытными. Далее следуют более объёмные и сложные упражнения.
Обращение к жизненному опыту студентов всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). В связи с этим, мною используются материалы, которые студентам необходимо проанализировать, используя свой личный опыт, ситуации носят реальный производственный характер.
К примеру, при изучении баз данных, я объясняю новый материал на примере учебной группы колледжа. Так как студенты сами учатся в подобных группах, то им легче видны закономерности в планировании и систематизации записей в базе данных. Студентам проще отражать зависимости, устанавливать связи и ключи между полями на таком примере. Изучая типовые узлы ПК на уроках, мы рассматриваем объявления о продаже компьютеров и определяем их характеристики, сравниваем операционную систему с библиотекой при изучении темы «Файловая структура операционной системы». Залы библиотеки – это логические диски, папки – шкафы для книг, книги – файлы.
Методы развития творческих способностей и личностных качеств студентов. При создании творческой атмосферы в группе ключевым методом выступает создание креативного поля. Этот термин обозначает пространство возможных творческих решений. Смысл его заключается в том, что студентам предоставляется возможность на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из студентов может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр. Отмечено, что наибольший эффект дают такие методы: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации.
Творческие задания применяются нами в учебном процессе и представляют собой учебные задания, содержащие творческий компонент, для решения которого студенту необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее не применяемые.Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. Использование подобных заданий способствует созданию условий для постоянного поиска различных вариантов выполнения заданий у студентов.
К примеру, для развития творческих способностей можно предложить студентам следующие задания:
Стихотворение. Студентам предлагается
написать рифму к основным определения информатики, затем дополнить до
небольшого стихотворения.
Постановка проблемы или создание проблемной
ситуации. Суть этого метода заключается в представлении учебного
материала урока в виде доступно, образно и
ярко излагаемой проблемы.
Например: формулируем проблему: «Вся информация в компьютере представлена с помощью двоичной системы кодировки информации. Процессор обрабатывает информацию в двоичном виде. Как на экране монитора формируется графическое изображение?». При решении данной проблемы студенты создают схему преобразования цифровой информации в графическую.
Методы развития познавательного интереса. Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы: создание ситуаций творческого поиска, учебное сотрудничество.
Метод создания ситуаций творческого поиска. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения студентов в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Нами замечено, что для преподавателя задача развития творческих способностей студентов является наиболее сложной и труднореализуемой. Это связано с заложенным в данной задаче противоречием. С одной стороны, для каждого студента нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причем чем дальше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей. С другой стороны, весь этот «свободный полет» мысли студента должен происходить в рамках программ и поддерживаемых учебным заведением норм поведения. И здесь только опыт работы и интуиция могут помочь преподавателю определить (и постоянно корректировать) ту возможную меру включенности конкретных студентов в творческую деятельность, которая сделает обучение интересным для студентов и охватит всю учебную программу.
Одним из наиболее эффективных в данной группе является так называемый экспресс-метод. Экспресс-метод представляет собой новый подход работы с учебным материалом, в процессе которого происходит глубокое и прочное его освоение. Основой данного метода выступает составление студентами конспект-схемы учебного материала.
Определяются следующие уровни глубины знаний:
Уровни конспект-схемы располагаются следующим образом:
Конспект-схема является компактной и эффективной формой «упаковки» информации. Важное значение в усвоении знаний при такой форме работы с ними имеет то, что используется одновременно ряд кодов представлений знаний: рисуночный, числовой, символический, и алгоритмический. Решение задачи моделирования знаний способствует развитию компонентов компетентности (мобильности знаний, вариативности метода, критичности мышления) у студентов. Выполнение заданий требует от студентов глубоких знаний изученного материала, поэтому данный метод применяется при обобщении и повторении большого объема материала. Также он может использоваться при освоении и контроле знаний. К примеру, экспресс-метод применялся при изучении учебного материала по темам «Компьютерные сети», «Операционные системы».
Еще один пример. После изучения темы «Базовая модель OSI» студентам предлагается изобразить эту модель в виде схемы, в которой бы отражались все входящие в неё протоколы, их назначение и порядок следования. Также студентам необходимо указать путь прохождения информации по протоколам модели. Эта работа помогает рассмотреть функции и работу каждого протокола, запомнить их названия и последовательность.
Мы отметили, что при подготовке занятия в групповой форме, необходимо следовать определенным правилам:
Цели занятия должны разъясняться студентам таким образом, чтобы они ясно представляли, что от них требуется, и какие цели преследуются. Обязательно студентам выдается инструкция: как лучше выполнять задание в группе, какой ожидается результат выполнения задания.
Важное значение имеет усвоение правил работы в группах, которые мы обсуждаем со студентами. Например:
В процессе работы студентов в группе, мы ведем наблюдение за их взаимодействием и при необходимости направляем и корректируем их действия. Полезно также поощрять удачные подходы к решению задач или эффективные взаимодействия.
Таким образом, применение методов стимулирования учебно-познавательной деятельности способствует повышению интереса к урокам информатики, стремлению к более успешному овладению общими и специальными компетенциями, повышению эффективности образовательного процесса в целом.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.