Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование методов стимулирования учебно-познавательной деятельности на уроках информатики

28.01.2013 1159 4286
Яковлева О.Л., преподаватель информатики

Профессиональный колледж г. Железногорска-Илимского Иркутской области

Главная задача преподавателя –

вовлечь студента в учебный процесс.

Дэвид Милтон


Модернизация образования предполагает повышение качества профессионального образования. Одним из показателей качества является овладение студентом общими и профессиональными компетенциями. Я считаю, что применение методов стимулирования учебно-познавательной деятельности – одно из необходимых условий становления компетентного специалиста. Учебная деятельность протекает более успешно, если у студента имеются мотивы, вырабатывающие желание действовать, активно преодолевать затруднения, настойчиво продвигаясь к  намеченной цели. Создание условий для развития потребностно-мотивационной сферы повышает интерес студентов к предмету, позволяет им лучше усвоить материал и в целом, способствует  развитию общих и профессиональных компетенций.

 

Группу методов стимулирования можно условно разделить на большие подгруппы:

- методы эмоционального стимулирования;

- методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся;

- методы развития познавательного интереса.

 

Методы эмоционального стимулирования. Важнейшая задача преподавателя - обеспечение появления у студентов положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Одними из значимых методов эмоционального стимулирования являются создание ситуаций успеха, обращение к жизненному опыту студентов.


Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых студент добивается в обучении хороших  результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения.


Для создания ситуации успеха мною применяется такой прием: подбираю для студентов не одно задание, а небольшой рядзаданий нарастающей сложности. Первое задание является несложным для того, чтобы студенты, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют более объёмные и сложные упражнения.


Обращение к жизненному опыту студентов всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). В связи с этим, мною используются материалы, которые студентам необходимо проанализировать, используя свой личный опыт, ситуации носят реальный производственный характер.


К примеру, при изучении баз данных, я объясняю новый материал на примере учебной группы колледжа. Так как студенты сами учатся в подобных группах, то им  легче видны закономерности в планировании и систематизации записей в базе данных. Студентам проще отражать зависимости, устанавливать связи и ключи между полями на таком примере. Изучая типовые узлы ПК на уроках, мы рассматриваем объявления о продаже компьютеров и определяем их характеристики, сравниваем операционную систему с библиотекой при изучении темы «Файловая структура операционной системы». Залы библиотеки – это логические диски, папки – шкафы для книг, книги – файлы.

 

Методы развития творческих способностей и личностных качеств студентов. При создании творческой атмосферы в группе  ключевым  методом выступает создание креативного поля. Этот термин обозначает пространство возможных творческих решений. Смысл его заключается в том, что студентам предоставляется возможность на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из студентов может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр. Отмечено, что наибольший эффект дают такие методы: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации.


Творческие задания  применяются нами в учебном процессе и представляют собой учебные задания, содержащие творческий компонент, для решения которого студенту не­обходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее  не применяемые.Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший твор­ческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочи­нение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. Использование подобных заданий способствует созданию условий для постоянного поиска различных вариантов выполнения заданий у студентов.

К примеру, для развития творческих способностей  можно предложить студентам следующие задания:

Сочинение. После изучения темы «Обслуживание ПК» студентам предлагается написать сказку о приключениях вируса. Сказка должна включать в себя описание классификации вирусов и антивирусных программ, особенности алгоритма действия вирусов и меры по защите от вирусов. 

Стихотворение. Студентам предлагается написать рифму к основным определения информатики, затем дополнить до небольшого стихотворения. 


Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Суть этого метода заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и  ярко излагаемой проблемы.


Например: формулируем проблему: «Вся информация в компьютере представлена с помощью двоичной системы  кодировки информации. Процессор обрабатывает информацию в двоичном виде. Как на экране монитора формируется графическое изображение?». При решении данной проблемы студенты  создают схему преобразования цифровой информации в графическую.

 

Методы развития познавательного интереса. Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы: создание ситуаций творческого поиска, учебное сотрудничество.


Метод создания ситуаций творческого поиска. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения студентов в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Нами замечено, что для преподавателя задача развития творческих способностей студентов является наиболее сложной и труднореализуемой. Это связано с заложенным в данной задаче противоречием. С одной стороны, для каждого студента нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причем чем дальше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей. С другой стороны, весь этот «свободный полет» мысли студента должен происходить в рамках программ и поддерживаемых учебным заведением норм поведения. И здесь только опыт работы и интуиция могут помочь преподавателю определить (и постоянно корректировать) ту возможную меру включенности конкретных студентов в творческую деятельность, которая сделает обучение интересным для студентов и охватит всю учебную программу.

Одним из наиболее эффективных в данной группе является так называемый экспресс-метод. Экспресс-метод представляет собой новый подход работы с учебным материалом, в процессе которого происходит глубокое и прочное его  освоение. Основой данного метода выступает составление студентами конспект-схемы учебного материала.


Определяются следующие уровни глубины знаний:

  • внешнее описание объекта;
  • взаимодействие с окружающей средой или факторы, влияющие на объект;
  • внутренние процессы в объектах;
  • применение объекта в практике;
  • степень изученности или проблемы дальнейшего совершенствования.

Уровни конспект-схемы располагаются следующим образом:



 

Конспект-схема является компактной и эффективной формой «упаковки» информации. Важное значение в усвоении знаний при такой форме работы с ними имеет то, что используется одновременно ряд кодов представлений знаний: рисуночный, числовой, символический, и алгоритмический. Решение задачи моделирования знаний способствует развитию компонентов компетентности (мобильности знаний, вариативности метода, критичности мышления) у студентов. Выполнение заданий требует от студентов глубоких знаний изученного материала, поэтому данный метод применяется при обобщении и повторении большого объема материала. Также он может использоваться при освоении и контроле знаний. К примеру, экспресс-метод применялся при изучении учебного материала по темам «Компьютерные сети», «Операционные системы».

Еще один пример. После изучения темы «Базовая модель OSI» студентам предлагается изобразить эту модель в виде схемы, в которой бы отражались все входящие в неё протоколы, их назначение и порядок следования. Также студентам необходимо указать путь прохождения информации по протоколам модели. Эта работа помогает рассмотреть функции и работу каждого протокола, запомнить их названия и последовательность.

Учебное сотрудничество. Методика учебного сотрудничества основывается на совместной работе студентов. У данного метода есть существенные преимущества по сравнению с традиционной фронтальной работой. При групповой работе активной позиции студентов отводится существенно больше времени. Одновременное общение – главный ресурс, который делает групповую работу более привлекательной с коммуникативной точки зрения.

 

Мы отметили, что при подготовке занятия в групповой форме, необходимо следовать определенным правилам:

  • определить цели занятия – обучающую и социальную (ключевые умения), цели должны быть понятны для студентов;
  • сформировать учебные группы, оптимальное количество студентов в группе – 4 человека, при разделении группы на подгруппы можно применять метод случайного разделения, психогеометрический тест и др.;
  • подготовить классную комнату - у членов группы должна быть возможность свободно обмениваться мнениями, не мешая другим группам;
  • подготовить учебные материалы - в зависимости от существующего опыта работы в группах, корректируем ученый материал: чем меньше опыта, тем строже отбирается материал.

 

Цели занятия должны разъясняться студентам таким образом, чтобы они ясно представляли, что от них требуется, и какие цели преследуются. Обязательно студентам выдается инструкция: как лучше выполнять задание в группе, какой ожидается результат выполнения задания.

 

Важное значение имеет усвоение правил работы в группах, которые мы обсуждаем со студентами. Например:

  • каждое мнение имеет право на обсуждение;
  • замечания должны быть краткими и по существу;
  • воздерживайтесь от оценочных суждений и выражения негативных эмоций по поводу чужого мнения;
  • помните, что ваша группа работает совместно на общий результат;
  • поддерживайте позитивную атмосферу, помогайте друг другу.

 

В процессе работы студентов в группе, мы ведем наблюдение за их взаимодействием и при необходимости направляем и корректируем их действия. Полезно также поощрять удачные подходы к решению задач или эффективные взаимодействия.

 

Таким образом, применение методов стимулирования учебно-познавательной деятельности способствует повышению интереса к урокам информатики, стремлению к более успешному овладению общими и специальными компетенциями, повышению эффективности образовательного процесса в целом.

 

Литература

 

  1. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. - М., Народное образование, 2000
  2. Зимин В.Н. Новые подходы и методы в организации образовательного процесса. Методическое пособие. – Иркутск: ИПКРО, 2003
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., Логос,2000



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*