Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Создание эффективной воспитательной среды в ГБОУ СПО СО «НТТИТСиП «Самородок» как одно из условий реализации федерального государственного стандарта

28.01.2013 436 2256
Соложнина Наталья Владимировна, методист

Нижнетагильский техникум информационных технологий, сервиса и предпринимательства «Самородок»
Современная модернизация образования придает огромную значимость воспитательной функции образовательных учреждений. Одной из главных отличительных особенностей профессионального образования становится повышенное требование социального общества к раскрытию творческих способностей будущих специалистов, к воспитанию социально-активной личности, гражданственности, патриотизма, готовности к ответственности за решение профессиональных проблем, стремления к самосовершенствованию и самообразованию, росту профессионального мастерства [9, с. 7].

 

Целью воспитательной деятельности в ГБОУ СПО СО «НТТИТСиП» является формирование, развитие и становление личности студента, будущего специалиста, сочетающего в себе высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории и традициям Родины, желание участвовать в сохранении и развитии лучших традиций отечественной культуры, национальных культур народов России.

 

К важным условиям организации воспитательной работы относится создание единого воспитательного среды техникума, которая является фактором социализации [1, с.50].

 

Воспитательная или воспитывающая среда - это совокупность окружающих человека социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру [7, с. 76].

 

Воспитательное пространство - это многоуровневое образование, в котором выделяется несколько уровней (компонентов):

■ деятельностный (пространство непосредственной самореализации, самоутверждения личности;

■ коммуникативный (пространство непосредственного общения);

■ информационный;

■ эмоциональный (пространство, повышающее настроение студентов, их работоспособность, готовность к контактам);

■ социально-предметный (предметная среда человека включает среда множество значимых для него предметов, с которыми он сообразует свое поведение и деятельность);

■ экологический - система обслуживания студентов, которая включает в себя бытовые, транспортные и др. услуги [13, с.32].

Методологическим основанием для создания воспитательной среды ГОУ СПО являются:

■ фундаментализация образования на основе создания универсальной модели гармоничного мира, органичного единства его естественно-научной и гуманитарной составляющих, обеспечивающих стройную систему мира и человека;

■ глобализация, проявляющаяся в высоком динамизме изменений во всех областях общественной жизни и ведущая к смене приоритетов и культурных ценностей, совершенствованию процессов информатизации образования и внедрению новых информационных технологий;

■ системная целостность воспитания, рассматривающая воспитательную деятельность как инструмент реализации воспитательной политики [8 с. 15].

 

В данном контексте «системный» подразумевается как элемент государственной системы работы с молодежью (Коджаспирова Г.М., Щуркова Н.Е.,Циулина М.В.) .Системный подход к организации воспитательной деятельности в ГБОУ СПО СО «НТТИТСиП» «Самородок» - это целенаправленный, систематичный и регулируемый процесс функционирования и взаимодействия структурных подразделений техникума по гармоничному развитию личности, созданию воспитательного пространства, системы педагогического обеспечения индивидуального становления будущего специалиста.

 

Основную роль в воспитании студенчества играет:

1. Сотрудничество преподавательского и студенческого коллективов. Преподаватель техникума своим отношением к работе и окружающим, высоким профессионализмом, эрудицией, самодисциплиной, творчеством способствуют формированию подобных качеств и в студенческой среде. Работа по выработке гражданской и профессиональной позиций дает действенный результат в том случае, если сам преподаватель любит свою профессию, убежден в правоте своего профессионального дела и добивается определенных успехов в своей специальности и не только как преподаватель данной дисциплины.

2. Студенческое самоуправление представляет собой особую форму участия студентов в управлении студенческой жизнью техникума. Организация студенческого самоуправления представляет собой сочетание интересов личности (в развитии и самореализации) с интересами государства (в формировании дееспособного и сознательного гражданского сообщества).

3. Организация деятельности куратора способствует скорейшей и благоприятной адаптации студентов младших курсов (I-II) к условиям обучения в техникуме, освоению особенностей учебного процесса, ориентации в правах и обязанностях студентов, духовно-нравственному и профессиональному становлению личности будущего специалиста.

 

В осуществляемой воспитательной деятельности куратор ГБОУ СПО СО «НТТИТСиП» опирается на следующие положения:

■ профессиональную, духовно-нравственную и культурно-творческую направленность обучения и воспитания;

■ осуществление индивидуального подхода, демократического гуманистического стиля общения(3с.32).

 

В этом учебном году в техникуме состоялась дискуссия, на которой педагоги поделились своим опытом об условиях создания эффективной образовательной среды.

 

Ливенцева Татьяна Юрьевна - куратор, мастер производственного обучения высшей категории по профессии «Портной» считает, что:

  • Старосту группы нужно выбирать из числа учащихся, для которых важно быть значимыми в коллективе. В течение учебного года, по итогам работы, старосту можно переизбирать;
  • Проводить индивидуальные встречи с родителями, на которых важно раскрыть ребенка как личность, указывая только на его положительные качества, донести до родителя роль союзника для ребенка;
  • Куратор должен быть для учащихся опорой;
  • Совместное  проведение разнообразных учебных и внеклассных мероприятий.

Дурницына Екатерина Александровна - куратор, мастер производственного обучения высшей категории по специальности «Реклама». Девиз её деятельности «Делай ТЫ - и будут делать дети!!!».

Сплочение группы, по мнению Екатерины Александровны, происходит задолго до встречи с будущими студентами: подробное знакомство с документами, обращая внимание на прежнее место учебы, знак зодиака, социальный статус семьи, характеристику с места учебы. Следующим этапом знакомства с детьми является тест «Психогеометрия» и обязательное участие в общетехникумовском мероприятии «День здоровья». Также для сплочения коллектива очень важным является «Личный пример», т.е. личное участие во всех мероприятиях (творческих, трудовых, профессиональных и т.д.), проводимых группой. Обязательное включение обучающихся в студенческое самоуправление.

Плохой воспитатель (куратор) не может быть хорошим учителем.

 

Загребельная Татьяна Николаевна - куратор, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, приоритетным направлением работы с группой считает работу с родителями, которая включает в себя:

  • Желательно знакомство с родителями в семейной обстановке до общего родительского собрания;
  • Периодические родительские собрания, на которых куратор учит родителей любить и понимать своих детей (предлагается вспомнить яркий момент из жизни ребенка и озвучить его; родителей знакомят с сочинениями своих детей на тему «Самый близкий друг»);
  • Вручение благодарственных писем родителям даже за незначительные успехи их детей, поздравление родителей с днями рождениями и другими праздниками;
  • Возобновление работы «Родительского всеобуча», с целью повышения уровня знаний родителей о воспитании детей,  с привлечением специалистов различных структур (нарколог, психолог, физиолог, инспектор ПДН);
  • Периодическое  общение с родителями через листы успеваемости, в которых родителей знакомят с успеваемостью и посещаемостью детей за неделю.

 

Шутова Ирина Михайловна - куратор, преподаватель истории и обществознания высшей категории убеждена, что для создания эффективной образовательной среды необходимо:

  • Обязательное соблюдение дистанции между педагогом и студентом. В обучении всегда должна присутствовать субординация «Учитель - Ученик»;
  • Повышение уровня доверия к взрослым студентам, с необходимостью периодических проверок;
  • Сплочение коллектива группы общим делом (творческим, трудовым, профессиональным и т.д.);
  • Знакомство с группой в форме проведения встречи «Свеча»;
  • Ведение летописи группы на протяжении всего периода обучения.

 

Ковалева Елена Вадимовна педагог-психолог высшей категории обозначила наиболее значимые моменты для создания эффективной воспитательной среды в группе:

  • знакомство с документами учащегося (студента), подробное изучение характеристики с прежнего места учебы.
  • психологическое исследование личности (тест «Психогеометрия» и др.), с последующим выбором актива группы.
  • в группе необходимо создать мотив, настроение для учебы, для совместной деятельности, тем самым, объединив, сплотив группу, с помощью общего дела.

Важно, чтобы куратор был неотъемлемой частью группы.

  • тесное сотрудничество с родителями. Возобновление работы «Родительского всеобуча».
  • помощь психолога в организации студенческого самоуправления, т.к. студенческая молодежь всегда стремилась к коллективному самоуправлению. В современных реалиях смысл самоорганизации молодежного коллектива приобретает социально-практический характер, направленный на сознательное, ответственное отношение к перспективам профессиональной деятельности, принципиальной позиции в социальном управлении, культурно-нравственной самоорганизации, развитие коммуникативных компетенций.

 

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что воспитание обучающейся молодежи в ГБОУ СПО СО «НТТИТСиП» направлено на преодоление ряда проблем социально-культурной среды, связанных с имущественным расслоением студенчества, ростом недисциплинированности, проявлением агрессивности и жестокости по отношению к сверстникам, определенным отношением к наркомании, алкоголизму и табакокурению.

 

Гуманистическая воспитательная система техникума открытая: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы( 9 с.12).

 

Список литературы

 

1. Григорьев, Д.В. Воспитание в сети событий // Воспитательная работа в школе. – 2006. - № 6. – С. 49-58.

2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2005.– 448с.

3. Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. – 2000. - № 6. – С. 28-35.

4. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов ифразеологических выражений. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковик, 1999. – 944 с.

5. Фельдштейн, Д.И Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. - 206 с.

6. Щуркова, Н.Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания // Педагогика: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов и пед. колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - С. 344 390

7. Циулина М. В. Средовой подход в патриотическом воспитании [Текст] / М. В. Циулина // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 158-165.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.Просвещение.-2009

9. Данилюк,А.Я. Кондаков А.М.,Тишков В.А.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.-М. Просвещение.-2009.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*