Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала
Целью воспитательной деятельности в ГБОУ СПО СО «НТТИТСиП» является формирование, развитие и становление личности студента, будущего специалиста, сочетающего в себе высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории и традициям Родины, желание участвовать в сохранении и развитии лучших традиций отечественной культуры, национальных культур народов России.
К важным условиям организации воспитательной работы относится создание единого воспитательного среды техникума, которая является фактором социализации [1, с.50].
Воспитательная или воспитывающая среда - это совокупность окружающих человека социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру [7, с. 76].
Воспитательное пространство - это многоуровневое образование, в котором выделяется несколько уровней (компонентов):
■ деятельностный (пространство непосредственной самореализации, самоутверждения личности;
■ коммуникативный (пространство непосредственного общения);
■ информационный;
■ эмоциональный (пространство, повышающее настроение студентов, их работоспособность, готовность к контактам);
■ социально-предметный (предметная среда человека включает среда множество значимых для него предметов, с которыми он сообразует свое поведение и деятельность);
■ экологический - система обслуживания студентов, которая включает в себя бытовые, транспортные и др. услуги [13, с.32].
Методологическим основанием для создания воспитательной среды ГОУ СПО являются:
■ фундаментализация образования на основе создания универсальной модели гармоничного мира, органичного единства его естественно-научной и гуманитарной составляющих, обеспечивающих стройную систему мира и человека;
■ глобализация, проявляющаяся в высоком динамизме изменений во всех областях общественной жизни и ведущая к смене приоритетов и культурных ценностей, совершенствованию процессов информатизации образования и внедрению новых информационных технологий;
■ системная целостность воспитания, рассматривающая воспитательную деятельность как инструмент реализации воспитательной политики [8 с. 15].
В данном контексте «системный» подразумевается как элемент государственной системы работы с молодежью (Коджаспирова Г.М., Щуркова Н.Е.,Циулина М.В.) .Системный подход к организации воспитательной деятельности в ГБОУ СПО СО «НТТИТСиП» «Самородок» - это целенаправленный, систематичный и регулируемый процесс функционирования и взаимодействия структурных подразделений техникума по гармоничному развитию личности, созданию воспитательного пространства, системы педагогического обеспечения индивидуального становления будущего специалиста.
Основную роль в воспитании студенчества играет:
1. Сотрудничество преподавательского и студенческого коллективов. Преподаватель техникума своим отношением к работе и окружающим, высоким профессионализмом, эрудицией, самодисциплиной, творчеством способствуют формированию подобных качеств и в студенческой среде. Работа по выработке гражданской и профессиональной позиций дает действенный результат в том случае, если сам преподаватель любит свою профессию, убежден в правоте своего профессионального дела и добивается определенных успехов в своей специальности и не только как преподаватель данной дисциплины.
2. Студенческое самоуправление представляет собой особую форму участия студентов в управлении студенческой жизнью техникума. Организация студенческого самоуправления представляет собой сочетание интересов личности (в развитии и самореализации) с интересами государства (в формировании дееспособного и сознательного гражданского сообщества).
3. Организация деятельности куратора способствует скорейшей и благоприятной адаптации студентов младших курсов (I-II) к условиям обучения в техникуме, освоению особенностей учебного процесса, ориентации в правах и обязанностях студентов, духовно-нравственному и профессиональному становлению личности будущего специалиста.
В осуществляемой воспитательной деятельности куратор ГБОУ СПО СО «НТТИТСиП» опирается на следующие положения:
■ профессиональную, духовно-нравственную и культурно-творческую направленность обучения и воспитания;
■ осуществление индивидуального подхода, демократического гуманистического стиля общения(3с.32).
В этом учебном году в техникуме состоялась дискуссия, на которой педагоги поделились своим опытом об условиях создания эффективной образовательной среды.
Ливенцева Татьяна Юрьевна - куратор, мастер производственного обучения высшей категории по профессии «Портной» считает, что:
Дурницына Екатерина Александровна - куратор, мастер производственного обучения высшей категории по специальности «Реклама». Девиз её деятельности «Делай ТЫ - и будут делать дети!!!».
Сплочение группы, по мнению Екатерины Александровны, происходит задолго до встречи с будущими студентами: подробное знакомство с документами, обращая внимание на прежнее место учебы, знак зодиака, социальный статус семьи, характеристику с места учебы. Следующим этапом знакомства с детьми является тест «Психогеометрия» и обязательное участие в общетехникумовском мероприятии «День здоровья». Также для сплочения коллектива очень важным является «Личный пример», т.е. личное участие во всех мероприятиях (творческих, трудовых, профессиональных и т.д.), проводимых группой. Обязательное включение обучающихся в студенческое самоуправление.
Плохой воспитатель (куратор) не может быть хорошим учителем.
Загребельная Татьяна Николаевна - куратор, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, приоритетным направлением работы с группой считает работу с родителями, которая включает в себя:
Шутова Ирина Михайловна - куратор, преподаватель истории и обществознания высшей категории убеждена, что для создания эффективной образовательной среды необходимо:
Ковалева Елена Вадимовна педагог-психолог высшей категории обозначила наиболее значимые моменты для создания эффективной воспитательной среды в группе:
Важно, чтобы куратор был неотъемлемой частью группы.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что воспитание обучающейся молодежи в ГБОУ СПО СО «НТТИТСиП» направлено на преодоление ряда проблем социально-культурной среды, связанных с имущественным расслоением студенчества, ростом недисциплинированности, проявлением агрессивности и жестокости по отношению к сверстникам, определенным отношением к наркомании, алкоголизму и табакокурению.
Гуманистическая воспитательная система техникума открытая: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы( 9 с.12).
Список литературы
1. Григорьев, Д.В. Воспитание в сети событий // Воспитательная работа в школе. – 2006. - № 6. – С. 49-58.
2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2005.– 448с.
3. Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. – 2000. - № 6. – С. 28-35.
4. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов ифразеологических выражений. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковик, 1999. – 944 с.
5. Фельдштейн, Д.И Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. - 206 с.
6. Щуркова, Н.Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания // Педагогика: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов и пед. колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - С. 344 390
7. Циулина М. В. Средовой подход в патриотическом воспитании [Текст] / М. В. Циулина // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 158-165.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.Просвещение.-2009
9. Данилюк,А.Я. Кондаков А.М.,Тишков В.А.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.-М. Просвещение.-2009.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.