Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Идиллически-пасторальный пейзаж в западноевропейской музыке (от античности до классицизма)

27.03.2019 103 134
Осипова Маргарита Николаевна
Осипова Маргарита Николаевна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Всовременной педагогики одно из важных мест занимает проблема эстетического воспитания учащихся. Оно направлено на развитие их художественного вкуса, мышления. Понимания определенных закономерностей эволюции искусства в целом. Однако. Зачастую в основе гуманитарного образования лежит обособленное изучение различных видов искусств, что, определенно, затрудняет восприятие общей картины существующих направлений и жанров в их взаимодействии и взаимосвязи.

В последнее время начали предприниматься  активные усилия по созданию специальных обучающих программ, которые должны дать комплексное представление студентам, учащимся о едином процессе развития видов искусств. Такие программы вводятся на различных стадиях обучения подрастающего поколения в качестве курса «Мировая художественная культура (МХК): в старших классах общеобразовательных школ, училищах, колледжах, вузах гуманитарного и технического профиля.

Как известно, жанр программы не предполагает изложения полного объема информации, которая должна составить содержание каждой темы. Между тем, разработка лекционного курса могла бы оказать существенную помощь преподавателям в их практической деятельности.

В содержание лекций по МХК может быть включена тема «Человек и природа». Эта тема всегда привлекала внимание искусства. Художники стремились постигнуть ее философский смысл и, соответственно, каждый раскрывал ее глубоко индивидуально. В эпохи античности, Возрождения, классицизма, романтизма сложилось свое понимание темы «Человек и природа».

Биография образов природы в искусстве обширна и интересна. Художники различных направлений, вдохновленные красотами ландшафтов, создавали высокохудожественные произведения, воспевающие природу как источник гармонии, добра, умиротворенности. Отношение «Человек и природа» рассматривалось в различных аспектах: выражение единства человека с природой, противопоставление ее душевному психологическому состоянию, соотнесение мира природы с человеческой цивилизацией. В связи с этим в искусстве поднимались важные философско-этические и эстетические вопросы о смысле и назначении природы, сущности взаимоотношения человека и природы, о родственности или враждебности природных стихий людям.

Многообразные мотивы природы, которые получили отражение в искусстве, привлекли внимание искусствоведения. Оно стремится выявить особенности отображения образов природы и эстетических разновидностей пейзажей. В позициях исследователей можно найти точки соприкосновения и отличия. Так, в своем труде искусствовед Г.Гачев выделяет четыре природные стихии, которые получили отражение в искусстве: вода, огонь, земля, воздух.

Литературовед В.Троицкий дифференцирует такие разновидности пейзажей, которые получили воплощение в русской литературе начала XIX века, как пейзаж-настроение, связанный со сферой духовной жизни; пейзаж-развалины, символизирующий неизбежное движение времени; пейзаж-руины, воплощающий «красноречие» исторических памятников. Отражению в природе человеческих страстей соответствует пейзаж-стихия. Пейзаж-твердыня подобен гимну созидательной силе природы. Пейзаж-мираж выражает таинственный мир, неподдающийся осмыслению человеческого сознания.

Литературовед М.Эпштейн в своем труде предлагает сложившиеся к настоящему времени классификацию пейзажей. Одна из них – самая простая – сезонная или ландшафтная, которая дифференцируется по типу времени или места, определяет характер пейзажа (зимний, летний, морской, горный и т.д.). Так же рассматривается деление пейзажей по степени их масштабности. В этой классификации различают: локальный пейзаж, который запечатлевает специфические особенности какой-либо местности. Исследователь выделяет экзотический пейзаж, воплощающий мир  необычный, чуждый художнику данного народа; национальный, символизирующий обобщенный образ родной земли; фантастический пейзаж. Отражающий представление художников о других мирах, волшебное преображение природы.

С другой стороны. Автор предлагает свой тип классификации пейзажей – жанрово-стилевой, определяя его следующим образом: «Жанрово-стилевой: величественный или унылый, бурный или тихий…, в той или иной степени характерны для разных поэтических жанров – оды, элегии, баллады, идиллии»(40, с.130).

Один из типов пейзажей – идеальный – предложенный М. Эпштейном, является наиболее интересным из существующих ныне. В настоящей работе с жанрово-стилевой точки зрения данная разновидность пейзажа определяется как идиллически-пасторальный. Это наиболее точный термин, который апеллирует к жанрам, получившим воплощение как в живописи, поэзии, так и в музыке – идиллия, пастораль, эклога.

Разъяснение смысловой наполненности каждого термина облегчает понимание поэтических, живописных и музыкальных картин, способствует более четкому выявлению признаков идиллически-пасторальной образности в музыкальных произведениях. В словарях русского языка С. Ожегова, Д. Ушакова «идиллия» определяется как «поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, мирное счастливое существование». По В. Далю данный жанр – это «небольшой рассказец, поэма, мечтательного сельского быта». Авторы словарей едины в определении жанра пастораль: «она содержит описание мирных, любовных сцен пастушьей жизни на лоне природы»; эклога же -  «стихотворение в повествовательной или диалогической форме на тему о пастушьей жизни, сходное с идиллией». Таким образом, основной чертой данных жанров является изображение мирных сцен жизни человека на лоне природы, которая находится в состоянии гармонии, красоты, порядка и максимального соответствия человеческому бытию. Подобное представлении об идиллии восходит своими истоками к эпохе античности и библейскому Эдему, получает отражение в различных философских теориях (Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо, Л. Альберти и др.). Идиллически-пасторальный пейзаж обретает не только эстетическое значение, но и философский смысл, станет выражением мировоззренческой позиции представителей различных эпох.

В художественном произведении реальное отношение к предметному миру может свободно сосуществовать с вымыслом, не ограниченным натуральным копированием. При создании пейзажа в искусстве подбираются определенные пейзажные предметы, комплексы, образующие символы того или иного типа пейзажа. Именно эстетический отбор предметов (мотивов) в пейзаже служит выражением индивидуальности художника и его эмоционального состояния.

У пейзажа. Будь он  идиллически-пасторальный, бурный или унылый, есть свои законы, создающие в сочетании с определенный его тип – индивидуальный, четко отличимый от любого другого. Каждый пейзаж образуется из сочетания различных мотивов. Так, идиллически-пасторальный пейзаж сформировался из следующих составных мотивов: ручей, ветерок, деревья, трава, цветы, птицы; выбирается весенне-летнее время года (реже зима) и время суток – утро, день. Задача выявления пейзажных комплексов – весьма важный фактор, помогающий понять законы поэтизации природы в искусстве.

Настоящая работа представляет собой разновидность проблемной лекции. Она посвящена воплощению одного из предложенных типов пейзажа в музыке – идиллически-пасторального,  наиболее рано сложившегося и получившего широкое распространение на протяжении ряда эпох (от Возрождения до романтизма). Эта тема не получила достаточного освещения в музыковедческой и искусствоведческой литературе. Попытка выявления общих принципов художественного претворения идиллического пейзажа в музыке, литературе, живописи не предпринималась.

Тема «идиллически-пасторальный пейзаж в музыке» поднимает важные, философско-эстетические проблемы, волнующие человечество. Она помогает понять многоликость и неоднозначность не только искусства в целом. Но и одного явления, эволюционирующего на протяжении большого исторического отрезка времени. Претворение в искусстве проблемы «человек и природа» и, в частности, темы «идиллически-пасторальный пейзаж» направлено не только на познание процесса художественного творчества, но и содержит в себе воспитательную функцию, развивающую эстетический вкус молодежи, способствует формированию у нее высоких нравственных качеств.

Целью работы является попытка разработать практическое пособие, написанное в жанре лекций для курса МХК. В связи с этим выдвигаются следующие задачи: выявить истоки и основные этапы эволюции идиллически-пасторальной образности в музыке, поэзии, живописи Западной Европы эпохи Просвещения, сконцентрировать внимание на особенностях претворения композиторами музыкального пейзажа.

Разработанные две лекции опираются на два принципа тематический и хронологический, которые позволяют изучить одно и то же явление в эволюции, выявить специфическое претворение его особенностей эпохой, направлением, стилем. Представленная работа – один из вариантов выбора возможного построения цикла лекций, принцип которого может быть использован и для разработки других тем. Тема также может быть положена в основу тематических лекций-концертов, радиопередач, музыкальных вечеров для детей и родителей.

 

Оригинал работы:

Идиллически-пасторальный пейзаж в западноевропейской музыке (от античности до классицизма)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*