Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Анализ контроля знаний студентов при проведении различных видов учебных занятий

22.01.2013 1549 5538
Лещенко Т.А., заместитель директора по учебной работе

Новоузенский агротехнологический техникум (ГБОУ СПО Саратовской области)

«От повседневного совершенствования

качества работы, осуществляемого

благодаря вдумчивому контролю

преподавателей, зависит культура

всего педагогического процесса»

В.А. Сухомлинский

 

Одним из путей улучшения качества обучения является повышение эффективности контроля знаний. Проблема контроля знаний многогранна и в современном образовательном процессе считается актуальной. Наиболее важная цель контроля – мотивирование регулярной и целенаправленной работы студентов. Интенсивность и регулярность работы студентов зависят, главным образом от частоты и регулярности проведения контроля. От этого же зависит и длительность сохранения в памяти усвоенных знаний. Чем чаще происходит контроль, тем лучше студент адаптируется к контрольной процедуре: его нервное напряжение значительно снижается.


Другая цель контроля – дать возможность студенту сопоставить свою работу с требованиями преподавателя. Выяснить недочеты, недоработки и внести коррективы в свою подготовку.

 

Чтобы провести анализ организации контроля знаний студентов в нашем учебном заведении была собрана следующая информация:

1) наличие основного нормативного документа о контроле «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов»;

2) членами администрации посещены и проанализированы различные виды учебных занятий с целью наблюдения организации контроля на отдельных этапах у 42 преподавателей;

3) проведено анкетирование преподавателей и студентов 10 учебных групп разных специальностей.

4) проведен входной контроль по русскому языку и математике для студентов 1 курса;

5) составлен график выполнения обязательных контрольных работ.

6) результаты текущего контроля знаний и умений студентов ежемесячно выставляются преподавателем в журнале учебных занятий отдельной колонкой. Итоги ежемесячно анализируются учебной частью и советом студенческого самоуправления;

7) разработаны рекомендации по организации контроля знаний на учебных занятиях;

8) созданы фонды контрольных заданий.

 

Функции контроля

  • Диагностическая (проверочная)
  • Обучающая
  • Развивающая
  • Воспитательная
  • Методическая

 

 Диагностическая (проверочная)


По данным контроля выявляются общие недостатки и ошибки в целом по группе, техникуму и можно по его результатам давать рекомендации по их устранению.


Например, входной контроль несет в себе диагностическую функцию.


Входной контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний, чтобы использовать его как фундамент и ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Преподаватель вносит коррективы в КТП, определяет каким учебным элементам уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов.

 

Результаты входного контроля по русскому языку

на 1 октября 2012 года

Группы

В – 11

З – 11

Б – 11

М – 11

М – 12

Т - 11

П – 11

 

Успеваемость

 

 

49 %

 

52 %

 

61 %

 

61 %

 

52 %

 

44 %

 

70 %

 

Качество

 

 

22 %

 

30 %

 

54 %

 

24 %

 

20 %

 

30 %

 

37 %

 

Результаты входного контроля по математике

 на 1 октября 2012 года

Группы

В – 11

З – 11

Б – 11

М – 11

М – 12

Т - 11

П – 11

 

Успеваемость

 

 

63 %

 

66 %

 

75 %

 

67 %

 

58 %

 

50 %

 

85 %

 

Качество

 

 

31 %

 

35 %

 

45 %

 

23 %

 

29 %

 

23 %

 

55 %


Обучающая функция


В ходе проведения контрольных заданий происходит повторение и закрепление.


Например, психологи отмечают, предупреждение студентов о необходимости запомнить информацию, сделанное перед началом занятия повышает число запомнивших на 50%. На посещенных занятиях комбинированного типа мы наблюдали, что повторяемые неоднократно дидактические единицы хорошо усваиваются студентами и они уверенно оперируют ими при ответах на экзаменах.

 

Развивающая функция


Контроль содействует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, умению сопоставить и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы обобщения, приводить доказательства.


Преподаватель должен знать, что запоминание осмысленной, логически связанной информации в 10 раз выше, чем неосмысленной или логически несвязанной и учитывать это на каждом своем занятии. Лучше развивающая функция реализуется преподавателями, проводящими курсовую работу.

 

Воспитательная функция


Контроль дисциплинирует студентов, воспитывает у них чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность. Больше всего воспитательная функция реализуется преподавателями на 1 курсе.

 

Методическая функция


Контроль позволяет оценить методы преподавателя, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности, т.е. контроль учит не только студента, но и преподавателя. Все преподаватели, анализируя прошедший урок, выполняют методическую функцию контроля.

 

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков студентов. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала. Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль может быть индивидуальным и групповым. При организации текущего контроля необходимо добиваться сознательного, а не формального, механического усвоения студентами учебного материала.

Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого студента, в этом случае студенты перестают регулярно готовиться к занятиям, а следовательно, систематически закреплять пройденный материал.

 

Работа с оценкой едва ли не самая сложная проблема в деятельности преподавателя. Оценке предшествует деятельность студентов и ее необходимо оценить. Методическим кабинетом техникума разработаны критерии оценки знаний студентов по 5-балльной системе.

Оценка – это своего рода символ и в то же время мерило, позволяющее определять степень успешности обучения. Преподаватель может по–разному пользоваться этим инструментом, однако каждый должен знать фактическое смысловое значение оценки: она дает объективное представление о том, что знает и умеет студент, что у него получается и как с ним работать дальше. Важно помнить, что оценивается не выполнение задания, ни ответ, а умение пользоваться полученными знаниями для извлечения новых. Оценка должна стимулировать деятельность студента, поэтому справедливость при выставлении оценки выступает как наиболее значимый фактор (особенно с точки зрения студентов). 41 % студентов техникума отметили, что были случаи необъективной оценки. Очень осторожно надо относиться к неудовлетворительной оценке. Известный российский педагог Лизинский считает: «Всякая двойка – это трагедия. Двойка принесла людям больше бед, обид, несчастий, сломанных судеб, катастроф, чем любой диктатор, любая политика, любое другое действие или событие. Как известно, медики и учителя, рассматривающие свою работу не как творчество, а как ремесло, достаточно быстро становятся безразличными к судьбам пациентов и своих учеников»

 

Если говорить конкретно о педагогах, то нередко мы видим, что, относясь к своей деятельности как к тяжелой и мучительной работе, некоторые преподаватели при выставлении неудовлетворительной оценки не понимают, что студент становится безразличным к оценке или относится к своей неуспешности с озлоблением. За всем этим стоит наше педагогическое безразличие или бессилие. 5 % опрошенных студентов отметили, что чаще всего они получают оценку «2».

 

В техникуме разработаны правила работы с неуспевающими:

1. Следует решением администрации запретить выставлять неудовлетворительные оценки тем преподавателям, которые еще не научились работать с отстающими студентами.

2. Моральное право ставить неудовлетворительные оценки имеет только тот преподаватель, которого как предметника, человека и воспитателя уважают студенты!

3. Выставление неудовлетворительной оценки является сигналом для преподавателя, требующим серьезно пересмотреть весь педагогический арсенал своей деятельности.

4. Без точного знания, насколько студенту нравитесь вы и ваша дисциплина, понимает ли он то, что происходит на уроке, интересны ли ему те или иные фазы урока, способы и формы работы с ним, - без этого довольно сложно добиться успеха.

5. Важно много знать о студенте, находящемся на грани предметного риска: какова степень запущенности материала, какие психологические приемы и формы педагогической поддержки можно использовать в работе с ним.

6. После оценки «2» преподаватель ставит не точку, а двоеточие и затем постоянно работает со студентом на предмет выведения его на более высокий уровень знания предмета.

7. В рамках контроля знаний преподаватель должен относиться к неуспевающему студенту с предельным уважением и вниманием.

8. Педагогическая поддержка неуспевающему студенту должна стать главной работой преподавателя.

9. Через целую серию психолого-педагогических процедур необходимо с предельной точностью выяснить причины неуспеваемости студента. (С этой целью используются беседы, наблюдение, выдача специальных заданий, анкетирование, встречи с родителями, совместная работа с другими преподавателями и т.д.)

 

Рубежный контроль проводится по окончанию целого раздела учебного материала (модуля). Чаще всего он проводится в виде тестов. В рамках модульной системы обучения некоторые преподаватели используют рейтинговую систему контроля знаний. Ее преимущества преподаватели видят в возрастании у студентов мотивации к учебному труду и  ответственности за его результаты. Эта система требует от преподавателей затраты дополнительного времени, кропотливости в учете слагаемых баллов.

 

Методы контроля


 

 Из посещенных занятий, из анализа проверенных технологических карт учебных занятий следует вывод: излюбленными методами контроля являются:

1) устный 46 %

2) письменный 42 %


    Положительные и отрицательные стороны устного и письменного контроля:

 


« + »

1) людей, которые говорят грамотно и красиво, становится все меньше, поэтому мы учим студентов выражать свои мысли через устные ответы

2) применение этого метода возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала у всех студентов группы; предъявлять ко всем одинаковые требования

 

« - »

1) опрашиваются единицы

2) есть вероятность, что ответы списаны

 

Принципы контроля

  1. Планомерный и систематический
  2. Объективный
  3. Всесторонний
  4. Индивидуальный


 

Студентам был задан вопрос: «Что вы чаще всего делаете на уроках?»

 

Результаты оказались следующими:

Списываю с доски

58 %

Слушаю преподавателя, который долго говорит

50 %

Записываю во время того, как преподаватель рассказывает

26 %

Работаю в группе над решением какой-либо проблемы

10 %

Работаю на компьютере

15 %

Обсуждаю свою работу с преподавателем

15 %

Провожу время, думая о своём

25 %

Участвую в дискуссии

20 %

 

Таким образом, складывается картина, из которой следует, что любой опрос (письменный или устный) позволяет получить обратную связь, объективную картину фактических знаний студентов.

И это требует вести обучение активными методами, повышать познавательную творческую деятельность на уроке использование компьютерного тестирования.

 

Подводя итоги по проведенному анализу о путях совершенствования системы контроля учебной деятельности студентов, следует сделать однозначный вывод, что контроль является обязательным компонентом процесса обучения. Он осуществляется на всех этапах учебной работы, обеспечивает обратную связь «преподаватель-студент» и служит основанием для внесения необходимых корректив в методы и формы организации учебных занятий. Преподавателям важно сделать определенные выводы при планировании своих занятий и систематически учитывать процедуру контроля знаний  разными методами и на разных этапах. Предлагаем в цикловых комиссиях организовывать мастер-классы, на которых опытные преподаватели продемонстрируют: тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль, разноуровневые задания, контроль уроки нетрадиционного вида, рейтинговую оценку, контроль опережающего обучения (доклады); обязательно анализировать посещенные занятия, обобщать накопленный опыт и ретранслировать его среди начинающих преподавателей.

 

Список используемой литературы:

  1. Решетникова Ю.Л. Формирование профессиональной компетентности // Среднее профессиональное образование. №1. 2012. С. 28 – 30.
  2. Асевова Г.Б. Использование информационных технологий в обучении // Среднее профессиональное образование. № 8. 2011. С.128 -130.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*