Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы организации заочного обучения в Чукотском полярном техникуме и пути их решения

21.03.2019 108 149
Гаврилов Сергей Николаевич
Гаврилов Сергей Николаевич, директор, к.п.н.

Чукотский полярный техникум посёлка Эгвекинот

Аннотация:

Заочное обучение - форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью, является частью системы непрерывного образования.

Предполагается самостоятельное прохождение учащимися отдельных разделов учебных курсов, в соответствии со специально разработанными учебными программами и планами, выполнение контрольных заданий, проверяемых периодически специализированными учебными заведениями, и очную сдачу в нем установленных экзаменов [3].

Первое упоминание об обучении без отрыва от основной деятельности возникло в связи с разработкой метода использования почтовой связи для рас-сылки ученикам указаний, контрольных работ и других учебных материалов и получение от них вопросов и выполненных заданий. Авторами этого нововве-дения, которое появилось более 130 лет тому назад, были Ч. Тусен, преподаватель французского языка Берлинского университета, и Г. Лангеншейд, член Берлинского общества современных языков. [2].

В России заочная форма обучения была сформирована и начала свое действие как одна из дополнительных форм обучения. Изначально она создавалась, чтобы гарантировать равенство прав на образование для различных социальных слоев общества, и, прежде всего, для рабочей молодежи. В дальнейшем заочная форма образования стала самостоятельной и сравнялась в правах со стационарной формой обучения.

Задачи заочного среднего профессионального образования соотносятся с задачами социально-экономического развития государства, требований к специалисту сегодняшнего дня, которого должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность принимать новаторские решения.

Подготовка специалистов по всем формам обучения ведется в соответствии с единой квалификационной характеристикой. Учебный план заочного обучения, определяющий перечень изучаемых дисциплин, содержит те же циклы учебных предметов, что и при дневном обучении. Их изучение осуществляется по единым программам.

Многие исследователи заочного обучения отмечают ряд преимуществ такой формы, это:

-возможность совмещения работы и учебы;

-индивидуализацию обучения, позволяющую обучающимся выбирать собственный темп и график учебной деятельности;

-при одновременном обучении и работе по той же специальности обучающийся получает возможность соотносить теорию с практикой.

-обучающийся имеет возможность получать специальность по заочной форме и учится в другом учебном заведении;

-отсутствие возрастных ограничений для получения образования;

-реальная возможность получить среднее профессиональное образование для лиц, проживающих в сельской местности, где отсутствуют образовательные учреждения данного уровня;

-возможность получить образование лицам, имеющим медицинское ограничение для получения регулярного образования в стационарных условиях, а также военнослужащим.

Наряду с преимуществами заочного обучения исследователи отмечают и ряд недостатков:

-самый важный из них — отсутствие контакта между преподавателем и студентом в период между сессиями, невозможность оперативного получения консультации при решении учебных задач;

-нет общения в студенческой среде;

-требуются навыки самостоятельной работы;

-меньшая степень контроля процесса обучения;

-почти нет лабораторных и практических работ;

-затрудненный доступ к библиотечным фондам;

-в качестве учебных пособий студентам-заочникам предлагают литературу, предназначенную для дневных отделений (а заочникам нужны специфические учебники, способные заменить отсутствующего преподавателя; пока таких учебников недостаточно);

-прерывистость учебного процесса;

-и наконец, отсутствие практической составляющей в обучении у тех, кто не работает по профилю специальности.

Заочная форма обучения специалистов со средним профессиональным образованием в нашем техникуме осуществляется сравнительно недавно.

В 2014 году был осуществлен первый набор обучающихся по специальности Экономика и бухгалтерский учет.

На сегодняшний день у нас на заочном отделении обучаются три группы по специальностям: Экономика и бухгалтерский учет, Маркшейдерское дело, Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Координация деятельности отделения осуществляется заместителем директора по учебной работе и методистом.

Первоочередная задача заочного отделения состоит в том, чтобы помочь обучающимся освоить образовательную программу с высоким качеством, подготовить специалистов, умеющих ориентироваться в современном образовательном социуме.

Учитывая особенности заочного обучения, которые выделяют зарубежные и отечественные исследователи, мы придерживаемся следующих принципов:

-обучение должно быть проблемно ориентировано;

-обучение должно опираться на опыт самих обучающихся;

-опыт, полученный в результате обучения, должен быть значимым для обучающегося;

-цели обучения должны быть сформулированы при участии обучающихся;

-обучающийся должен получать информацию о достигнутом прогрессе по отношению к целям.

Для решения проблемы управления самостоятельной работой обучающихся, со стороны образовательного учреждения проводится следующее:

-квалифицированные инструктажи, которые включают в себя конкретное определение объема выполнения работы и ориентировку обучающихся на ее выполнение;

-обучающимся выдается график выполнения заданий, учебная программа, методические указания и контрольные задания, составленные таким образом, чтобы помочь им организовать самостоятельную работу и облегчить усвоение учебных дисциплин;

-создаются условия для успешной работы студентов (наличие в библиотеке необходимой литературы, учебных пособий и методических рекомендаций).

-в стадии разработки находится программное обеспечение, которое позволит использовать в дальнейшем в процессе обучения элементы дистанционных технологий.

-каждый преподаватель, работающий на заочном отделении, имеет свою электронную почту, что позволяет создать условия для общения между преподавателем и обучающимся в период между сессиями возможность оперативного получения обучающимся консультации при решении учебных задач и своевременной сдачи выполненных заданий;

-для создания условий общения в студенческой среде, в популярной бесплатной системе WhatsApp, позволяющей мгновенно пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио через Интернет, созданы группы, состоящие из обучающихся заочного обучения определенной специальности и методиста заочного отделения. Данная система позволяет обучающимся делиться информацией между собой, и кроме этого, получать от методиста объявления или иную нужную информацию.

Анализируя достоинства и недостатки заочного обучения, можно сделать следующие выводы:

-заочная форма обучения и далее будет востребована, так как всегда найдутся те, кому придется совмещать работу и обучение;

-необходимо более широкое привлечение в образование обучающихся по заочной форме интернет ресурсов, в частности элементов дистанционного обучения;

-выстроить систему взаимосвязи между студентом и преподавателем таким образом, чтобы каждый студент мог иметь возможность задать все интересующие его вопросы и получить на них квалифицированный ответ;

-необходимо создать взаимодействие между работодателями и учебными заведениями с привлечением сотрудников предприятий к преподаванию специальных и общепрофессиональных дисциплин и строить изучение программы обучения исходя из потребностей потенциального заказчика - предприятия.

Все это позволит перевести заочное обучение на новый более качественный уровень подготовки высококвалифицированных специалистов, способных работать в сфере инновационной экономики, быть конкурентно-способными и востребованными на рынке труда.

 

Библиографический список

1.Ермоленко В. А. Профессиональное обучение безработных граждан: учебные планы и программы // Магистр. 1995. № 2. С. 53-57.

2.Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. - 256 С.

3.Содержание подготовки инженеров-педагогов: Сб. науч. тр. -Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1987. 136 С.

 

Оригинал работы:

Проблемы организации заочного обучения в Чукотском полярном техникуме и пути их решения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*