Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Актуальность работы по профориентации молодежи

18.03.2019 3726 7693
Дементьева Нина Евгеньевна
Дементьева Нина Евгеньевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Осуществлять профориентационную работу с подрастающим поколением необходимо начинать с раннего детства. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или иной сфере экономики, показывающие высокую производительность труда — важный стратегический ресурс для государства и общества, гарантирующий стабильность и рост.
Всегда перед учащимися старших классов стоял один жизненно важный вопрос: «Кем быть?» Именно в наше время данная проблема приобретает очень важный смысл, так как жесткая конкуренция на рынке труда заставляет задуматься школьников и их родителей над этим вопросом. Верный ответ на него влияет на всю дальнейшую судьбу человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в огромном мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу.

Профориентация должна содействовать рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства страны в кадрах определенных профессий. К тому же, современный мир, с его интенсивным ритмом развития, отдает предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями. Карьерный рост у таких людей развивается более быстро, а заработок приносит удовлетворение.
Исследователи проблемы профориентации пришли к выводу, что уровень психологической готовности молодых людей к профессиональному выбору нельзя считать зрелым и хорошо сформированным. Опыт работы педагогов нашего заведения показывает, что к моменту профессионального выбора не всегда готовы не только выпускники школ, но и студенты уже поступившие учится определенной профессии. Сделать осознанный, полноценный выбор им трудно с одной стороны, из-за недостаточной сформированности соответствующих психологических функций, с другой стороны, из-за объективно существующих социальных факторов, сдерживающих человека в рамках определенных жизненных условий. С каждым годом показатели собственно процесса обучения, получения профессиональных знаний и интеллектуального удовлетворения, т. е. внутреннего мотивационного фактора, понижаются, в то время как возрастает частотность выборов внепрофессиональных мотивов, т. е. внешних мотивационных факторов выбора профессии. Таким образом, престижность профессии и материальный достаток являются наиболее смыслообразующими факторами выбора профессии. Но, как известно, профессия должна не только кормить, но и приносить радость, чувство удовлетворения, стремление к творчеству, осознание своей значимости в жизни. Поэтому важно сделать правильный выбор и в этом может помочь социальный педагог в школе, который с ориентирует молодое поколение в профессиональном выборе. Основная особенность профориентационной работы заключается в оказании помощи старшеклассникам осознанно выбрать будущую профессию, сформировать у них собственный взгляд на трудовую деятельность, научить оценивать свои возможности.

Педагоги нашего образовательного учреждения проводят планомерную профориентационную работу в школах города и поселков Урюпинского, Нехаевского, Новониколаевского и других районов. Работа ведется в основном в формах просвещения и консультирования о содержании той или иной профессии, функциях, требованиях, предъявляемых к личностным характеристикам человека, трудностях данной профессии.

Опыт показывает, что часто в выборе профессии участвуют родители, которые ориентируют детей исходя из своего представления о сфере деятельности. Но надо иметь в виду, что представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни, не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей, нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями студентов.

Некоторые родители или бабушки и дедушки, закончив, например, когда то ПТУ по профессии Повар, кондитер, не представляют, какие высокие требования предъявляются к данной профессии в настоящее время, которая является достаточно престижной и входит в число самых востребованных на рынке труда.

И сталкиваясь со студентами не мотивированными на профессиональную самореализацию, т.е. не планирующих достижение высоких результатов в овладении профессиональными компетенциями, преподаватели спецдисциплин и мастера производственного обучения основные усилия по профориентированию прикладывают к работе с первокурсниками, подключая и родителей.

На совместных собраниях нами раскрывается содержание специальности, перечень программ, знакомим с видами практик. Обязательно демонстрируем достижения наших студентов показом архивных материалов, слайдовой презентации, записи репортажей из новостей города, отражающих жизнь и достижения наших студентов.

В практике нашего учебного заведения используются разнообразные мероприятия, ориентирующие студентов и приглашенных учащихся из школ в профессиях:

- День открытых дверей;

- Конкурсы профессионального мастерства;

- Олимпиады по профессии;

- Мастер-классы по карвингу;

- Встречи с выпускниками, работающими по профессии;

- Экскурсии на предприятия и т. д.

Информация о достижениях студентов и текущих мероприятиях систематически выносится на сайт техникума.

И все таки, по несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях все еще не достигла своей главной цели — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. Так, по профессии Повар, кондитер работают менее половины наших выпускников.

Проведенные исследования причин отказа молодым при найме на работу показывает, что выпускники недостаточно владеют навыками самопрезентации, слабо ориентируются в планировании своей профессиональной карьеры, не обращают внимания на свой внешний вид, к тому же работодатели желают иметь сотрудников уже с опытом работы в данной профессии.

Поэтому необходимо больше уделять внимания профориентированию на этапе школьного образования, используя не только формы просвещения и консультирования, но и такие как профподбор и профотбор.

Работа преподавателей, классных руководителей, мастеров производственного обучения с первокурсниками, прежде всего, направлена на решение проблемы адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности. С начала учебного года, с целью выявления мотивов выбранной профессии, проводятся мероприятия диагностического характера, позволяющие выявить мотивы выбора профессии, личностные качества. профессиональные установки личности студентов. Это, например, написание эссе: «Почему я выбрал(а) профессию «Повар, кондитер»?», «Какими качествами личности должен обладать повар, кондитер?». Развитию уровня мотиваций способствует активное привлечение студентов уже с первого курса к работе в кружках по профессии, к участию в профессиональных конкурсах «Моя будущая профессия», декадниках по специальностям, использование проектных форм работы, совместно со студентами старших курсов.

Чем активнее обучаемый, тем труднее удержать его интерес к учебе, используя традиционный подход в организации учебных занятий. Он стремится к решению серьезных профессиональных задач, где он может продемонстрировать умение самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать из разных источников. Привлечение к работе над проектом, как наставников - консультантов, продвинутых студентов 3 курса, способствует усилению мотивации к профессиональному обучению.

Приглашение практических работников на занятия по учебной практике, участие их в конкурсах по профессиям в качестве экспертов, повышает информированность студентов и интерес к будущей профессии.

Использование различных форм интерактивного обучения: групповых форм работы студентов, деловых, ролевых игр, тренингов, интегрированных занятий усиливает эффект личностных взаимоотношений участников, организовывает их в единую коллективную деятельность, направляет их на продуктивное взаимодействие, тем самым способствует формированию качеств социально – адаптированной личности, а именно:

целеустремленность, предприимчивость, стремление к поиску нового, способность к самостоятельному принятию решений.

Таким образом, профессиональная ориентация — это сложная система, которая включает в себя несколько аспектов: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический .

Социальный аспект направлен на формирование ценностных ориентиров подрастающего поколения в профессиональном самоопределении (изучение требований к квалификации работника той или иной сферы)

Экономический аспект включает подготовку молодежи к выбору профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности; изучение рынка труда. Изучение особенностей личности, формирование профессиональной направленности, т. е. способности к осознанному выбору является содержанием психологического аспекта профориентационной работы. А педагогическаяработа в этом направлении включает - формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов. Медико-физиологический аспект - разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Поднятие качества профориентационной работы на должный уровень является первостепенной и главной задачей образовательных учреждений всех уровней, начиная со школы и заканчивая вузом.

Литература:

1. Бендюков М. А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е. И. Горбатого. И. Л. Соломин. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000.

2. Горбачева С. М., Стрижко И. И. Профессиональная ориентация учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 778-781. — URL https://moluch.ru/archive/101/22874/

3. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. — М.: Просвещение, 2008. — 272 с.

4. Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 619-623. —

5. Фадеева, Е. И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни / Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич. — М.: ЦГЛ, 2004. — 145 с.

 

Оригинал работы:

Актуальность работы по профориентации молодежи




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*