Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль учебной практики по профессиональным модулям в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов в рамках ФГОС

15.03.2019 1935 3906
Прудникова Татьяна Юрьевна
Прудникова Татьяна Юрьевна, преподаватель

Паденок Ирина Николаевна
Паденок Ирина Николаевна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО 3+) нового поколения по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» предусматривает формирование принципиально новых профессиональных и общих компетенций у специалистов среднего звена, на базе освоения, закрепленных за каждым профессиональным модулем и дисциплиной, знаний и умений.

Формирование общих и профессиональных компетенций у специалистов в области экономики и бухгалтерского учета (по отраслям), на основе приобретенных умений и знаний, говорит, прежде всего, об эффективности профессиональной подготовки. Профессиональные компетенции формируются при изучении профессиональных модулей, а общие компетенции - при изучении дисциплин и профессиональных модулей.

Федеральный стандарт специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» предусматривает изучение пяти профессиональных модулей базовой подготовки и шести профессиональных модулей углубленной подготовки обучения.

Каждый модуль направлен на приобретение своих профессиональных компетенций. Формирование профессиональных компетенций происходит на нескольких этапах:

на первом этапе - в ходе изучения теоретического и практического материала,

на втором этапе - при прохождении учебной практики, согласно изученному материалу,

и на третьем этапе - происходит закрепление полученных профессиональных компетенций - их применение в ходе прохождения производственной практики.

Практика является обязательным разделом программы подготовки специалистов среднего звена СПО.

Практическая подготовка обучающихся является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям СПО.

Целью практической подготовки обучающихся является обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Достижение этой цели осуществляется путем формирования у них общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, а также приобретения практического опыта по специальности.

Программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 в нашем колледже предусмотрены следующие виды практики:

учебная практика, которая направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта;

производственная практика по профилю специальности, которая направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППССЗ СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС по специальности;

преддипломная практика, которая направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Все виды практики выполняют образовательную, развивающую и воспитательную функции и направлены на формирование специалистов, которые будут способны к инновационной деятельности, самостоятельной работе, быстрой адаптации к условиям профессиональной деятельности.

Содержание рабочих программ профессиональных модулей, включающих в себя разделы учебной практики и производственной практики, определяется федеральными требованиями к результатам подготовки по каждому из профессиональных модулей ППССЗ СПО, составленными в соответствии с ФГОС, а также требованиями работодателей.

Важным звеном в профессиональной подготовке по профессиям СПО экономического профиля является учебная практика, которая направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта по основным видам деятельности для последующего полного освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии, а также на освоение рабочей профессии по специальности с получением квалификации по рабочей профессии.

В ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии. Студенты получают:

1)возможность реализовать свои профессиональные знания и умения;

2) активно включиться в целостный процесс, а также, учатся умению владеть собой, устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса, так как на сегодняшний день главной задачей образования становится подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения выбрать рациональный способ, обосновать свое решение.

Специфика формирования профессиональных компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда обучающейся сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

Реализовать эти задачи помогает внедрение на учебной практике элементов технологии критического мышления. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая практический характер, сама становится предметом усвоения.

При отборе содержания практических работ по учебной практике преподаватели колледжа руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста.

Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту. Анализ требований ФГОС к содержанию учебной практики позволяет выявить умения, овладение которыми возможно в ходе изучения учебного материала. На формирование профессиональных умений направлены и практические задания, которые выполняются на практических занятиях учебной практики.

В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности в нашем колледже широко используются анализ и решение ситуационных задач.

Большое место в нашей педагогической практике занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения - неотъемлемое качество будущего специалиста. Поэтому методы анализа ситуаций и решения ситуационных задач позволяют формировать данные компетенции.

Как правило, задачи могут быть сложные, так называемые комплексные. Поэтому необходимо научить обучающихся решать сначала простые задачи и, постепенно усложнять их. Среди сложных задач можно выделить:

- сквозные задачи, проходящие через весь курс.

- комплексные - охватывающие одновременно несколько учебных дисциплин;

-целевые комплексные задачи, проходящие через несколько дисциплин, но направленные на достижение конкретной цели.

Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у обучающегося первоначальный самостоятельный профессиональный опыт.

Учебная практика организуется в стенах колледжа под руководством преподавателей учебных дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла. Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков по специальности 38.02.01 проходит в образовательном учреждении в специализированных кабинетах оснащенных современным оборудованием, необходимым раздаточным материалом, содержащим задания для выполнения практических работ.

В начале практики студенты знакомятся с перечнем умений, которыми они должны овладеть. Также обучающиеся знакомятся с критериями при оценке учебной практики.

Итоговой формой контроля по каждому виду и этапу учебной практики является дифференцированный зачет, который проставляется каждому обучающему по учебной практике в аттестационном листе.

Модернизация образования, затронула все сферы образовательного процесса, и также коснулась и средств обучения. Изменение целей образования требует пересмотра всего учебно-методического комплекса. Поэтому в нашем колледже преподавателями отделения 38.02.01 был разработан комплекс ситуационных задач по учебным практикам профессиональных модулей в виде рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, как специфическое средство развития познавательной активности студентов, позволяет индивидуализировать процесс познания знаний.

За время учебной практики студент выполняет задания, предусмотренные программами практик, которые формируются с учетом видов работ, указанных в рабочих программах профессиональных модулей.

Опыт использования рабочей тетради на учебной практике, на наш взгляд, является наиболее эффективным инструментом обучения; позволяет организовать самостоятельную работу студентов, способствует формированию комплекса практических навыков, знаний и умений.

Их достоинства неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени обучающегося за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, т.е. на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа задач.

Внедрение такого пособия в практику учебного процесса позволяет решать многие задачи, такие как:

развитие мышления;

более прочное усвоение теоретического материала, приобретение практических умений и навыков решений не только типовых, но и развивающих, творческих задач;

овладеть алгоритмами решения основополагающих задач профессионального цикла;

контроль за ходом обучения студентов конкретной учебной дисциплине, модуля и формирование у них умений и навыков самоконтроля.

В заключении хотелось бы отметить, что за время проведения учебной практики у студентов был отмечен значительный прогресс, как в формировании позитивного отношения к процессу обучения в целом и осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, так и значительный рост в развитии их практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.

 

Оригинал работы:

Роль учебной практики по профессиональным модулям в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов в рамках ФГОС




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*