Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социализация обучающихся колледжа как процесс и результат формирования личности (из опыта работы применения технологии развития критического мышления на уроках литературы)

07.03.2019 987 1772
Сафиулина Валентина Владимировна
Сафиулина Валентина Владимировна, преподаватель Кыштымского филиала

Южно-Уральский государственный колледж

Актуальность темы. Проблема социализации подрастающего поколения с целью успешной адаптации в обществе, всестороннего развития всегда считалась актуальной. «Социализация – это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, формирование готовности к социальным действиям, а также освоение и передача человеческого опыта социального взаимодействия молодого и взрослого поколений. Социализация включает в себя три компонента:

1.Познавательный компонент – формирование целостной картины мира, приобретение новых умений и знаний.

2.Ценностно-ориентационный компонент – соотнесение получаемой информации с собственным опытом и последующее формирование собственного отношения к ней, что в дальнейшем определяет направленность личности.

3.Деятельностный компонент – деятельность личности, основанная на системе ценностей, позволяющая формировать индивидуальность личности.» [2].

Важное место в данном процессе играют учреждения профессионального образования, возрастает их ответственность за успешную социализацию студентов.

Педагогическая теория рассматривает социализацию как процесс и как результат формирования личности. Как процесс, социализация ставит целью формирование и развитие личности, что происходит при изучении литературы. А как результат – сложившаяся система базовых ценностей. Успешное интеллектуальное развитие личности определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение. В этой связи развитие критического мышления является неотъемлемой частью модернизации в современном образовании в целом и оптимизации обучения в профессиональном колледже. Актуальность данной темы обусловлена практической потребностью общества в личности, обладающей определёнными качествами мышления. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. На учебных занятиях по литературе формирование критического мышления осуществляется, прежде всего, через такие виды речевой деятельности, как чтение, письмо и устная речь. Особую роль в реализации этих целей призвана сыграть технология развития критического мышления (ТРКМ), которая используется мной на уроках литературы. Кроме того, в современных условиях развития общества и экономики образование становится ведущим фактором социализации личности. С педагогической точки зрения социализация — это процесс усвоения и использования человеком социального опыта человечества. Систему ценностей не выдумывают, системой ценностей живут, она - суть опыта человека, плод личностного труда. Социализация студентов в колледже происходит в определенной педагогической системе в процессе ее функционирования, то есть в педагогическом процессе. А это всегда взаимодействие преподавателей и студентов.

Задачи, стоящие перед преподавателем литературы, во многом отличаются от целей и задач других преподавателей-предметников. По большому счёту, наша главная цель – это душа студента, развитие нравственных параметров личности. Чтобы помочь студентам в будущей жизни, я использую на уроках литературы один из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании их мыслительной деятельности, это технология развития критического мышления (ТРКМ). Технология РКМ представляет собой целостную систему, она направлена на освоение студентами базовых навыков открытого информационного пространства, развитие их нравственных качеств. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Формы урока РКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Студенты не сидят пассивно, слушая преподавателя, а становятся главными действующими лицами урока, они соотносят свои знания с новыми, думают, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть. При этом иногда им приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Разумеется, при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми, причём не только спорить, но и находить точки соприкосновения. Однако процесс этим не исчерпывается: когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства. И как итог — критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально -значимых. Студенты учатся принимать взвешенные решения, необходимые им в учебе и в жизни, то есть учатся находить свое место в обществе.

Базовая модель технологии РКМ вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий). Стадии вызова - вызов имеющихся знаний, эмоциональное включение в тему, Стадии осмысления - получение новой информации, корректировка студентом поставленных целей занятия. Стадии рефлексии – в процессе обмена мнениями вдумчивые рассуждения (как устные, так и письменные), систематизация и оценивание новой информации. Технология располагает многими методами и приемами, я использую их как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения занятия в целом. Например, изучая биографию А.П. Чехова, я использую прием «Верные и неверные утверждения». Предлагаю студентам ряд утверждений по определенной теме, они выбирают «верные» утверждения, опираясь на собственный опыт, знания по теме.

1.А. П. Чехов никогда не пользовался псевдонимами и всегда подписывался своим именем.

2.Род Чеховых происходил из крепостных крестьян, и Антон Павлович никогда не стеснялся признаться, что в его жилах течет мужицкая кровь.

3. При жизни А. П. Чехов не получил признание.

4.А. П. Чехову принадлежит афоризм: «Красота спасет мир».

5.А. П. Чехов учился в Московском медицинском университете.

6.Антон Павлович не любил животных.

7.В театрах мира по популярности постановок он уступает только

В. Шекспиру.

8.Забавные фамилии для героев рассказов А. П. Чехов собирал, а потом их использовал в своих рассказах.

9.Исаак Ильич Левитан не был частым гостем и другом чеховской семьи.

Использование ТРКМ на занятии по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме: «Мысль семейная в романе», главная цель которого: осознание вечных жизненных ценностей: семьи, детей, любви.

1.Стадия погружения (вызова). Чтение отрывка из эпилога «Войны и мира». «В обществе молодую графиню Безухову видели мало. И те, которые видели, остались ею недовольны. Она не была ни мила, ни любезна. Она, нося, рождая и кормя детей и принимая участие в каждой минуте жизни мужа, не могла удовлетворить этим потребностям иначе, как отказавшись от света. Толки и вопросы о правах женщин, об отношениях супругов, о свободе и правах их... не интересовали Наташу, она решительно не понимала их. Вопросы эти существовали только для тех людей, которые в браке видят одно удовольствие, получаемое супругами друг от друга, т.е. одно начало брака, а не всё его значение, состоящее в семье». Вопросы к обсуждению: Как вы думаете, о чем будет сегодняшний разговор на уроке? Важна ли эта тема? Почему? Понимаем ли мы Толстого, сделавшего мысли о семье главными в романе «Война и мир»? Постараемся понять мысли писателя о семье, соотнести с собственными взглядами. Именно с собственных взглядов и начнём. Ассоциации. Предлагаю написать три самых важных составляющих семьи. Маркерами на подготовленных листах ребята записывают свои ассоциации. Записи крепятся на магнитной доске. Создаётся схема-кластер. А как образовано слово «семья»? Почему же пишется слитно? Потребность жить вместе.

2. Работа в парах. Стадия осмысления. Работа с информацией, заключённой в цитатах. Представителей каких семей вёл через роман Лев Николаевич? (Болконские. Ростовы. Курагины). В какую эпоху жили эти семьи? Влияет ли эпоха на то, каким будет брак, какой будет семья? Какими художественными средствами пользовался Л.Н. Толстой, изображая Болконских, Ростовых, Курагиных? (сравнение, антитеза). Задача каждой пары представить семью по предложенным параметрам: основа отношений супругов в семье; отношение к детям, особенности воспитания; отразилось ли воспитание на формирование личностей детей? Каким образом? Видите ли, вы продолжение воспитания Наташи, Марьи в их молодых семьях? Студенты использует раздаточный материал с цитатами.

3. Обобщение. Как часто Толстой употребляет слова «семья», «семейство». Какой же должна быть семья, по Толстому? Что не приемлет? В чём вы с ним согласны? Может быть, что-то не подходит нам, живущим в 21 веке?

Звучит подготовленное чтение стихотворения Юрия Левитанского «Каждый выбирает по себе...»

Использую и прием технологии — синквейн. Студенты знакомятся с правилами написания синквейна. Первая строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание. Вторая строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами. Третья строка – три слова (глаголы или причастия), характеризующие действия, относящиеся к теме. Четвертая строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты. Пятая строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме. Преподаватель: «Сегодня вы показали хорошие знания произведений Антона Павловича Чехова, проявили свой ум, внимательность, находчивость. Предлагаю вам выполнить последнее задание: составить синквейн на тему «А. П. Чехов». Пример: 1. Чехов. 2. Увлечённый. Талантливый. 3. Восхищает. Удивляет. Вдохновляет. 4. Чехов – наша совесть. 5. Писатель-врач. Или пример общечеловеческий: Мир. Радостный, счастливый. Созидает, рождает, радует. Мир - продолжение жизни людей. Счастье.

Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что технология РКМ является комфортной и эффективной как для студентов, так и для преподавателя. Во-первых, она обладает богатым набором приёмов и методов, позволяющих вызвать интерес к теме и поддерживать его на всех этапах урока. А когда учиться интересно, тогда все трудности преодолимы, а результаты радуют. Во-вторых, данная технология даёт возможность студентам свободно высказываться, выдвигать гипотезы, не боясь быть осмеянным, что повышает самооценку ребят. В-третьих, РКМ не загоняет обучающихся в строгие рамки времени, маршрута, группы, уровня и т.д., что даёт возможность студенту немного отдохнуть. В-четвертых, технология развития критического мышления позволяет успешно решать задачи образовательной мотивации: содействует повышению интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; содействует повышению информационной грамотности и развитию социальной компетентности, а также формированию коммуникативных навыков и ответственности за знания.

Таким образом, произведения литературы, которые мы изучаем, применяя технологию развития критического мышления, помогают студентам приобрести ориентиры в будущей жизни, способствуют повышению уровня их нравственности, толерантности, а значит их социализации.

 

Список использованных источников

1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.

2. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье//Социс.-2001.-№11-С.36-38

3. Мудрик, А.В., Бодалев, А.А., Малькова, З.А., Новикова, Л.И., Караковский, В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. /Под ред. А.В. Мудрик - М., 1991. 368 с. ISBN 5-8297-0060-3 ( в пер.)

4. Кривов, Ю.И. О месте понятия "социализация" в современной педагогике / Педагогика. /Ю.И. Кривов- 2003. - №2. - 342 с.

5. Королев, С.Л. Ценностная направленность современной молодежи // Философия образования. /С.Л. Королев- 2003. - № 6. – 370 с.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2001.

7. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.

Интернет – ресурсы

https://multiurok.ru

https://pandia.ru

https://pedtehno.ru

https://kopilkaurokov.ru

 

Оригинал работы:

Социализация обучающихся колледжа как процесс и результат формирования личности (из опыта работы применения технологии развития критического мышления на уроках литературы)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*