Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая система «Исследовательский подход в обучении на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

06.03.2019 571 1039
Фионова Наталья Валерьевна
Фионова Наталья Валерьевна, преподаватель

Ижевский техникум индустрии питания

Методическая система направлена на формирование и воспитание современного специалиста, обладающего духовно-нравственными качествами, способного к саморазвитию и самосовершенствованию.

Актуальность применения такой методической системы очевидна: духовный кризис в обществе разлагающе действует на молодежь, а основной источник духовности и нравственности – литература, к сожалению, не пользуется большой популярностью среди подростков, особенно в системе СПО. Изменив подход в обучении, можно привлечь внимание детей к предмету не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена происходит на основе ФГОС, а содержание дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Не случайно при изучении литературы на первое место поставлено воспитание духовно развитой личности. Подрастающему поколению сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где добро, а где зло. Мы живем в век духовного кризиса, когда истинные жизненные ценности подмениваются ложными. Только имея фундаментальные нравственные ориентиры, люди способны самостоятельно принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, делать выбор в пользу честных поступков и приносить пользу обществу.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье,читая и изучая художественные произведения, составляющие золотой фонд русской классики.

Литературе принадлежит также ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии личности.Посредством художественного произведения формируется миропонимание и национальное самосознание, духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Литература способствует формированию умения анализировать и интерпретировать художественный текст;т.к. обучающиеся эмоционально-эстетически откликаются на прочитанное, это влияет на восприятие и понимание художественного произведения, развивает художественный вкус.

Задача преподавателя литературы, используя современные образовательные технологии, реализовать поставленные цели. Мне помогают в этом исследовательские технологии, причем как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Многолетний опыт работы позволил мне разработать серию уроков-исследований по литературе: «Грешница или луч света в темном царстве?» (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»); «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»); «Григорий Мелехов - хозяин судьбы или заложник обстоятельств?» (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»); «Кто нужен России?» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Структураназванных уроков включают в себя следующие этапы:встреча с проблемой (мотивационно-целевой этап), ориентировочный этап, построение знаний (поиск решения проблемы) и рефлективно-оценочный. На разных этапах урока используются различные исследовательские методы, которые способствуют вовлечению обучающихся в поисковую деятельность.

Так, например, на первом этапе урока«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»), чтобы заинтересовать детей, организую беседу, фиксирую внимание на слове «любовь».Вовлекая детей в исследовательскую работу, создаю проблемную ситуацию через аналогию: подбираем свои определения и сравнения к слову «любовь», затем сравниваем с тем, что предлагает нам автор. Далее проблема осознается и формулируется в виде вопроса, точнее нескольких вопросов: Почему такое необычное сравнение? Какой смысл автор в него вкладывает, а самое главное, что Булгаков понимает под определениями, которые дает любви - настоящая, верная, вечная?

Чтобы ответить на вопросы, детям приходится на этапе построения знаний наблюдать за поведением героев, их внутренним состоянием, т. е. анализируя фрагменты, систематизировать и обобщать информацию, обмениваться ею. В конце урока ответ может быть таким: Когда человек любит, он слепо доверяет, но не перевелись еще Иуды, предательство которых также внезапно, как молния, и так же смертельно, как удар ножа, поэтому такие неожиданные сравнения; Настоящей любовь бывает тогда, когда человек, не раздумывая, готов пожертвовать самым сокровенным ради другого человека. Верной любовь бывает тогда, когда она остается с человеком, каким бы испытаниям он не подвергался. Более 2-х тысяч лет назад Иисус принял мученическую смерть, потому что верил людям, любил их.Эту историю любви к людям будут помнить вечно.

На заключительном этапе урока-исследования обучающиеся создают собственный текст – сочинение по заданной структуре(т.е. моделирование). В нем обучающиеся отражают поднимаемую автором проблему нравственного выбора, настоящей любви, показывают, как они видят эту проблему в произведении, что по этому поводу думает автор, высказывают свою точку зрения, приводят доказательства, подтверждающие собственную точку зрения.

Проведенное мною педагогическое исследование «Урок-исследование по литературе как средство воспитания духовно-нравственной личности» доказывает, что исследовательский подход в процессе обучения на уроках литературы способствует воспитанию духовно-нравственной личности, и происходит это путем погружения в художественный текст, его анализа и создания собственного текста.

Утвержденная в России Стратегия развития воспитания, рассчитанная до 2025 года, ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы.

Документ указывает на необходимость целого комплекса мер, которые нужно осуществлять на уроках и во внеурочное время, вовлекая детей в разнообразную внеаудиторную деятельность. Эта работа не рассчитана исключительно только на образовательное учреждение, поэтомунам, педагогам, необходимо налаживать тесные связи с родителями и общественными сообществами.Что я и пытаюсь делать, а исследовательский подход позволяет мне не только разнообразно организовывать внеурочную деятельность, но и способствует взаимосотрудничеству.

Так, ежегодно мы проводим конкурсы чтецов. Основой для проведения конкурса становятся исторические или памятные даты, например, конкурс «Недаром помнит вся Россия» был посвящен Отечественной войне 1812г., а конкурс «Чистота – лучшая красота» - году экологии в России; также проведению способствуют актуальные проблемы современности, так проблема патриотизма, уважительного отношения к национальной культуре и литературе отразилась в конкурсах «Гой ты, Русь моя родная», «Корни нашей родины», «Сокровенный уголок России, милая удмуртская земля». Общественные явления начала 20 века вдохновили нас на проведение конкурсов «Мои слова – жемчужный водомёт…», посвященный поэзии Серебряного века, и «Поэзия и кинематограф».

Обучающиеся не только со всей ответственностью подходят к отбору поэтического материала, но и создают презентации, подбирают музыкальное сопровождение. Некоторые ученики становятся участниками дважды и трижды, т.е. участвуют ежегодно в течение всего периода обучения в техникуме. Иногда ребята осмеливаются читать даже стихи собственного сочинения, потому что к этому располагает непринужденная доброжелательная обстановка.

Повышению общего уровня культуры подростков, расширению их кругозора, воспитанию нравственных качеств личности способствует еще одна форма внеурочной деятельности – литературные гостиные. «Истории о дружбе» (на примере взаимоотношений Гете – Шиллер (Германия), Белинский - Тургенев (Россия)), «Это сладкое слово – свобода…» (по творчеству А.И.Солженицына и Г.Бёлля) – эти гостиные создавались совместно с преподавателем иностранного языка и получили высокую оценку не только от участников, но и гостей.

Посещение театральных площадок города – ещё одно из важнейших направлений внеурочной деятельности. Спектакли по произведениям Островского, Достоевского, Чехова, Шаламова являются не только логическим продолжением урока, но и эффективным способом формирования культурных ценностей. Так, ежегодно с обучающимися 1 курса бываем на спектаклях по пьесам А.Н.Островского «Свои люди - сочтемся», «Гроза»; «Театр смешного человека» - по произведениям Ф.М.Достоевского, «Вишневый сад» - по одноименной пьесе А.П.Чехова. У обучающихся 2 курса особым интересом пользуются спектакли «Колымские рассказы» (по В.Шаламову), «Мотылек» (по П.Гладилину), «Как важно быть серьезным» (по О.Уальду). Обязательное условие после посещения театра – обсуждение и создание рецензии. Более того, не редки случаи, когда с детьми в театр отправляются и их родители.

В рамках социального партнерства совместно с библиотекарем мы организовываем творческие встречи с представителями Национальной библиотеки и библиотеки им.Н.А.Некрасова.Особенно детям нравятся композиции по творчеству М.Цветаевой «Жаркой рябины горькая кисть…», С.Есенина «Я помню, любимая, помню…», Н.Рубцова «Бродят строки его по Руси…». В 2018 году наши обучающиеся приняли участие в конкурсе выразительного чтения зарубежной художественной прозы о дружбе, который ежегодно проводит иностранный отдел национальной библиотеки УР. Ребята выбрали отрывки из романа Ремарка «Три товарища» и прочитали их на немецком и русском языках. Их чтение было настолько убедительным, что вызвало неподдельные эмоции не только у зрителей, но и у жюри, которое отметило их выступление дипломом за победу в номинации «Выразительность прочтения».

Плодотворным можно считать сотрудничество и с другими общественными организациями: в военно-патриотическом клубе "Патриот" особым вниманием пользуется музей "Сыны Отечества", он никого не оставляет равнодушным; взаимодействие с Республиканской детско-молодёжной общественной организацией «Волонтёры Удмуртии» помогает нашим ребятамделать еще больше добрых дел; уже который год обучающиеся техникума становятся участниками акции «Во славу Отечества», которую проводит Администрация города Ижевска и центр «Ровесник».

В течениемногих лет наше образовательное учреждение работает в рамках экспериментальной площадки по теме: «Формирование профессионально-технологической культуры специалиста пищевого профиля». Разработанная мною методическая система способствуют не только формированию профессиональной культуры специалиста, но и воспитывают «духовно развитую личность», способную в наше неоднозначное время сохранять и развивать свои лучшие человеческие качества.

Благодаря исследовательскому подходу обучающиеся активно включаются в поисковую деятельность, им удается интересно, творчески решать поставленные задачи как на уроках, так и во внеурочной деятельности, надеюсь, что приобретенные во время нашей совместной работы навыки помогут им и в реальной жизни. А в процессе обучения положительные результаты такого комплексного подхода очевидны: у подростков пробуждается интерес к художественной литературе, растет качество знаний по предмету,повышается уровень духовной культуры.


Оригинал работы:

Методическая система «Исследовательский подход в обучении на уроках литературы и во внеурочной деятельности»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*