Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование профессиональной культуры студентов-экологов методом проектов

15.01.2013 1915 5195
Алпатова Ирина Евгеньевна, преподаватель

Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А.Сорокина

Введение

 

В последнее время в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации студентов и выпускников профессиональных учебных заведений. Это связано с повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей в связи с необходимостью обеспечения конкурентоспособности всех отраслей народного хозяйства.


Понятие квалификации специалиста в современном понимании напрямую связывается как с содержанием будущей профессиональной деятельности и приобретением характерных для этой деятельности теоретических и практических навыков и умений, так и с уровнем культуры профессионала. Современный выпускник должен быть не только хорошим профессионалом в своем деле, но и широко образованным человеком в других сферах жизни, науки и культуры. Профессионализм специалиста, его профессиональная культура – явление весьма сложное и многоаспектное. Поэтому в профессиональной подготовке будущих специалистов должны найти место компетентности, как связанные непосредственно с технологической стороной в будущей профессиональной деятельности, так и обеспечивающие современному профессионалу развитие определенных качеств его личности (таких как самостоятельность, ответственность, умение работать в команде, творческая активность, способность к обновлению знаний, т.е. таких качеств личности, которые и обеспечивают конкурентоспособность на рынке труда).


Цель моей работы – рассмотреть современные технологии развития в образовательном процессе, способствующие формированию профессиональной культуры будущих специалистов СПО, среди которых технология метода проектов и исследовательская компетентность.

 

1. Теоретические аспекты обоснования профессиональной культуры студентов

 

Понятие профессиональная культура получило широкое распространение в отечественной педагогике 80-х гг. XX столетия. Общетеоретические и методологические проблемы формирования профессиональной культуры исследованы в работах А. А. Вербицкого, Ю. М. Громыко, И. Ф. Исаева, Н. Б. Крыловой, В. С. Леденева, В. А. Сластенина и других.


Термин «профессиональная культура» подчеркивает, что культура рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определенной спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества.


Учеными приводится множество разнообразных определений понятия «профессиональная культура»:

Профессиональная культура – это совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков, присущих определенному виду труда (А. В. Мудрик).

Профессиональная культура — это совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения определенной специфической деятельности. (В. М. Межуев).

Л. К. Гребенкина и Н. А. Жокина понимают под профессиональной культурой определенный уровень способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения специальной работы. По их мнению, профессиональная культура включает: общие представления о социальной значимости данного вида труда; представление о профессиональном пути и средства его достижения; развитие чувства профессиональной гордости, профессиональной честности и ответственности.

М. Ю. Ананченко определяет профессиональную культуру специалиста как совокупность норм, правил и моделей поведения людей; как относительно замкнутую область, связанную со спецификой деятельности людей.

Основополагающими элементами феномена «профессиональная культура» являются понятия «культура» и «профессия». Если культура является общим родовым понятием, определяющим способ организации жизнедеятельности человека, то профессиональная культура – это способ организации профессиональной деятельности человека (Е. В. Шевцова).

Один из авторов фундаментального подхода в трактовке феномена профессиональной культуры – В. А. Сластенин – в своих работах уделяет много внимания вопросам профессиональной культуры. Он формулирует ряд характеристик профессиональной культуры, среди которых: социальные мотивы трудовой деятельности, познавательный интерес, стремление применять знания на практике, развитие потребностей в творческом труде, высокие моральные качества, трудолюбие, долг, ответственность, целеустремленность, предприимчивость, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Т. В. Кружилина определяет основные функциональные компетентности профессиональной культуры, среди которых:

  • гносеологическая компетентность, обуславливающая методологическую, исследовательскую, интеллектуальную культуру будущего специалиста;
  • гуманистическая компетентность – нравственную, гуманитарную, духовную;
  • коммуникативная компетентность – культуру общения, речевую, рефлексивную культуру;
  • образовательная компетентность – дидактическую, методическую, экологическую, экономическую, физическую, эстетическую;
  • нормативная компетентность – правовую, управленческую;
  • информационная компетентность – диагностическую, инновационную, компьютерную культуру будущего специалиста.

На формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют как особенности будущей профессии, так и иные факторы, среди которых можно выделить субъективные и объективные. По мнению П. Брудье, на формирование профессиональной культуры будущего специалиста объективные воздействия оказывают общемировые тенденции в образовании, социально-философские проблемы культуры, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образовательного учреждения; престижность профессии в обществе. К субъективным факторам необходимо отнести общую культуру и мотивацию личности.


Итак, понятие “профессиональная культура” – категория, характеризующая социально-профессиональные качества работника с учетом специфики его профессиональной деятельности, степень овладения им достижений научно-технического и социального прогресса. Структурными компонентами профессиональной культуры являются этическая, эстетическая, методологическая, профессионально-психологическая, проектная, экологическая, правовая, физическая культура.


2. Использование метода проектов при формировании профессиональной культуры студентов-экологов


Обучение экологии связано с обобщением знаний о явлениях реального мира. Способность познавать окружающий мир, действовать адекватно полученной информации, создавать благо для людей, вот что является важной чертой образованного человека, ответственность которого за сохранение цивилизации в последнее время значительно возросла. Современные условия экологического образования не сводятся только к формированию систематических знаний, умений и навыков, они нацелены на интеллектуальное и нравственное развитие студента, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией.


Формирование профессиональной культуры студента-эколога - необходимый компонент процесса подготовки будущих специалистов к решению многообразных учебных, а впоследствии производственных и жизненных задач.

Для развития профессиональной культуры студентов-экологов я:

а) использую учебно-методические комплексы по изучаемым дисциплинам;

б) способствую формированию рациональных приемов самостоятельной работы с информацией, учитываю индивидуальные и возрастные особенности развития студентов;

в) внедряю в образовательный процесс проектные технологии и метод исследования, имеющие личностно-ориентированную направленность как во время урочной, так и во время внеурочной деятельности.


В качестве ключевого структурного компонента я выделяю проектную культуру, которая является составной частью профессиональной культуры и представляет собой совокупность «проектных» способов инновационного преобразования действительности на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования явлений, процессов. Проектно - деятельностный уровень умений современного специалиста сегодня определяет его профессионализм.


Метод проектов – один из эффективных инновационных способов, позволяющих реализовать механизм формирования профессиональной культуры в учебном процессе и имеющий особую ценность, т.к. дает возможность развить профессионально значимые качества личности студентов на основе интеграции учебного процесса с практикой и наукой. В проектной деятельности основой учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и способы их усвоения, развитие творческого потенциала студентов.


В рамках проектной деятельности планируется развитие целого ряда профессионально значимых качеств личности будущих специалистов и формирование одного компетентностей профессиональной культуры. При этом соблюдаются следующие принципы:

  • единство обучения, профессиональной и опытно-исследовательской деятельности – требует совершенствования модели учебного процесса, связи его с реальной профессиональной деятельностью;
  • креативность – предполагает развитие творческого потенциала студентов в процессе обучения и привитие им навыков самостоятельного добывания знаний; 
  • междисциплинарность – подразумевает актуализацию взаимосвязей различных областей знаний, а также методов и форм преподавания;
  • экологичность – вытекает из специфики образования в эпоху интенсивного воздействия человека на природу;
  • социальная ориентированность – предполагает приоритет социальных, т.е. необходимых обществу целей по отношению к другим;
  • фундаментальность – обеспечивает политехнический характер образования, глубину и устойчивость знаний, способность к самообучению.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.


Основные требования к использованию метода проектов:

• Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

• Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов.

• Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

• Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы, их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

 

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - выдвигаться преподавателем с учетом учебной ситуации по своей дисциплине, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей студентов. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими студентами, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные, с целью углубления знаний по определенным вопросам.


Цель проектного обучения состоит в создании ситуации, при которой студенты:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают системное мышление.
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения);

Формирование профессиональной культуры при проведении проектно-исследовательской деятельности включает в себя следующие этапы:

1) Подготовка

а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;

б) выдвижение гипотезы их решения;

в) обсуждение методов исследования.

2) Планирование

а) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов;

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.

3) Исследование

а) сбор информации;

б) решение промежуточных задач.

4) Результаты и/или выводы

а) анализ полученных данных;

б) формулирование выводов.

5) Оценка результатов и процесса

а) оформление конечных результатов;

б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Основная руководящая деятельность принадлежит на первом этапе преподавателю, он является помощником, соратником в поисках истины и овладения мастерством. Последующие этапы является продолжением первого. Только на этих этапах студенты самостоятельно должны проводить исследования, формировать и закреплять данные умения. Как показывает опыт, наибольшие затруднения вызывает у них умение правильно формулировать цель исследования, выдвигать и обосновывать гипотезу, которую можно положить в основу. Поэтому при проведении первых работ исследовательского характера формировать навыки исследовательской компетенции, как правило, желательно с простых по содержанию работ, постепенно их усложняя.


Результаты выполненных проектов должны быть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, журнал, газета, научно-исследовательская работа). Итогом проектно-исследовательской деятельности студентов, является участие проектов в научно-исследовательских, научно-практических конференциях, олимпиадах. 


В своей работе технологии проектного обучения я использую в исследовательской деятельности. В последние годы работа велась  в следующих направлениях.

1) Экологические исследования с элементами краеведения
Исследовательская работа «Проблемы бузулукского бора»:

а) Уникальность бузулукского бора (географическое положение, история его образования, рельеф, поверхностные воды, состав почв, растительный мир);

б) Болезни бузулукского бора (лесопатологическая обстановка, лесоохранные работы);

в) Пожары (их причины и работа противопожарной службы);

г) Запасы нефти на территории бузулукского бора («черная политика» области, экологические последствия добычи нефти).

2) Экологическая обстановка города и здоровый образ жизни:

Исследовательская работа «Мониторинг табачной эпидемии студентов Орского нефтяного техникума»:

а) Проблема табакокурения (история табакокурения, ботанические данные, чем опасно" табакокурение);

б) Отслеживание динамики результатов исследования табакокурения в техникуме;

в) Рекомендуемые меры по профилактике табакокурения в техникуме.


Исследовательская работа «Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека в г. Орске:

а) Оценка экологической обстановки города (загрязнение атмосферы,
гидросферы, почв);

б) Анализ результатов медицинских исследований, проведенных Уральским отделением РАН и микроисследований, проведенных среди студентов I курса по вопросам отношения к своему здоровью и окружающей среде;

в) Выявление позитивных и негативных моментов этих исследований.

3) Экологические исследования в профессиональной сфере:

Исследовательская работа «Комплексная характеристика озера Песчаное»:

а) Общая гидрологическая характеристика озера;

б) Интегральная оценка качества воды озера Песчаное (гидрохимическое исследование вод озера Песчаное, выявление причин, отрицательно влияющих на состояние вод озера, определение оценки качества вод, анализ полученных результатов);

в) Гидробиологическая оценка класса чистоты озера Песчаное методами биоиндикации (изучение основных методов биологического мониторинга, проведение гидробиологического исследование вод озера Песчаное, изучение особенностей роста и развития основных водных растений).

г) Последствия рекреационного воздействия на природные объекты (выявление основных правил и норм поведения в природе: у воды, в лесах, парках; выявление последствий, отрицательно сказывающихся на состоянии природы во время отдыха, оценка функционирования экосистемы во время целенаправленной организации отдыха на месте парка и озера).


Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что студент в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию решений. В ходе таких решений студентам приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного  языка, что способствует междисциплинарной интеграции знаний. Такие работы являются хорошей тренировочной базой для написания курсовых работ, закладывают основы для получения первичных профессиональных навыков.

 

Заключение

 

Метод проектов как форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует интеллектуальному развитию личности, самореализации не только студентов, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление междисциплинарных связей, выработку единства требований, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.


При формировании профессиональной культуры  методом проектов происходит сознательное усвоение материала, более четкое выделение признаков основных понятий, расширение объема знаний, формирование различных умений и навыков, обеспечение междисциплинарных связей. Все это способствует развитию исследовательских компетенций студентов, что позволяет им осознанно и грамотно определить индивидуальную образовательную траекторию развития, т.е. траекторию развития профессиональной культуры.


Становится очевидным необходимость формирования профессиональной культуры студентов путем применения современных педагогических технологий. Это создает предпосылки для самоопределения личности и впоследствии развития профессиональной культуры. Опыт различных видов деятельности способствует самоактуализации и социализации студентов. Сегодня образованность личности определяется способностью реализовать свои возможности, быть конкурентоспособным на рынке труда и совершенствоваться в профессиональном, интеллектуальном и других направлениях.

 

Список используемой литературы

 

1. Intel® – “обучение для будущего”: Учебное пособие – 8-е издание, исправленное и доплненное. - М.:Интернет – Университет Информационных Технологий, 2006 г. – 148 с.

2. Вербицкий, А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова // Школьные технологии. – 2006. – № 5.

3. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста/ Н.Б. Крылова – М.: Высшая школа, 1990. – 142 с.

4. Лобзова, Е.В. Организация проектной деятельности учащихся как способ обновления содержания образования/ Е.В. Лобзова // Образование в современной школе. – 2008. – № 1.

5. Нефедова, Л.А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении / Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 61–66.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*