Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самостоятельная работа студентов, помощь в формировании саморазвития

04.03.2019 779 1947
Малахова Марина Михайловна
Малахова Марина Михайловна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный преподаватель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности студентов к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Вопросы самостоятельности и формирования активности мышления студентов нестандартны. Большая доля самостоятельной работы на уроке – всё это требует особого подхода к организации и проведению урока математики. Для проведения такой работы необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и место её организации. Только в этом случае самостоятельная работа будет выполняться студентами сознательно. При этом необходимо предусматривать уровень сложности и объём работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у учащихся в ходе её выполнения.

Методика самостоятельной работы каждого типа строится таким образом, что на каждом этапе выполнения задания преподаватель приучает студентов ду­мать, искать и находить ответ на поставленный вопрос, самостоятельно анализировать заданную ситуацию, выявлять взаимосвязь между разно­родными объектами, выдвигать гипотезу о подмеченной взаимосвязи, осуществлять проверку справедливости ее и применять свою догадку для определения неизвестного числа.

Самостоятельная работа - активный метод обучения. Пример можно привести на обсуждении урока. Одни учителя говорили, что на уроке была самостоятельная работа, другие утверждали, что её не было, так как не было над чем думать. Так что же такое самостоятельная работа? Для одних — это форма и метод организации учения, для других — специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих-деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия

преподавателя. Однако основные признаки самостоятельной работы на уроках математики - это наличие задания преподавателя, самостоятельность студентов, руководство преподавателя, выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность и усилие учащихся, специальное время для выполнения задания.

Итак, самостоятельная работа на уроках математики — это такой метод обучения, при котором студенты по заданию преподавателя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим

признаком самостоятельной работы считают активность учащихся, отсутствие помощи учителя.

Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, преподаватель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность.

Самостоятельная работа способствует:

• углублению и расширению знаний;

• формированию интереса к познавательной деятельности;

• овладению приемами процесса познания;

• развитию познавательных способностей.

Именно поэтому она становится главным резервом по­вышения эффективности подготовки специалистов.

Рассмотрим ведущие педагогические аспекты и основ­ные направления организации самостоятельной работы. Сложившиеся образовательные формы учебной деятель­ности студентов в учебных заведениях — лекции, практические, лабораторные занятия, семинары, обусловливают формы само­стоятельной работы и виды домашних заданий. Система контроля также закладывает основы для ее ориентации.

Семинарские и проектные задания должны быть рас­считаны на совершенствование умений поиска оптималь­ных вариантов ответов, расчетов, решений.

Самостоятельная работа выполняется с использовани­ем опорных дидактических материалов, призванных кор­ректировать работу студентов и совершенствовать ее каче­ство.

Преподавателем разрабатываются:

1. Система заданий для самостоятельной работы.

2. Темы рефератов и докладов.

3. Инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домаш­них заданий и т. д.

4. Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.

5. Списки обязательной и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа носит деятельностный харак­тер и поэтому в ее структуре можно выделить компонен­ты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечива­ющие успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

5. Определение видов консультационной помощи (кон­сультации — установочные, тематические, проблемные).

6. Критерии оценки, отчетности и т. д.

7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные ра­боты, тесты, семинар и т. д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимо­сти от этого различают три уровня самостоятельной дея­тельности студентов:

1. Репродуктивный (тренировочный) уровень.

2. Реконструктивный уровень.

3. Творческий, поисковый.

1. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в уз­навании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепление знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивные самостоятельные работы.

В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

3. Творческая самостоятельная работа требует анализа про­блемной ситуации, получения новой информации. Сту­дент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты). Для организации и успешного функционирования са­мостоятельной работы студентов необходимы:

1. Комплексный подход к организации работы по всем фор­мам аудиторной работы.

2. Сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы студентов.

3. Обеспечение контроля за качеством выполнения (тре­бования, консультации).

4. Формы контроля.

Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу студентов, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть учащемуся его продвижение вперед.

Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Учебная самостоятельность студента является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя. Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета идеального выпускника.  Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни.

Список использованной литературы

1. Ананьина, Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС / Н.В. Ананьина //Образование. Карьера. Общество. – 2013-2014. – №4-1(40).

2. Гареев, Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы / Р.А. Гареев //Среднее профессиональное образование. – 2009. –  № 5.

3. Зотова, И.В.  Методические указания по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов      по ОУД Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия для специальностей/профессий СПО технического  профиля / И.В. Зотова. – Волгоград: ГАПОУ «ВПТК им. Ю.А. Гагарина», 2016. –  74 стр.

 

Оригинал работы:

Самостоятельная работа студентов, помощь в формировании саморазвития




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*