Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогическое исследование на тему «Урок-исследование по литературе как средство воспитания духовно-нравственной личности»

28.02.2019 489 897
Фионова Наталья Валерьевна
Фионова Наталья Валерьевна, преподаватель

Ижевский техникум индустрии питания

Многим давно понятно, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно, особенно подрастающему поколению, выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Только люди, имеющие фундаментальные нравственные ориентиры, способны самостоятельно принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, делать выбор в пользу честных поступков и приносить пользу обществу. В связи с этим духовно-нравственное воспитание становится важной составляющей в процессе обучения, и особенно на уроках литературы.

Гипотеза: урок-исследование по литературе тогда становится средством воспитания духовно-нравственной личности, когда имеет определенную структуру и соответствует принципу: от слова – к проблеме, от анализаконкретного эпизодаили художественного произведения в целом – к созданию собственного текста, в котором дается оценка действиям, поступкам героев, событиям, излагается позиция автора и собственное мнение.

Цель исследования: выявить приоритетность исследовательского подхода и важность воспитательного эффекта на уроке литературы.

Задачи:

На начальном этапе урока проводить работу со словом, вызывая ассоциации, наталкивающие на проблему;

Способствовать самостоятельности в формулировке проблемы, ведущей к анализу произведения;

Организовывать работу в группах для наблюдения за поведением героя, его чувствами, взаимодействием с окружающими, накопления информации по заданным эпизодам;

Развивать умение анализировать, дискутировать, сопоставлять, обобщать сказанное, понимать позицию автора, делать выводы;

Концентрировать внимание на морально-нравственных аспектах в обучении;

Формировать умение создавать собственный текст, соответствующий структуре: проблема, комментарий к проблеме, позиция автора, собственное мнение, аргументация собственного мнения.

Методика проведения исследования

Всем понятно, что на любом уроке литературы формируются нравственные качества личности, но, как исследовательский подход меняет качество урока, воздействует на сознание и чувства подростков, предстоит разобраться в процессе исследования. Для этого была разработана серия уроков-исследований по литературе: «Грешница или луч света в темном царстве?» (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»); « Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»); «Григорий Мелехов - хозяин судьбы или заложник обстоятельств?» (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»); «Кто нужен России?» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). (Приложение 1)

Известно, что структура урока-исследования включает в себя три этапа: встреча с проблемой, построение знаний и рефлексия. В начале урока преподаватель актуализирует имеющиеся у детей знания и опыт, затем создает проблемную ситуацию, для того чтобы они осознали и сформулировали проблему. На этапе построения знаний нужно определиться с направлениями исследования, выбрать методы, которые помогут решить проблему, собрать информацию, обменяться результатами работы. Затем информацию нужно обобщить и сделать выводы. На заключительном этапе урока-исследования уточняются методы, благодаря которым была решена проблема, извлекается польза из проделанной работы.

Чтобы понять механизм воздействия урока-исследования по литературе на сознание и чувства подростков, нужно соотнести содержание урока с теми методами, которые были использованы на разных этапах урока.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Педагогическое исследование на тему «Урок-исследование по литературе как средство воспитания духовно-нравственной личности»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*