Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Построение пространственной композиции хореографического номера с учетом зрительского восприятия

27.02.2019 3428 6351
Калугина Ольга Геннадьевна
Калугина Ольга Геннадьевна, преподаватель

Сюткина Виктория Леонидовна
Сюткина Виктория Леонидовна, студент

Вятский колледж культуры

Приступая к работе над хореографическим номером, постановщик должен четко знать, какую цель он ставит перед собой. Он основательно продумывает драматургию будущего произведения, музыку, работает над рисунком и тщательно разрабатывает лексику будущего произведения. Но, зачастую, балетмейстер не задумывается, как хореографический номер воздействует на зрителя, а учет зрительского восприятия очень важен. Именно зритель в конечном итоге оценивает насколько удачно или неудачным оказалось композиционное решение видимого им танца, именно для зрителя балетмейстер и композитор создают свою танцевальную композицию. Как часто приходиться сталкиваться с явлениями, когда выступления хореографического ансамбля при наличии красочных костюмов, сценического освещения и технически сложного исполнения не впечатляет зрителей, оставляет равнодушным публику?

Зрительское восприятие, это процесс, в котором хореографическое произведение является источником воздействия ощущений на органы чувств зрителя: слуховые, зрительные, ритмические. Особенностью зрительного восприятия является четкое представление о целом, оно начинается с выделения общих структурных особенностей объекта, затем осваиваются отношения между предметами, и между деталями предметов, кроме этого оно основывается на таких процессах как, восприятие яркости и цвета, восприятии движения и восприятии формы[4]. Слуховое восприятие – это способность воспринимать и понимать звуки и различия между ними. А звук — это звуковые волны, которые образуются во круг нас. Звуковые волны характеризуются параметрами – громкость, частота звуковых волн, продолжительность звукового воздействия и ритм.

Пространственная композиция хореографического номера – это рисунки танца, созданные балетмейстером для передачи идеи, темы произведения и создание хореографического образа в пространстве сцены [3]. В хореографическом искусстве содержание танца раскрывается в пространстве и во времени. Исходя из этих двух закономерностей, можно определить две группы приемов построения пространственной композиции. К первой группе с учетом пространства и времени, относятся – приёмы дробления, укрупнения, наращивания и усложнения. Ко второй группе с учетом зрительского восприятия рисунка - «точка восприятия», прием контраста, прием построения от частного к общему [2, с.42].

Зрительское восприятие хореографического произведения происходит одновременно на двух уровнях, которые взаимосвязаны между собой. На физиологическом уровне зрители воспринимают внешнюю сторону содержательной формы. На психологическом уровне у зрителя при восприятии содержательной формы возникают эмоциональные, смысловые представления [1, с.56].

В работе изучены универсальные законы визуального восприятия, выделенные психологом Максом Вертгеймером и на основе их разработаны рекомендации по использованию законов зрительского восприятия для построения пространственной композиции хореографического номера.

При постановке хореографического номера, балетмейстер должен учитывать особенности, с помощью которых зритель лучше понимает замысел постановки хореографического номера, идею, заложенную балетмейстером. Важной особенностью является учет сценического пространства.

Особенности просцениума:

убираются силовые трюки;

допускаются компактные композиции;

Особенности первого плана:

допускает больший объем композиции;

позволяет больше свободы движению;

Особенности второго плана:

выходы солистов;

допускаются композиции с большим количеством людей;

внимание к внешнему образу, а не к психологии действующих лиц

Особенности заднего плана:

большие монументальные композиции, с обилием движений;

расположение массовки;

человеческая фигура воспринимается в уменьшенном виде;

вывод солистов уместен в эпических постановках;

Еще одной важной особенностью является геометрия мизансцены в построении пространственной композиции.

Движение по прямой:

дает композиции строгость, сухость;

движение на авансцену дает ощущение сильного напора;

Особенности кругового рисунка:

дает эффект стройности и строгости;

полный круг подчеркивает идею законченности;

раскрывает все ракурсы исполнителей;

по настроению выражает радость, вечность;

Особенности квадратного рисунка:

контрастный и очень статичный рисунок;

по настроению – это восклицание;

Особенности диагонального построения:

диагональ – это стремление, героизм;

в некоторых случаях – безысходность;

диагональ всегда очень эффектна;

Освещения так же играет большую роль:

для обогащения образов действующих лиц подбирается художественный свет, выражающий и подчёркивающий роль персонажа;

освещение костюмов позволяет выявить их объем и фактуру;

с помощью света можно обогащать цветовое решение хореографического номера;

Существуют универсальные законы визуального восприятия, с учетом которых, композиция, с большой вероятностью, будет оценена зрителем как понятная и приятная.

Закон подобия. Этот закон действует, когда балетмейстер строит свои рисунки по принципу симметрии.

Закон «фигура-фон». Этот закон используется, когда балетмейстеру нужно выделить главного персонажа. Это можно сделать, если кордебалет выполняет одни определенные движения, а солист совершенно противоположные.

Закон равновесия. Все рисунки, используемые в танце, должны равномерно распределяться по сценической площадке, строиться в зависимости друг от друга, отображать одну тему, нести одну мысль.

Закон замкнутости. Это закон возможно использовать для характеристики противоборствующих сил, которые нужно держать на расстоянии.

Закон дополнения до целого. Этот закон применяется балетмейстером, когда он выстраивает хореографическую композицию с помощью приема «полифонии». Так же этот закон выражается в феномене «константности восприятия». Восприятие за счет прошлого опыта «корректирует» увиденное.

Закон простоты. Этот закон употребим балетмейстером в постановке массовых номеров. Иногда простейшие «па», исполненные даже в унисон, выглядят гораздо интереснее и эффективнее, чем многосложные движения, втиснутые в скучные линии квадрата.

Закон структурности.

Этот закон можно применить балетмейстеру, когда он хочет донести до зрителя настроение, за счет построения композиции, движения исполнителей по вертикали или горизонтали, в зависимости от того, что хочет показать автор.

Список литературы

1.Богданов Г. Ф Основы хореографической драматургии [Текст]: учебное пособие. – Изд. 2-е, доп./ Богданов Г. Ф. – М.: МГУКИ, 2010. – 192.

2.Бухвостова Л.В., Шекотихина С. А. Композиция и постановка танца [Текст]: курс лекций/ Бухвостова Л.В., Шекотихина – Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2001. – 127 с.

3.Голейзовский К. Жизнь и творчество[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belcanto.ru/goleyzovsky.html, свободный (17.11.18)

4.Зрительное восприятие, его особенности и функции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diplomba.ru/work/112663, свободный (02.10.18)

 

Оригинал работы:

Построение пространственной композиции хореографического номера с учетом зрительского восприятия




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*