Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности преподавания фитнес-аэробики по дисциплине "Физическая культура"

11.01.2013 1567 4815
Козлов С.И., преподаватель физической культуры

ГБОУ РМ СПО «Саранский политехнический техникум»
Современная физкультура - это образ жизни, рассчитанный на длительную систематическую работу над своим телом. И, кроме того - это психологическая готовность принять эту работу и научиться получать от нее удовольствие.

В настоящее время проблема заключается в том, каким же образом физическое воспитание может стать неотъемлемой частью жизни современного студента? Как увлечь и заинтересовать студентов уроками физической культуры? Одним из решений этой проблемы является применение в учебном процессе различных аэробических программ, основу которых составляют: базовая аэробика, танцевальная и силовая. Эти увлекательные и полезные занятия оздоровительной физической культурой способны увеличить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения. Урок с такой направленностью может получить наиболее высокий рейтинг среди молодежи.


Моя задача как преподавателя заключается в том, чтобы помочь студенту найти мотивацию к занятиям, объяснить  необходимость психологической работы над собой, важность анализа отношений к своим действиям. Обычный студент в отличие от спортсмена (у которого конечная цель - достижение высоких результатов) плохо понимает, что именно он хочет получить от занятий физической культурой. А это, в первую очередь, здоровье, настроение, желание совершенствоваться, быть сильным и выносливым, возможность дышать полной грудью и радоваться жизни.


Фитнес-уроки требуют от преподавателя искреннего желания, ответственности и компетентности. Его задачей  является соблюдение баланса возможностей студента с его потребностями. Важно помочь студенту найти "золотую середину" (вид и объем тренировочной деятельности, способный не расточать, а созидать), которая приносила бы максимальное удовлетворение и возможность действовать в нужном направлении, совершая только созидающие поступки для своего тела. В последнее время отмечается рост популярности фитнеса, в том числе и в студенческой среде.


Мир современного фитнеса предполагает различные тренировочные программы, с помощью которых можно организовать серии эффективных уроков физической культуры, направленных на улучшение общего состояния студента.


Анализируя последние исследования и публикации, я пришел к следующему выводу.


В литературных источниках достаточно подробно излагается учебный материал по данному направлению [1-5]. В частности, программы занятий и их оздоровительный эффект, работа мышц, ощущения, ошибки и советы эксперта по их исправлению, а также положительные результаты фитнес-уроков. Однако методический подход к преподаванию фитнес-аэробики студентами в доступной нам литературе освещен недостаточно.


Целью моей работы является поиски путей решения проблемы, повышения интереса студентов к физической культуре и спорту с использованием в учебном процессе элементов или занятий фитнес-аэробики.


Для решения целей мною были поставлены следующие задачи:

- изучить литературные источники и состояние проблемы в моем учебном заведении;

- проанализировать вопрос повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

- разработать методический подход изучения фитнес-аэробики для студентов.


Существуют различные виды оздоровительных программ. Например, аэробика - это упражнения, которыми нужно заниматься довольно продолжительное время. Они дают работу сердцу и легким, благодаря чему в мышцы поступает достаточно кислорода и питательных веществ, снимающих стресс и укрепляющих иммунную систему. Возрастает сила мышц, гибкость суставов и их способность работать без лишних усилий.


Latin Dance, Jazz Modern, Funky. Танец дарит легкость и свободу. Несет красоту и грациозность, развивает гибкость, пластику, координацию движений, приводит в тонус мышцы, повышает психоэмоциональный уровень.


BODY COMBAT; BODY PUMP - эти виды уроков с высокой интенсивностью, разработанные на основе движений из целого ряда единоборств: карате, кикбоксинг, тхэквондо, тай-чи. Хореография движений и музыка подбираются таким образом, чтобы создать энергическую атмосферу. Увлеченные боем участники получают прекрасную кардионагрузку. К силовому классу можно отнести такой вид аэробики, как BODY PUMP, сюда входят упражнения с отягощениями (гантели, штанги, боди бары, амортизаторы). Силовой блок обеспечивает рост мышечной силы, прорабатывает, укрепляет и приводит в тонус в тонус все мышцы тела.


Существует еще один вид аэробики, способный контролировать не только тело, но и сознание: фитнес-йога; MINDBODY; BODY BALANCE; Pilates; Gyrokinesis. Такие уроки включают в себя контроль над дыханием, концентрация и тщательно подобранная последовательность движений, поз и стретчей создает целостную систему, которая погружает тело в состояние гармонии и баланса, дает энергию, снижает напряжение, приводит мышцы в тонус и вселяет чувство спокойствия и уравновешенности.


Также в системе фитнеса широко используется аква-аэробика. Ее преимущество в том, что физические упражнения в воде оказывают всестороннее, положительное воздействие на тех, кто занимается. При этом аква-аэробика снижает артериальное давление, нормализует работу нервной системы, улучшает подвижность нервных процессов, развивает гибкость и формирует правильную осанку, гармонично развивает основные мышечные группы.


Немаловажным аспектом в аэробике является музыкальное сопровождение. Музыка обладает способностью эмоционального воздействия, повышает продуктивность урока, а также является средством формирования умения выполнить движения в согласовании с ритмом, динамикой, характером произведения.


Основой в аэробике является элемент. Элемент - это наименьшее, но вместе с тем вполне законченное двигательное действие, имеющее определенную структуру: начало, основное действие и окончание. Элементы могут объединяться в соединения, блоки и составлять конечную комбинацию [3].


Как и в любом виде спорта, при любой деятельности, связанной с двигательной активностью, в оздоровительной тренировке мы сталкиваемся с проблемой обучения. Для тренера-преподавателя по аэробике важно не только красиво двигаться самому, но и уметь научить занимающихся студентов правильной технике. Поэтому обучение происходит, сохраняя принцип поточности выполнения движений. Тренер должен лаконично и четко объяснить технику, быстро заметить ошибки и тут же исправить их.


Итак, основные методы обучения - целостный и расчлененный. Относительно доступные движения, такие как ходьба, приставные шаги и их разновидности разучиваются целостным методом. А вот различного рода "добавки" требуют уже расчленения. Расчлененный метод применяется также при разучивании танцевальных, сложных по координации движений. [2].


Любое занятие в фитнесе подчиняется законам, традиционно сложившимся в физической культуре. Оно состоит из подготовительной (разминки), основной, заключительной частей. Каждая часть состоит из нескольких блоков, которые, в свою очередь, подразделяются на комбинации, соединения и элементы.


Структура занятий - не некая застывшая схема. Она может видоизменяться в зависимости от целей, задач, вида аэробики. Большое влияние оказывает тип урока и, в первую очередь, однонаправленность его, например, только кардио или силовой урок или комбинированность кардио-силовой. Структура такого урока (на выносливость и силу) несколько видоизменяется, хотя традиционные части (подготовительная, основная, заключительная) в ней сохраняются. Подготовительная часть не зависит от того, какое количество задач решается в уроке.

Основная часть четко разделяется на блоки аэробикой и силовой нагрузки. Продолжительность каждой должна составлять приблизительно 50-50%. Содержанием их могут быть различные виды танцевальной аэробики и силовой аэробики.


Если главной задачей на уроке стоит воспитание выносливости, то основную часть стоит начать с кардио-блока. Если акцент смещается в пользу силовой тренировки, то рекомендуется начинать основную часть именно с силового блока, так как силовые упражнения необходимо выполнить на фоне оптимального состояния центральной нервной системы, только в этих условиях происходит формирование и совершенствование нервно-координационных отношений, обеспечивающих рост мышечной силы. [3].


Задача данной части урока - подготовка организма к последующей работе. В процессе разминки повышается температура тела, развертывается деятельность сердечно-сосудистой, двигательной и других систем организма.


Особое значение имеет подготовка опорно-двигательного аппарата. К тому же в этой части осуществляется психологический настрой к предстоящей работе.

Темп музыки не превышает 124-136 ударов в минуту. Разминка составляет 10-15 минут. Упражнения, применяемые в разминке, должны воздействовать по возможности на большие группы мышц и суставы, а также упражнения на растягивание с небольшой амплитудой. Немаловажное значение имеет грамотный подбор упражнений и их дозировка. Слишком большая интенсивность в разминке может привести к усталости, что негативно скажется на дальнейшей тренировке.

Первый блок в подготовительной части включает в себя упражнения локального и регионального характера для мышц шеи, малоамплитудные движения туловищем, изолированные движения для таза и бедер. Чаще всего это отдельные элементы, не объединенные в соединения. Основной метод проведения упражнений в этом блоке - линейный. Второй блок - это упражнения всего тела, включающий различные шаги аэробической  хореографии.


Это важная часть урока аэробики, продолжительность которой составляет 30-50 минут. Лишь после 20 минут интенсивной работы начинает происходить активное энергообеспечение за счет жирового обмена. Тем музыки во время аэробики Low Impact составляет в среднем 128-152 ударов в минуту, в программах High Impact - до 160 ударов в минуту. Именно кардиоблоки способствуют улучшению деятельности кардиоресперативной системы. В основной части выделяют несколько блоков. Это так называемый "аэробный разогрев" - блок, в котором выполняются элементы средней интенсивности (Step-touch, step lap и т. д.). Следующий блок - пиковый. Этот блок с наибольшей кардионагрузкой. Основными средствами являются: кики, бег, скачки и т. д. - высокой интенсивности. Задачи последнего блока основной части (coll-down) - постепенное снижение физической нагрузки, темп музыки - 124-136 ударов в минуту. Постепенное снижение нагрузки осуществляется за счет уменьшения амплитуды, темпа. Далее интенсивные элементы и комбинации меняются на менее нагрузочные.


Заключительная часть урока включает в себя упражнения на гибкость, которые выполняются обычно в положении сидя, лежа (в партере). Программа должна строиться со сбалансированной нагрузкой на все суставы. Особое внимание следует обращать на растягивание мышц, участвовавших в предыдущей работе. Нельзя забывать об упражнениях на расслабление. Не исключается применение психорегулирующей тренировки, а также дыхательных упражнений. Для заключительной части подойдут такие виды аэробики, как "Фитнес-йога", Pilates, MIUD BODY.


Результаты исследования показали, что применение фитнес-аэробики на практике улучшает общее состояние студента, то есть его желание активно посещать такие уроки, вести здоровой образ жизни, воспитывать в себе силу воли, мужество, выносливость и бодрость духа. А также достигать успехов в индивидуальных видах спорта.


Любой активный вид деятельности, и, в частности, фитнес-эробика, стимулирует кровообращение, что для студента, ведущего малоподвижный образ жизни, является жизненно необходимым.


Просиживая долгое время за компьютером, студент заставляет организм работать в экономном режиме, тем самым замедляя темп крови. Отсюда быстрая утомляемость, усталость и сонливость. Но стоит только посетить занятия аэробикой, как кровообращение ускоряется, дыхание становится глубже, живительный кислород поступает к мышцам. Развивается сила и выносливость, которая противостоит утомляемости. Упражнения заставляют мозг вырабатывать особые нейровещества - гормон радости. В результате занимающийся испытывает не только физический, но и эмоциональный подъем. Настроение улучшается, восстанавливается энергетический запас.


Задача современной физкультуры - сделать общество здоровым и сильным. Поэтому для студента очень важно систематически заниматься спортом, уделять своему физическому состоянию должное влияние.


Проводимые на базе нашего техникума занятия по фитнес-аэробике принесли результаты. Студенты с огромным желанием посещают фитнес-уроки, на которых они получают массу положительных эмоций. Занимаясь по предлагаемой мною методике, студенты могут достигнуть прекрасной физической формы, укрепить здоровье, улучшить самочувствие. Многие из них отмечают, что приобрели уверенность в собственных физических возможностях, что с помощью таких занятий они расширяют свой кругозор, получая новую информацию о тех комплексах упражнений или разновидностях фитнеса, которые их привлекают. У них появилась возможность научиться выполнять упражнения в правильной технике, ощущая при этом работу мышц. Занятия фитнесом помогли преодолеть страх и стеснительность, беспокойство за свой внешний вид, повысив при этом самооценку.


Предлагаемые мною программы плавно и равномерно прорабатывают все группы мышц, очищают от застойной энергии, улучшают работоспособность, осанку и фигуру, приносят максимум удовольствия и поднимают настроение. Физическая активность - лучший способ научиться любить себя и свое тело.

 

Литература

 

1. Девис Б. Мини-энциклопедия "Фитнес": / Пер. с англ.; Под ред. Т. Казьминой.- М.:  Издательство " Олимп", 2000- 79с.

2. Лисицкая Т.С. Учебно-методическое пособие с компьютерной версии. Аэробика. Хореография и дизайн урока / Т.С. Лисицкая. - М.: Федерация аэробики России, 2005.- С. 16-19,28,29.

3. Лисицкая Т.С., Беляева И.М. Учебно-методическое пособие : "Аэробика. Хореография" , С. 16.

4. Тери О'Браен. Основы профессиональной деятельности персонального фитнес-тренера. М.- 2001.- 164с.

5. Садовская Ю.Я., Голубова Т.Н. Взаимосвязь психофизиологического и социально-психологического уровней функционального состояния занимающихся аэробикой // Педагогiка, психологiя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту /зб.наук.праць за редакцiею проф. Ермакова С.С. - Харкiв: ХДАДМ (ХХПI), 2006. - №9.- C.137-141.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*