Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические рекомендации концертмейстеру на отделении хореографии (классический танец)

19.02.2019 1187 2315
Палей Лилиана Дмитриевна
Палей Лилиана Дмитриевна, концертмейстер

Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова

В средних и высших музыкальных учебных заведениях овладение навыками работы концертмейстера на хореографическом отделении в программе не предусмотрено. На уроках концертмейстерского класса осваиваются навыки работы с солистами: вокалистами и инструменталистами. Поэтому, начиная работать концертмейстером в классе хореографии, пианист должен самостоятельно вырабатывать необходимые навыки с учетом специфики аккомпанемента в данной области. Следует отметить, что, несмотря на многолетний опыт российской школы хореографии, классический набор упражнений и движений, работа концертмейстера остается творческой, требующей индивидуального подбора музыкальных произведений. В данной работе представлено описание классических упражнений и авторская подборка аккомпанемента.

Изучение начинается сразу по двум направлениям:

освоение музыкального материала;

освоение музыкальной специфики хореографического искусства.

Сложность заключается в том, что все музыкальные термины - итальянского происхождения, а хореографические - французского. Поэтому необходимо овладеть танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Педагог-хореограф может остановить исполнение упражнения в любом месте, поэтому необходимо знать как исполняется то или иное упражнение, и как соотносится танцевальное движение с музыкальным материалом. Желательно познакомиться с работами (хотя бы в общих чертах) А.Я.Вагановой "Основы классического танца", Ленинград, "Искусство", 1980, Н.Е.Раевской "Классический танец. Музыка на уроке" изд. "Композитор", Санкт-Петербург, 2004, В.С.Костровицкой "100 уроков классического танца" Ленинград, 1972.

На сегодняшний момент существует большое количество учебных пособий и хрестоматий для концертмейстера в хореографическом классе. Большие возможности дают и ресурсы Интернет. Можно порекомендовать следующие издания:

Н.Штемпель "Урок классического танца" Учебное пособие для концертмейстеров балетного класса", изд-во "Композитор", Санкт-Петербург, 2017.

С. Хазанова "Концертмейстер на уроках хореографии". Учебное пособие (изд-во "Композитор", С.-Петербург, 2013 г.);

Сборник "Академия балета. Репертуар концертмейстера. Классический танец", вып.1, изд-во "Композитор", Санкт-Петербург, 2003. Составитель Донченко Р.П.

В.Малышева, К.Потапов, И.Клинкович, Н. Ярошенко "Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца", изд-во "Музыка", Москва, 1967.

Г. Новицкая "Урок танца". Пособие для хореографов и концертмейстеров (изд-во "Композитор", С.-Петербург, 2003);

Сборник "Музыка из классических балетов для уроков классического танца" (изд-во "Композитор", С.-Петербург, 2016 г.);

Н.Филиппова "Музыка в классе хореографии. Репертуар концертмейстера" изд-во "Композитор", С.-Петербург, 2016 г.);

Хрестоматия для уроков классического танца. Сост. Климкович И. Москва, Изд-во "Музыка", 1986 г.

"В классе хореографии". Хрестоматия концертмейстера. Автор -сост. Н.И.Никитина. (изд-во "Композитор", С.-Петербург, 2015).

Весь урок строится на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.Каждое упражнение должен предварять препарасьон своеобразное вступление к нему. Обычно это 2 или 4 такта в темпе и ритме дальнейшего упражнения. Для вступления можно взять 2 или 4 заключительных такта из музыкальной композиции.

Урок классического танца традиционно начинается с экзерсиса. Экзерсис это ряд разнообразных движений, которых развивается мускулатура ног, их выворотность, постановка корпуса, рук и головы, координация движений. Эти упражнения располагаются в порядке нарастающей трудности и повторяются с каждой ноги по нескольку раз для развития техники учащихся. В повседневной практике занятий утвердился следующий порядок упражнений у станка:

Поклон

Плие

Батман тандю

Батман тандю жете

Ронд де жамб пар тер

Батман фондю

Батман фраппэ

Ронд де жамбанлер

Адажио

Гранд батман

1.Поклон.В начале урока на середине зала исполняется поклон, выполняющий роль своеобразного приветствия преподавателя и концертмейстера. Его предваряют всего 3 ноты из-за такта. Это музыкальное построение из 8 тактов, темп спокойный, умеренный, размеры 2/4 или 3/4.

Например, 8 начальных тактов изПа-де-де из балета "Дон Кихот" Л.Минкуса.

2.Плие (Plie). Это общепринятый французский термин, который переводится как приседание. В следующем упражнении он употребляется в значении:

полуприседание- demiplié

глубокое приседание - grand рlié

Plie исполняется плавно, непрерывно , в характере кантилены. Размер 3/4, реже в 4/4. Сначала в медленном темпе на четыре такта исполняется полуприседание и на восемь тактов - полное приседание: Первая половина упражнения - приседание - выполняется на одну фразу, а вторая половина - выпрямление - на вторую фразу.Динамика движения plié развивается крещендо по мере приседания, Его кульминация приходится на крайнюю точку приседания вниз. Музыка помогает при помощи динамических оттенков сначала плавно опуститься танцору в plié на крещендо, а затем также плавно, не задерживаясь, выпрямиться на диминуэндо. Такое точное распределение движения на музыкальные доли развивает точность координации у учеников.

А. Лядов. Вальс Соч.9, №1.

3.Батман тандю( Battement tendu ). Батман тандю - является основой в системе упражнений классического танца. В хореографической терминологии battement означает отведение и приведение работающей ноги к опорной ноге, равномерные движения работающей ноги, tendu - натянутый, напряжённый. Проще говоря, это натягивание ноги на полу. Исполняется во всех трёх направлениях: вперёд, в сторону и назад.

Все описанные движения требуют активной работы ног. Музыкальное сопровождение исполняется в характере польки. Размер преимущественно 2/4. Вначале выполняются движения ногой в медленном темпе, а за тем - быстрее в два раза.

П.И.Чайковский балет "Щелкунчик", выход Щелкунчика.

4. Батмантандюжете (Battementtendujete ). Упражнение заключается в броске вытянутой ноги на высоту 45. Если предыдущее упражнение battmenttandu знакомит учеников с тремя направлениями на полу, то battmenttandujeteэто то же самое в воздухе. Бросок и возвращение ноги происходит равномерно, без акцента. В заключение акцент падает на возвращение после броска работающей ноги к опорной. Бросок очень резкий и энергичный, это должно отражаться в музыке. Размер 2/4 или 4/4.

Л.Минкус балет "Баядерка", вариация № 8.

5. Рондежамбпартер(Ronddejambeparterre). Это упражнение представляет собой круговые движения ногой по полу. Движение плавное и непрерывное в характере вальса или медленной пьесы. Темп медленный, спокойный. Размер 3/4, реже 2/4. Движение независимо от размера, всегда выполняется равномерно.

«Вальс» Ю.Слонов из сборника "Как вам это понравится", М.Глинка "Прощальный вальс".

6. Батман фондю (Battmentfondu). Это упражнение называют ещё «тающий» батман. Музыка очень выразительная, кантиленная, протяжная. Движение представляет собой сгибание и медленное, «кошачье» вытягивание ноги при одновременном полуприседании на опорной ноге и открывания работающей ноги в любом направлении при одновременном выпрямлении опорной ноги.

Л.Минкус Андантино из балета "Баядерка".

7. Батман фраппэ (Battementfrappe). Название упражнения происходит от французского слова frapper, что обозначает удар, стук. При battementfrappe работающая нога сгибается и помещается на щиколотку опорной, затем быстро выпрямляется. Данное упражнение исполняется во всех трёх направлениях. Движения выполняются очень чётко, даже несколько резко.Размер 2/4 , темп средний. Для сопровождения подбираются пьесы в характере польки, штрих преимущественно стаккато.

Л.Делиб. Пиццикато из балета "Сильвия".

8. Ронддежамбанлер (Rond de jambe en l’air). Ronddejambeenl’air — это упражнение представляет собой круговые движения ногой в воздухе. Характер очень чёткий, энергичный, активный. Хотя ритмической основой музыки является пунктирный ритм, всё же не следует играть сопровождение резко и громко. Размер 3/4, 4/4

А.Скрябин Экспромт в форме мазурки Соч.2, № 3.

9. Адажио ( Adagio). Это упражнение представляет собой медленное и постепенное понимание ноги на 90. Исполняется по трём направлениям: вперёд, в сторону, назад. При разучивании аdagio отрабатывается выворотность ноги, шаг, пластика. Музыка, рекомендуемая для сопровождения адажио должна отличаться широкой распевной мелодией романтического характера. Темп медленный, размер 3/4 или 4/4 .

Л.Минкус Адажио из балета "Дон Кихот".

10. Грандбатманжете( Grand battement jete). Grandbattementjete - большой энергичный бросок работающей ноги на 90 и выше. Музыкальное сопровождение - широкий, энергичный вальс или марш. Соответственно этим жанрам размер 3/4 или 4/4.

В.Герчик "Марш", Ц.Пуни Марш из балета "Конек Горбунок".

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.

На первом году обучения классическому танцу детям даются основные начальные представления о нем. На начальном этапе это делается на знакомом или не сложном музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал. Это можно проследить на конкретных примерах: марш под музыку используется на уроке для развития чувства ритма и согласованности движений с музыкой. В начале упражнения идут в едином темпе, а по мере усвоения - в разных темпах: с ускорением или замедлением, с паузами, с различной ритмической организацией. Plie на начальном этапе выполняется на музыкальный размер 4/4, затем на 3/4.

Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса, должны обладать следующими свойствами.

Квадратность.На начальном этапе очень важно, чтобы произведение можно было разбить на квадраты. Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом–вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4. В дальнейшем, по мере обретения танцевальной техники, темп ускоряется, но квадратность остается. Составляется, например, комбинация из двух движений по квадрату – это равно фразе из восьми тактов: одно движение – 1 такт, или три движения по квадрату равны 12 тактам. На третьем году обучения классикой это свойство уже не имеет такого значения, как на первом, году, так как дети выучивают упражнения в чистом виде, а создаваемые комбинации становятся более сложными, и в них движения могут изменяться не по квадрату. Здесь берутся более сложные размеры: 3/4, 6/8 и т.д., и используется более быстрый темп.

Определенный ритмический рисунок и темп. Для исполнения таких движений, как Adagio, tendus, Ronddejambe, parterre, ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения движения battementstendus – необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе восьмыми нотами, в музыкальных фрагментах должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении).

Наличие задактов. Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном темпе по квадратам на сильную долю (battementstendus, battementstendusjetes, battementsfrappe). В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль. Любой затакт, помимо того, что определяет темп упражнения, делает музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнения, акцентируя слабую долю. Затакт может быть использован во всех упражнениям, так как с него легче начать исполнять движение.

Темповые и метрические особенности.Размер 2/4 может употребляться для различных упражнений. Но темп исполнения и сама техника всегда различны. Battements tendus, battements tendusjetes, battements frappes могутисполнятьсявразмере 2/4 втемпах allegro, moderato.Аупражнения battements fondues, plie, passé par terre - вразмере 2/4 втемпах adagio, lento. Ronddejambparterre может исполняться в размере 3/4, то есть, одно движение на 1 такт. Таким образом, темп замедляется до adagio (или одно движение -полный круг - на 4 такта. То же самое происходит и с размером 4/4. Темп в этом размере может на различных движениях варьироваться от lento до andantino.

Метро-ритмические особенности. На начальном этапе мелкие длительности могут исполняться в 2 раза дольше, но при этом характер мелодии не должен искажаться. По мере выучивания движений темп ускоряется. На начальном этапе, когда идет разучивание движения, концертмейстер играет в медленном темпе, по мере выучивания темп ускоряется. То же самое происходит с preparation и при внесении в комбинацию поз.

В работе концертмейстера необходимо использовать проверенные временем классические образцы. А для того, чтобы слуховой кругозор учащихся был возможно более полным и разносторонним, репертуар должен быть ориентирован на исторические стили. Так, например, с классической эпохой дети знакомятся на материале музыки В. Моцарта, Л. Бетховена, романтизм представлен музыкой Ф. Шопена (вальсы, ноктюрны), Ф.Шуберта (экосезы, вальсы), Э.Грига (вальсы), М.Мендельсона. Русская классика: М. Глинка, П. Чайковский (вариации и отрывки из балетов, «Детский альбом», «Времена года»), А. Аренский, А.Лядов, А.Глазунов, А.Рубинштейн. Советская музыка представлена отрывками из балета К. Хачатуряна «Чипполино», «Детской тетрадью» и «Танцами кукол» Д. Шостаковича, балетной музыкой Р.Глиэра, произведениями И.Дунаевского, В.Ребикова, Ю.Слонова, С.Прокофьева, Р.Щедрина.

Музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

Успешная работа в классе хореографии во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают учащимся услышать и понять музыку, отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы учащихся, основа их эстетического воспитания.

Список литературы

1. А.Я.Ваганова. Основы классического танца. 5 издание, Л. 1980.

2. В.С. Костровицкая. 100 уроков классического танца. Л. 1982.

3. Музыкальное оформление урока классического танца. //Хореографическое искусство: теория, история, методика обучения //Ученые записка факультета искусств, № 2. СПб, 2004.

4. Л.И.Ярмолович. Принципы музыкального оформления урока классического танца. Л., 1968.

5. Сухова Г.Н. Работа концертмейстера с учащимися в классе хореографии» [Электронный ресурс] URL: https://ovaciya-krasnodar.ru/40-metodicheskie-materialy/1164-sukhova-g-n-rabota-kontsertmejstera-s-uchashchimisya-v-klasse-khoreografii (Дата обращения: 20.01.2019)

6. Каменкина Ю.Г. Активизация и развитие творческих способностей детей на примере хореографической студии «Серпантин» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/aktivizaciya-i-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-na-primere-horeograficheskoy-studii-serpantin-1373017.html (Дата обращения: 01.02.2019)

 

Оригинал работы:

Методические рекомендации концертмейстеру на отделении хореографии (классический танец)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*