Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья «Формы современного урока»

14.02.2019 230 369
Андреев Андрей Иванович
Андреев Андрей Иванович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Личностно ориентированный урок

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «мастер-обучающийся». От командного стиля мастер переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процесса деятельности обучающегося. Позиция обучающегося: от прилежного исполнения – к активному творчеству, рефлексивное мышление, то есть нацеленность на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что мастер не только дает знания, но и создает условия для развития личности обучающегося.

Основные различия

традиционного и личностно - ориентированного уроков

Традиционный урок

Личностно ориентированный урок

1. Целеполагание: вооружить обучающихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают».

1. Целеполагание: развитие обучающихся, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Обучающийся работает весь урок, имеет место постоянный диалог « мастер – обучающийся ».

2. Деятельность мастера: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – мастер. Развитие – абстрактное, попутное.

2. Деятельность мастера: организует учебную деятельность, в которой обучающийся ведет самостоятельный поиск. мастер объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, совещается, предотвращает. Центральная фигура – обучающийся .

3. Деятельность обучающегося: объект обучения, на который направлено воздействие мастера. Знания, умения и навыки обучающийся получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима мастера, заучивания, нередко, нажима родителей.

3. Деятельность обучающегося: обучающийся является субъектом своей деятельности. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения « мастер – обучающийся » субъект-объектные. мастер требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Обучающийся приспосабливается к каждому мастеру, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Обучающийся – лицо второстепенное.

4. Отношения « мастер – обучающийся » субъект-субъектные. Работая со всем группой, мастер, фактически, организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей обучающегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Подходы к организации личностно ориентированного урока

Направления деятельности мастера

Пути и средства реализации

Обращение к субъектному опыту обучающихся

1. Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался?

2. Организация через взаимопроверку и выслушивания обмена содержанием субъектного опыта между обучающимися.

3. Подведение к правильному решению через поддержку наиболее соответствующих ему версий обучающихся.

4. Выстраивание нового материала с опорой на высказывания, суждения, понятия.

Применение на уроке разнообразного дидактического материала

1.Использование мастером различных источников информации.

2.Побуждение обучающихся к выполнению проблемных учебных заданий.

3. Выполнение заданий различного типа, вида и формы.

4. Стимулирование обучающихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

5. Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, то есть технологических карт.

Характер педагогического общения на уроке

1.Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости.

2. Обращение к обучающемуся по имени.

3. Беседа не свысока, а «глаза в глаза».

4. Поощрение в независимости, уверенности в себе при ответе.

Активизация способов учебной работы

1.Стимулирование обучающихся к применению различных способов учебной работы.

2.Анализ всех предлагаемых способов и вариантов решения проблемы.

3.Выявление значимых способов, избираемых обучающимися.

4. Обсуждение наиболее рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно.

5. Оценивание результата и процесса.

Педагогическая гибкость мастера в работе с обучающимися на уроке

1. Создание атмосферы «включенности» каждого обучающегося в процесс.

2. Предоставление обучающемуся возможности выбора

3.Создание условий для самостоятельности

Урок развивающего обучения

Под развитием следует понимать последовательное, поступательное изменение качественных характеристик обучающегося: физических, физиологических, психологических, духовных.

Как сделать урок развивающим?

Во-первых, заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разные психические процессы и состояния, делая их востребованными. Этому способствуют: проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, исследовательские задания.

Во-вторых, изменить характер объяснения нового материала, превратить его в проблемное, эвристическое, стимулирующее к поиску. Попробуйте подать учебный материал так, чтобы непременно побудить обучающихся задавать вам вопросы. Когда этого удастся добиться, можно считать эту задачу выполненной.

Целесообразно использовать учебные задачи. Это форма предъявления обучающимся учебного материала, требующая от них высокой умственной самостоятельности при ее освоении. Возможные типы учебных задач: на поиск способов решения; на поиск сходства и различия с явлениями, изученными ранее; на выработку понятий; на разработку определений; на поиск доказательств; на выдвижение и проверку гипотезы; на опровержение позиции; на различение известного и неизвестного; на выведение правил и др. Это не то, что решение типа «вспомни ответ». Процесс познания и усвоения проходит в самообучении, на основе активной субъектной позиции обучающегося.

В-третьих, вовлечь обучающихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке и вне его. Для этого: привлекать их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, рефлексии познавательной деятельности, к оцениванию, самооцениванию, взаимооцениванию результатов деятельности.

В-четвертых, осуществлять мониторинг развития обучающихся. Например: изменение отношения к учебе, состояние памяти, внимания, восприятия, мышления каждого обучающегося.

Главное условие развивающего обучения на уроке – технологический подход к решению любых заданий. Технологичность выполнения предусматривает наличие таких практических умений, как умение ставить цель, искать и формулировать противоречие, разрабатывать гипотезу, составлять план решения, проверять правильность своих действий и оценивать их.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Статья «Формы современного урока»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*