Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТема: «Методы обнаружения и удаления компьютерных вирусов».
Видзанятия: урок.
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.
Место урока в системе знаний по дисциплине: занятие является 17 в перспективно-тематическом плане и последним по теме Методы обнаружения и удаления компьютерных вирусов в разделе 2 Борьба с вирусным заражением информации.
Структура и методический инструментарий занятия.
Цель занятия: формирование общих и профессиональных компетенций по реализации методов защиты информации от компьютерных вирусов.
Задачи занятия:
1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Методическая цель:
Методы обучения:
Междисциплинарные связи:
Программное обеспечение компьютерных сетей
Информационная безопасность (Тема 2.3. Антивирусные программы)
Оснащение и методическое обеспечение урока
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих студентов и их готовности к занятию.
1. Объявление темы урока, целеполагание.
Преподаватель демонстрирует видеоролик, который является эпиграфом урока:
«Стоит мне что-нибудь проглотить, как тут же происходит что-нибудь интересное. Посмотрим, что будет на этот раз!»
Льюис Керрол. "Алиса в стране чудес"
- С чем у Вас ассоциируется это эпиграф? (Студенты высказывают свое мнение). Преподаватель обобщает высказывания студентов и озвучивает тему урока.
- Итак, тема нашего урока – «Методы обнаружения и удаления компьютерных вирусов».
Преподаватель привлекает студентов к постановке цели урока.
- Как Вы думаете, какова цель нашего урока? (Студенты высказывают свои предположения). Преподаватель обобщает высказывания студентов и озвучивает цель урока.
-
Итак, целью нашего урока является приобретение
навыков по обнаружению и удалению
вредоносного ПО.
2. Объявление плана урока.
1) Упражнение «Да-Нет»
2) Представление выполненных заданий в соответствии с выбранными ролями.
3) Практическая работа.
4) Подведение итогов практической работы.
3. Актуализация знаний.
Преподаватель с целью актуализации знаний проводит интерактивное упражнение «Да-нет».
Тест на экране. Студенты в зависимости от ответа, поднимают вверх руку с карточкой «да» - зеленая карточка или «нет» - красная карточка (приложение 2). Преподаватель для проверки ответов студентов щелкает на выбранный ответ, который загорается красным или зеленым цветом в зависимости от правильности ответа.
Проверка домашнего задания.
- На предыдущем занятии Вам было предложено выполнить домашнее задание в форме веб-квеста. Группа была разделена на мини-группы - роли, каждой группой было получено исследовательское задание, результат которого Вы должны представить сегодня на уроке в виде мини-сайтов.
Преподаватель предоставляет представителям групп слово для выступления, обращая внимание на то, что на выступление отводится не более 3 минут.
Выступления групп с демонстрацией созданного сайта.
Во время выступления каждая группа оценивает группу выступающих в соответствии с бланком оценивания (приложение 3). (Оценки выставляются в заранее готовый файл, созданный в программе MSExcel)
4. Практическая часть.
- А сейчас мы переходим к практической части нашего урока. Давайте посмотрим видеоролик и после просмотра попробуем ответить на вопросы:
- С чем ассоциируется у Вас этот фрагмент в контексте темы нашего урока?
- А что же может произойти «интересного» при попадании вируса в компьютер?
(демонстрация видеоролика)
Преподаватель выслушивает предположения студентов.
- Давайте откроем папку «Урок», в которой находятся 3 файла. Вы должны поочереди запустить файлы, найти способы выхода из сложившейся ситуации, оценить возможный ущерб, определить кто мог написать подобные вирусы и какие последствия могут быть для авторов вирусов.
Каждая группа должна оформить отчет по проведенному исследованию вирусов. (общий отчет – приложение 4) и высказать предположения по остальным параметрам характеристики вируса, поразившего компьютер.
Задания для групп.
Экономисты.
Задание. Оцените вред, который может быть принесен этим вирусом.
Исследователи.
Задание. Определите вид вредоносного ПО, обнаруженного на компьютере.
Служба безопасности.
Задание. Какие действия нужно выполнить, чтобы нейтрализовать угрозу на ПК?
Шпион.
Задание. Объясните принцип действия вируса. Является ли эта программа вирусом?
Психологи.
Задание. Определите, кто и для чего написал этот вирус.
Юристы.
Задание. Определите наказание за распространение и создание данной программы.
5. Подведение итогов практической работы.
Преподаватель выводит на экран сводные итоги проведенной работы. Каждая группа комментирует полученные результаты от лица своей роли.
Демонстрация сводных результатов и обсуждение.
6. Подведение итогов урока.
Преподаватель дает оценку работы в целом и отдельных студентов. Помогает осмыслить результаты проделанной работы, отмечает подготовку студентов к уроку с демонстрацией сводных результатов оценки публичного выступления и качества созданных мини-сайтов, определяет степень достижения цели и задач урока.
7. Домашнее задание.
Преподаватель дает домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению.
- Сегодня домашнее задание будет опережающим. Вы должны подготовить мини сообщение об установленной на вашем личном ПК антивирусном программном обеспечении, его достоинствах и преимуществах.
8. Рефлексия.
- Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Стоит мне что-нибудь проглотить, как тут же происходит что-нибудь интересное. Посмотрим, что будет на этот раз!».
Преподаватель предлагает студентам поставить себя на ступеньку лестницы успеха в зависимости от результатов, которые они достигли за урок.
Лестница успеха
- у меня все получилось, мне все удалось;
- мне было сложно, но интересно работать на уроке;
- мне очень трудно было на уроке, многое осталось непонятным
ЗАДАНИЕ
Для прохождения веб – квеста вам предстоит разбиться на группы, выбрать роль, от лица которой вы будете выполнять задания. Чтобы вылечить компьютер вам необходимо выполнить три задания: 1 задание - путешествие по всемирной сети Интернет в поисках информации; 2 задание - заполнение таблицы, составление схемы или составление краткого отчета; 3 задание - самое сложное, вам предстоит обобщить все полученные знания и создать веб-страницу. Каждый член команды отвечает не только за свою роль, но и должен согласовывать свои действия с другими членами группы. Желаю вам удачи! |
ПОРЯДОК РАБОТЫ
Группа делится на группы в соответствии с предложенными ролями. Каждая группа работает над своим заданием.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ
1) Экономисты.
2) Исследователи.
3) Служба безопасности.
4) Шпионы.
5) Психологи.
6) Юристы.
Задания для групп.
Экономисты. Вы – экономист, который занимается оценкой ущерба от различных нарушений, связанных с использованием компьютерной техники.
Задание.
Исследователи. Вы – исследователь, который занимается исследованием вредоносного программного обеспечения.
Задание.
Служба безопасности. Вы – работник службы безопасности, который следит за состоянием защищенности информационной среды.
Задание.
Шпион. Вы – шпион, который занимается написанием вредоносных программ для обеспечения получения несанкционированного доступа к информации.
Задания:
Раскрыть вопросы:
Психологи. Вы – психологи, которые хорошо разбираются в психологических особенностях характеров людей и могут определить причины поступков.
Задание:
Юристы. Вы – практикующие юристы, хорошо знающие законодательную базу в области информационной безопасности.
Задание 1:
Приложение 2.
Интерактивное упражнение «Да-нет»
1. Почему компьютерный вирус является вредным? A. может нанести вред здоровью пользователя (нет) B. может нанести ущерб компьютеру и информации, которая в нем хранится (да) |
2. Как можно выявить и обезвредить компьютерный вирус? A. установить и запустить антивирусную программу (да) B. с помощью Помощника поиска найти и удалить из компьютера (нет) |
3. Что является основным источником вирусов? A. локальная сеть (да) B. новые документы (нет) |
4. Почему некоторые виды вирусов называют загрузочными? A. потому что они проникают в загрузочный сектор диска (да) B. потому что они загружаются постоянно (нет) |
5. Где находятся сетевые вирусы? A. в компьютерной сети (да) B. в принтере (нет) |
6. Каким путем преимущественно проникают вирусы-черви в компьютер? A. по электронной почте (да) B. по телефонному звонку (нет) |
7. Как называют программу, в которой выявили вирусы? A. инфицированной (да) B. заблокированной (нет) |
8. Какие вирусы называют невидимками? A. те, которые не наносят никакого вреда (нет) B. те, которые маскируются и их тяжело выявить (да) |
9. Каким образом файловые вирусы инфицируют файлы? A. записывают свой код (да) B. переименовывают (нет) |
Приложение 3.
Бланк
оценки публичного выступления
с иллюстративным материалом на основе веб-страницы
Веб-страница – содержание (баллы -37)
Максимальный балл |
Критерий |
10 |
Все материалы тщательно отредактированы и не содержат ошибок и опечаток. |
8 |
Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде. |
4 |
Все недочеты, отмеченные учителем и одногруппниками при предварительном показе, устранены. |
10 |
Отбор материала, последовательность изложения демонстрируют глубокое понимание материала и навыки критического мышления. |
5 |
Имеется список использованной литературы. |
Веб-страница – оформление (баллы -28)
Максимальный балл |
Критерий |
9 |
Веб-страница содержит гиперссылки. |
7 |
Навигационная схема организована |
6 |
Общий вид веб-страницы привлекает аудиторию и соответствует теме. |
6 |
Текст, графика служат иллюстративным материалом для устного выступления. |
Устное выступление – представление материала (баллы -15)
Максимальный балл |
Критерий |
3 |
Выступление не является просто чтением с экрана. |
3 |
В выступлении дополняются и раскрываются ключевые моменты, представленные на веб-странице |
3 |
Выступающий поддерживает зрительный контакт с аудиторией; речь отличается богатством интонаций. |
3 |
В конце выступления понимание изложенного материала аудиторией контролируется с помощью вопросов и т.п. |
3 |
Время, отведенное на выступление, используется эффективно. |
Максимальное количество баллов = 80
Веб-страница - содержание = 37
Веб-страница – оформление = 28
Устное выступление= 15
Экономисты. (экономический ущерб) |
|
Исследователи. (тип вируса)
|
|
Служба безопасности. (как нейтрализовать действие вируса)
|
|
Шпион. (принцип действия вируса)
|
|
Психологи. (кто и для чего написал этот вирус)
|
|
Юристы. (ответственность за написание вируса)
|
|
Интернет-ссылки
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.