Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременные достижения науки и техники, призваны облегчить учебный процесс и разнообразить досуг, в конечном итоге приводят к резкому ограничению ежедневной двигательной активности.
Как известно физическая культура составляет важную часть оздоровительной и воспитательной работы, является мощным средством укрепления здоровья правильного физического развития подростков.
Я работаю в колледже, где кроме здоровых детей обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья (с разными группами инвалидности) и дети-инвалиды. В течение многолетней педагогической деятельности наблюдая за развитием подрастающего поколения, я замечаю неблагоприятную тенденцию снижения двигательной активности детей и подростков. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Ограничения мышечной активности (гипокинезия) сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физических нагрузок. Дефицит мышечной деятельности существенно ухудшает функциональное состояние сердца: работа его становится не экономной, менее стабильной. В процессе дефицита мышечной работы приспособление даже к малым нагрузкам сопровождается выраженным учащением пульса, отрицательной реакцией на ортостатическую пробу (т.е. на переход из горизонтального в вертикальное положение тела). Все это приводит к определенным последствиям (болезням, травмам).
Оздоровительный и профилактический эффект двигательной активности неразрывно связан с адекватной физической нагрузкой, усилением функций опорно-двигательного аппарата (ОДА), активизацией обмена веществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой, что приводит к расстройству деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Вывод: для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности.
Регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья ОДА.
Если снижение двигательной активности так влияет на организм здорового человека, то что можно сказать о тех студентах, которые имеют ограничения в состоянии здоровья или инвалидность.
Я достаточно долгое время работаю с подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья и входящими в специальную медицинскую группу. Основными задачами физического воспитания обучающихся данной группы являются:
Укрепление здоровья;
Повышение защитных свойств организма;
Освоение основных двигательных навыков и качеств и др.
Все эти задачи хорошо решаются во время занятий с теми обучающимися, которые имеют представление о физических упражнениях и их влиянии на организм. Сложнее с теми студентами, которые в силу своей болезни плохо передвигаются или сильно ограниченны в движениях, они зачастую никогда не занимались вообще физической культурой или спортом.
В нашем колледже данная проблема является решаемой. На своих занятиях с обучающимися данных категорий обязательно применяю следующие педагогические принципы:
Сознательности
Систематичности
Последовательности
Доступности
Повторности
Оптимальности и рассеянности нагрузки.
Обязательно использую разнообразные упражнения общеразвивающего, дыхательного и релаксационного характера. Свои уроки строю так, чтобы у обучающихся повышались концентрация внимания, психологический и эмоциональный настрой на более эффективное выполнение упражнений. Привлекая ребят к участию в различных спортивных соревнованиях, фестивалях, днях здоровья, секциях, демонстрируя им пример других студентов с ограниченными возможностями здоровья, добившихся определенных успехов в физическом развитии, проводя разъяснительную работу по поводу значимости и пользы физических упражнений, мне удается добиться хороших результатов в решении поставленных задач.
Рассмотрим на примере положительное влияние физических упражнений на организм обучающихся с ограниченными физическими возможностями.
1. Екатерина С. училась в нашем колледже с 2012 по 2016 год. Девочка очень сложная в физическом плане. Диагноз – ДЦП со спастическими проявлениями практически во всем организме, работать могла только одной ножкой. Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц у Екатерины сформировались различные деформации и контрактуры с появлениями ортопедических нарушений. Было очень сложно подобрать Кате физические упражнения для повышения двигательной активности, помогла в этом игра «Бочча». Екатерина увлеклась ей и добилась хороших результатов в данной игре, но самое главное у неё снизились спастические проявления в ногах и руках, Катя стала эмоционально более спокойной и уравновешенной. Окончив наш колледж, Катя продолжает активно заниматься этим спортом.
2. Дмитрий К. обучался в нашем колледже с 2014 по 2018 год. Физическое состояние Димы было близко к критическому. Диагноз - мышечная дистрофия. Передвижение по колледжу Дмитрию давалось с большим напряжением, он быстро уставал. Максимальная амплитуда движений рук, не выше пояса. Строя свою работу с данной категорией студентов, я решаю следующие задачи – сознательное, постепенное и систематическое повторение упражнений от простого к сложному на разные группы мышц. Занимаясь на уроках и дополнительно в тренажерном зале Дима добился хороших результатов:
-укрепил мышечный корсет;
-повысил выносливость, стал понемногу бегать;
-повысил координацию;
-научился не только ловить мяч, но и отбивать с полета.
Всё это помогло ему не только в физическом плане. Он укрепил здоровье, а это в свою очередь дало ему силы успешно закончить обучение.
3. Алексей П. пришел учиться к нам в колледж в 2016 году с диагнозом травма шейного отдела позвоночника, колясочник. Двигательная активность снижена максимально, нуждался в посторонней помощи при передвижении по колледжу. Занимаясь на уроках и на дополнительных занятиях Леша добился следующих результатов:
-научился стоять на балансе;
-научился заново плавать;
-самостоятельно поддерживать спину.
Примеров, подобных приведенным выше, очень много, это говорит о том, что занимаясь физическими упражнениями и повышая свою двигательную активность, мы улучшаем работу всего организма в целом.
В процессе занятий физической культурой происходят следующие изменения:
-повышается функциональная деятельность организма, особенно дыхательная и сердечно-сосудистая системы;
-повышаются функциональные возможности организма, создается необходимый настрой для более интенсивной мышечной работы;
-приобретаются и совершенствуются специальные знания, двигательные умения и навыки;
-достигается развитие физических, моральных и волевых качеств;
-частично ликвидируются отклонения в состоянии здоровья.
С физиологической точки зрения для нормализации функционального состояния организма необходимо систематически проводить до 3 и более занятий в неделю по 30 - 40 минут. Для приобретения тренированности организма обязательны самостоятельные занятия.
Для индивидуальных занятий студентов мною разработаны различные комплексы упражнений, отдельно для каждого вида заболеваний и травм.
Многие студенты, поступив в наш колледж, впервые начинают знакомиться и заниматься специальными физическими упражнениями, повышая свою двигательную активность. На собственном опыте со временем они убеждаются, что можно улучшить состояние своего здоровья и свою физическую форму.
И результаты не заставляют себя ждать. У кого-то снижается спастика, кто-то научился плавать и получать от этого массу положительных эмоций, кто-то увеличил моторику, кто-то укрепил мышечный корсет. Кроме того, положительные эмоции и укрепление здоровья хорошо сказываются на результатах учёбы наших студентов. Эти и физические, и эмоциональные изменения на первый взгляд не заметны, но они есть.
А для наших студентов-инвалидов это результат не менее значимый, чем для здорового человека - звание «Кандидат в мастера спорта» или «Мастер спорта».
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.