Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка учебного занятия по дисциплинам: «Теория и методика социальной работы» и «Теория государства и права».

14.01.2013 1766 5657
Гостищева Лидия Васильевна
Гостищева Лидия Васильевна, преподаватель

Пестова Наталья Анатольевна
Пестова Наталья Анатольевна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж
Тема учебного занятия: «Социальная политика государства в сфере защиты детства»

 

Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний.


Форма проведения занятия: бинарный урок.


Методическая цель: Методика проведения бинарного урока, с использование приёмов кейс - стади, игровых технологий.

 

Цель занятия: Формирование общих и профессиональных компетенций по теме социальная политика государства в сфере защиты детства.


Задачи учебного занятия:

Воспитательная:

  • привитие интереса к предмету;
  • формирование политической культуры и гражданской позиции у студентов;
  • воспитание уважения к правам человека;
  • воспитание толерантности, эмпатии;

Образовательная:

  • закрепление понятий по теме: «Социальная политика государства в сфере защиты детства»;
  • формирование практических навыков работы с правовыми актами Российского и Международного права;
  • применение имеющихся знаний в процессе решения практических заданий;

Развивающая:

  • развитие коммуникативной компетентности, навыков работы в группе;
  • развитие памяти, логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельнее выводы.
  • развитие умения грамотно, красиво выражать свои мысли, развивать речевую культуру.

 

Методы и приемы:

- методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, дискуссия);

- методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);

- методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая, исследовательская работа);

- методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос);

- рефлексивный метод.

 

Принципы:

- научности обучения, наглядности, развивающего обучения;

- развития личности, коллективизма;

- сознательности и активности.

 

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Обеспечение занятия:

1. Техническое:

- компьютер, проектор, экран.

- канцелярские принадлежности.

2. Дидактическое

- раздаточный материал для студентов, Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ, оценочные листы.

 

Ход учебного занятия.

 

1. Организационный момент.

       - приветствие;

       - доклад старосты об  отсутствующих,

       - определение готовности  студентов к уроку.

       - активизация внимания студентов  (методика Мюнстенберга).

Инструкция: перед Вами тестовый материал с напечатанными в нем построчно буквами. Постарайтесь за 1 минуту обнаружить в нем слова и подчеркнуть их, например: ПЮКЛБЮСРАДОСТЬУФРНКП. Из полученных слов составьте высказывание:

 

БТРШОЦЗНАНИЯЗГУЦОКВПДСЕГОДНЯХЭЬЧАДКВПУЕКОЕКИТЬЛЛТРОЧВЫ

ЦЙЯГШГЦОПЫТЦРЕТАБЕСТЗАВТРАНТЕДЖЗБЬАМЫОПКНХТРОНЦЫЛЗОПВЧ

МРРТФЩУЙГЗХЕШЛОЛРБОЛДЖШЗХЮЭЛГШЬБЖЕОЛЛРАВВШОГХЕЮЖИН

ДРОШГОБ

(знания - сегодня, опыт - завтра)

 

Преподаватель 1.

Сегодня у нас с вами необычное занятие. Перед вами стоят два преподавателя. Это объясняется тем, что избранная вами специальность «Право и организация социального обеспечения» включает в себя не только механизм социальной защиты, но его правовую основу. Именно вам предстоит в своей профессиональной деятельности осуществлять реализацию социальной политики государства, социальных прав населения, в том числе и самых незащищённых их слоёв.

 

Преподаватель 2.

Сегодня наше учебное занятие будет проходить в рамках двух дисциплин: «Теория государства и права» и «Теория и методика социальной работы».

Перед вами на столах лежат оценочные листы, в которых вы должны будете самостоятельно оценивать степень своего участия в выполнении заданий. Со своей стороны мы воспользуемся правом дополнительного поощрения особо отличившихся студентов.

Вы заранее разделены на группы. Вам было дано задание – придумать название своей группе. Озвучьте  и объясните, почему вы выбрали это название.

 

2. Формулирование темы учебного занятия.

Преподаватель 1.

Итак,  прошу обратить внимание на экран! По полученной информации попытайтесь понять, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии.

(На экране сменяют друг друга слайды с детей, протягивающих за подаянием руки, лица голодных детей… Звучит песня из К/ф «Генералы песчаных карьеров»).

Преподаватель обращается с вопросом:

- О чём же мы сегодня будем говорить с вами? Какую проблему будем обсуждать?

Сегодня на нашем занятии речь пойдёт о социальной защите детства.

(Тема занятия высвечивается на экране)

Преподаватель озвучивает задачи, цель урока.

Озвучивается план проведения занятия.

 

3. Повторение пройденного материала.

Преподаватель 1. задаёт вопрос: а чем права отличаются от свобод. Есть ли разница между этими понятиями?

Что такое права? Что такое свободы?

 ПРАВА - это охраняемые и   обеспечиваемые государством возможности что - либо делать, осуществлять; то, что разрешено законом и соответствует природе человека.

СВОБОДЫ – это отсутствие каких-либо ограничений в деятельности или поведении.

 

Преподаватель 2:

- А есть ли права у ребенка? Какие права вы знаете?

- А для чего нужны  ребенку права?

- Кому важнее знать права ребенка: ему самому или взрослому человеку?

Дети обладают всеми правами и свободами человека, однако требуют особой защиты в силу своего возраста, положения, и имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди.

В каком документе  содержится перечень прав человека?

 

Преподаватель 1: 

Основной закон нашего государства – Конституция определяет, что каждый человек имеет права и свободы,  и никто не может быть  их лишить.

 

Чем права отличаются от свобод?

Что такое социальные права человека?

 

Преподаватель 2.

Что такое социальная защита населения?

Что такое социальные права человека?

Социальные права человека — совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ.

Социальная защита — система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования социальных слоёв и групп населения, особенно социально уязвимых.

 

Преподаватель 2.

На ваших столах лежат тексты Конституции РФ. Найдите и зачитайте статьи в ней, в которых говорится о правах ребёнка. Время на подготовку 3 минуты.

(Выступление групп).

  • Право на охрану материнства и детства  (ст. 38)
  • Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39)
  • Право на жилище (ст. 40)
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
  • Право  на труд (ст. 37)

 

Преподаватель 1:

- А всегда ли существовали права  у ребенка?

Преподаватель рассказывает о возникновении Конвенции о правах человека и Конвенции о правах ребёнка.


Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно семья – важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить.

Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования, выбор будущей профессии и так далее. Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная организация – ООН.


В 1945 году, когда наступил мир после окончания Великой Отечественной войны, народы многих стран решили, нужно объединиться, чтобы разногласия, противоречия, конфликты решались мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

В 1948 году, государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека – документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести. Положения, о которых говорится в документе, касаются всех – мужчин, женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих.


Всеобщая декларация прав человека – нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще – и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому

20 ноября 1989 г.Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка. 2 сентября 1990 г. она вступила в силу в России. В этом году ей исполняется 20 лет. Конвенция о правах ребенка – единственное международное соглашение, ратифицированное практически всеми государствами мира, кроме США и Сомали.


- Что такое Конвенция?

- Конвенция – это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. Документ содержит 54 статьи, каждая из которых детально рассматривает различные права.

А теперь Вам предстоит работа с текстом Конвенции о правах ребёнка. 

 

4. Практическая часть.

Преподаватель 2.

Работа с текстом конвенции и конституции. (Кейс 1)

Вы уже знаете, что Конвенция содержит 54 статьи, каждая из которых детально рассматривает различные права. Эти права условно могут быть разбиты на 4 категории:

- Права на выживание охватывают права ребенка на жизнь и удовлетворение его потребностей, которые составляют основу существования; они включают достойные жизненные стандарты, кров, питание и доступ к медицинскому обслуживанию.

- Права на развитие включают все, что необходимо детям для достижения наибольшего развития сво­их способностей. В качестве примера можно привести права на образование, игру, отдых, культурную деятельность, доступ к информации, свободу мысли, совести и выбора религии.

- Права на защиту требуют, чтобы дети были защищены от насилия и эксплуатации. Особое внимание обращено на следующие проблемы: детей-беженцев; пыток и насилия в юридической системе; вовлечения детей в вооруженные конфликты; детского труда; потребления подростками наркотиков и сексуальной эксплуатации несовершеннолетних.

- Права на участие позволяют ребенку принимать активное участие в жизни общества и страны. Они включают в себя свободу иметь и высказывать свое мнение по проблемам, касающимся жизни детей; пра­во вступать в организации и право на мирные собрания. По мере взросления дети должны иметь все возра­стающие возможности для активного участия в общественной жизни, подготовиться к принятию ответ­ственности за жизненно важные решения.

 

Задание 1.: Найдите в тексте Конвенции статьи, раскрывающие содержание названных прав. На выполнение задания 5 минут. Каждая группа выступает с результатами работы.

Карточки с заданиями:

Права на выживание охватывают…

Права на развитие включают…

 Права на защиту требуют…

 Права на участие позволяют…

Подведение итогов преподавателем.

- Молодцы, вы справились с заданием.

 

Преподаватель 1:

 

Задание 2 (Кейс 2.)

На ваших столах лежат листы для выполнения творческого задания, связанного с оценкой ситуации в нашем государстве

Сейчас я вам зачитаю выступление Павла Астахова, уполномоченного по правам ребёнка, на встрече с президентом России  В.В. Путиным

Вам необходимо выявить проблемы, которые звучат в тексте, установить причины, предложить пути решения этих проблем. Время на выполнение 5 минут.

Из выступления Павла Астахова, уполномоченный по правам ребёнка, на встрече с президентом России  В.В. Путиным:

«Ежегодно численность детей в общей доле населения сокращается больше, чем на миллион, и сейчас детей до 14 лет в 2,5 раза меньше, чем пенсионеров. В течении десятилетия на 40% выросла смертность среди 15-19-летних и младенческая смертность в 1,5-2 раза выше, чем в развитых странах. Не сокращаются масштабы детской безнадзорности, социального сиротства (дети – чьи родители лишены родительских прав, находящиеся в детских домах) и правонарушения несовершеннолетних, уровень произвола и семейного насилия, преобладание бедных семей с детьми.»

Ответьте на вопросы:

 

Проблема

Причина проблемы

Пути решения

 

 

 

Сделайте вывод по вашей работе. (Выступления групп)

 

Преподаватель 2.

 А сейчас на примере любимых нами сказок, знакомых нам с детства попробуем определить какие права детей нарушены?

  1. В какой известной сказке С. Я. Маршака нарушено право ребенка на заботу? (12 месяцев).
  2. В какой сказке французского писателя Ш. Перро  нарушено право: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться?» (Золушка)
  3. В какой сказке С. Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? (Три поросенка)
  1. В какой сказке Х. К. Андерсена нарушено право ребенка: «Ребенок не обязан быть как все»? (Гадкий утенок)
  2. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и сурово наказано? (Волк и семеро козлят)
  3. В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого птиц? (Гуси – лебеди)
Подведение итогов.

 

Преподаватель 1

Сказки вы знаете, а теперь вернёмся в сферу действия права и законодательства.

Задания для групп

Определите характер юридической ответственности за правонарушения в отношении детей. Время выполнения 3 минуты.

  1. Органы опеки и попечительства проигнорировали сигнал о жестоком обращении родителей с детьми (административная)
  2. Органы опеки и попечительства проигнорировали сигнал о работе ребёнка в 13 лет в магазине родителей (административная)
  3. Органы опеки и попечительства проигнорировали сигнал о том, что малолетний ребёнок занимается попрошайничеством.  (административная).
  4. Нежелание матери забрать новорожденного ребёнка из родильного дома (гражданско-правовая)
  5. Мама оставила в коляске на морозе ребёнка, а сама ушла в кафе (уголовная)
  6. Отказ родителям директором школы в приёме в 1 класс ребёнка с синдромом Дауна (административная)
  7. Отказ родителям директором школы в приёме в 1 класс ребёнка-инвалида ДЦП. (административная)
  8. Отказ родителям директором школы в приёме в 1 класс ребёнка-инвалида по зрению. (административная)
  9. Прекращение опекуном имущественного содержания подопечного (административная)
  10. Продажа опкуном квартиры подопечного третьему лицу без согласия органов опеки и попечительства (уголовное)
  11. Использование детского труда в корыстных целях приёмными родителями (уголовное)
  12. Отказ взрослых детей от содержания престарелых родителей (гражданско-правовое)

 

Преподаватель делает вывод:

Молодцы ребята, хочется верить, что вы не  будете совершать подобных действий.

 

Преподаватель 2

А сейчас мы обобщим знания по теме: «Правовой статус ребенка»

Данное задание позволяит нам  проверить ваши знания  об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах, применяя их при решении заданий. Каждая группа получает 2 набора карточек: 1) некоторые возрастные этапы в жизни ребенка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Группы  за 3 минуты должны разложить в столбик все права и обязанности под теми возрастными этапами, когда эти права и обязанности у ребенка возникают.

(Содержание карточек:

1 набор – основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».

2 набор – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности.)

Содержание заданий:

1) Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобре­тать любые права и налагать на себя любые обязанности.

2) Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидете­льство).

3) Несет уголовную ответственность за любые преступления.

4) Подлежит административной ответственности.

5) Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохра­няется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов).

6) Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

7) Имеет право на получение паспорта.

8) Имеет право на вступление в брак.

9) Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).

10) Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

11) Имеет право на имя, отчество и фамилию.

12) Приобретает право на гражданство.

(Правильные ответы: А – 11, 12; Б –  10; В – 7, 9; Г – 3, 4, 5, 6; Д – 2; Е – 1, 8.)

Преподаватель делает вывод.

Ребята вы доказали, что тема вами освоена.

 

Преподаватель 1:

А сейчас традиционный Конкурс Красноречия.

Вы как будущие юристы должны обладать умением грамотно выражать свои мысли, аргументировать свою позицию, убеждать собеседника в собственной правоте.

Представителям групп  предлагается продолжить фразу: Когда я стану взрослым, я никогда….            

Время выступления 2 минуты.

 

Преподаватель 2

Рефлексия

- Что вы сегодня узнали на занятии?

- Пополнились ли ваши знания?

 

Оценивание

На ваших оценочных листах подсчитайте средний балл и сдайте их.

 

Преподаватель 1.

Запишите домашнее задание - написать эссе на тему: «Реформирование социальной защиты детства».

 

Используемая литература.

  1. Григорьева С.И. «Теория и методика социальной работы», М., 2007 г.
  2. Жукова В.И. «Теория и методика социальной работы», М., 2008 г.
  3. Комаров И.С. «Теория государства и права», М., 2009 г.
  4. Курбатова В.И. «Социальная работа», Ростов-на-Дону, 2009 г.
  5. Перевалов А.В. «Теория государства и права», М., 2008 г.
  6. Ханжина Е.В. «основы социальной работы», М., 2008 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*