Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Взгляд в будущее. Опыт социального проектирования студентов колледжа

31.01.2019 328 629
Воднева Галина Георгиевна
Воднева Галина Георгиевна, преподаватель

Томский экономико-промышленный колледж

Одним из видов деятельности, в котором открываются большие возможности для раскрытия творческого потенциала личности, является проектная деятельность.

Участие в социальном проектировании позволяет молодому человеку осознать свою нужность, приложив свои знания, принести пользу обществу. В.А. Луков считает, что «Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации» [2].

Социальный проект — вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта.

В последнее время достаточно много написано о проектной деятельности, существуют описания разных форм проектов, различные алгоритмы их проведения. Социальные проекты многообразны по направлениям деятельности, характеру проектируемых изменений, особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности.
Коснемся истории социального проектирования. История метода проектов начинается во второй половине XIX века в США. Основателем является американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859- 1952). Философ считал истинным и ценным только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами Еленой Пархерст и Уильямом Херд Кильпатриком. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали известны и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Их изучали известные ученые и педагоги Станислав Теофилович Шацкий, Антон Семенович Макаренко и многие другие. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

1)социально значимая, имеющая социальный эффект, результатом которой является создание реального  «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально нового в его личном опыте;

2)задуманная, продуманная и осуществленная подростком; в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка [3].

Пожалуй, самое важное в социальном проектировании для студентов колледжа – это создание условий для реализации интересов студентов, раскрытия их творческого потенциала, продуктивного совместного с педагогом творчества. Все эти факторы способствуют повышению мотивации студентов к обучению, их профессиональному саморазвитию. В процессе работы над проектом у студентов формируются и совершенствуются общеучебные умения, а психологические ресурсы проектной деятельности способствуют развитию качеств, необходимых современному образованному, культурному человеку.
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений [1].

Очень интересным стал опыт социального проектирования для студентов ОГБПОУ «Томский экономико-промышленный колледж», которые стали не только участниками, но и победителями  Конкурса социально преобразующих проектов учащейся молодежи «Важное дело–2017», который ежегодно организуется на базе Парка социогуманитарных технологий ТГУ.

На Конкурс было подано 53 проектные заявки от школьников, студентов вузов и профессиональных образовательных организаций города Томска. Все проекты участников Конкурса были направлены на преобразование социальной сферы и представлены в следующих номинациях:

Номинация «Профессионал»

Номинация «Академик»

Номинация «Школьник»

В номинации «Профессионал» проект «Туротерапия  для людей с ограниченными возможностями «Невозможное - возможно» вошёл в число проектов, отобранных к участию в Социальной инвестиционной Выставке «Важное дело» [4].

Данный проект был направлен на создание условий для людей с ограниченными возможностями для реализации интересов и потребностей в социально-культурной сфере и приобщения к социально-культурным ценностям. У людей с ограниченными возможностями есть интерес и спрос к путешествиям и экскурсиям, к прикладному творчеству, но нет специально разработанных программ для этой категории лиц, специальных транспортных средств для перевозки этой категории граждан, а, следовательно, люди не имеют возможности реализовать свои интересы и потребности в социально-культурной сфере.

В ходе реализации проекта были поставлены следующие задачи:

Изучить, проанализировать и обобщить потребности людей с ограниченными возможностями в социально-культурной сфере

Разработать интерактивные экскурсии

Подобрать краеведческий материал

Выбрать объекты экскурсионного показа

Разработать мастер-классы

Приобрести расходные материалы для мастер-классов

Сделать фотографии объектов показа и рассказа (памятников истории, культуры, архитектуры)

Обработать, отредактировать фотографии

Использовать программное обеспечение для виртуального ознакомления со зданиями и достопримечательностями

Организовать информационно-методическое обеспечение проекта

Проанализировать планируемые затраты на реализацию проекта

Найти потенциальных партнеров

люди с ограниченными возможностями (взрослые, дети) и их семьи;

студенты ОГБПОУ «ТЭПК»;

программисты;

мастера прикладного творчества

Новизна решения данной социальной проблемы в том, что посредством туротерапии люди с ограниченными возможностями (взрослые, дети) и их семьи смогут уменьшить психологические и физические барьеры в общении, найти единомышленников, приобщиться к социально-культурным ценностям, приобрести знания и умения в разных областях прикладного творчества.

Социальное проектирование представляет собой разновидность инновационной деятельности. 

В процессе проектной деятельности студенты приобрели опыт командной работы, научились предлагать и обосновывать  реальные пути решения рассматриваемой проблемы, попытались их реализовать. Эти необходимые навыки помогут им в дальнейшей профессиональной деятельности и в формировании активной жизненной позиции.

Список литературы:

Воронина Е. В., Музыченко О. В. Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 30-32. — URL https://moluch.ru/archive/110/27131/

Катаева Т.М. К вопросу об управлении образовательным процессом на основе проектного подхода // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015.-с.95-98.

Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — №6.1. — С. 31-33.

Каталог социально преобразующих проектов учащейся молодежи города Томска «Важное дело - 2017»// ТГУ, парк СГТ. – 2017. – с.17


Оригинал работы:

Взгляд в будущее. Опыт социального проектирования студентов колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*