Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время актуализируется вопрос качества образования. Переход образовательных учреждений на обучение по ФГОС НОО предъявил новые требования не только к содержанию, ресурсному обеспечению, но и к результатам образования, достижение которых происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Этим и объясняется особое внимание и включение внеурочной деятельности в учебный план начальной школы как базисной составляющей содержания образования. Удельный вес внеурочной деятельности (ВУД), по мнению авторов методического конструктора Д.В. Григорьева и П.В. Степанова, возрастает не только при разностороннем раскрытии индивидуальных особенностей ребёнка, в содействии интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию, но и в достижении личностных результатов образования – формировании ценностей, ориентиров, мотивов, накоплении субъективного опыта участия и организации совместной деятельности.
ФГОС реализуется в МАОУ СОШ №43 г. Томска с 2011 года. Сегодня внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью организации учебного процесса в школе. Для успешной её реализации необходим контроль, корректировка и анализ достигнутых результатов. С этой целью проводится ежегодный мониторинг ВУД, который включает в себя изучение эффективности ВУД, мониторинг выбора программ и направлений ВУД, мониторинг посещений занятий ВУД.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в начальных классах в МАОУ СОШ №43 г. Томска проводится в конце каждого учебного года, что позволяет выявить удовлетворённость участников образовательных отношений процессов внеурочной деятельности и её продуктивность.
По итогам 2017-2018 учебного года педагоги начальной школы провели мониторинговые исследования, в процессе которых проанализировали удовлетворённость всех участников процесса внеурочной деятельности: педагогов, детей и родителей (лиц их заменяющих).
Так, через устный опрос изучена удовлетворённость педагогов, которые по всем пяти направлениям реализуют программы внеурочной в школе. Опрос показал, что все педагоги (100% опрошенных) удовлетворены отношением с воспитанниками, с коллегами и администрацией, 76% опрошенных считают, что имеют условия для профессионального роста и творческого самовыражения. Но только 33% респондентов удовлетворены ресурсным обеспечением процесса. Из условий для профессионального роста и творческого самовыражения 50% опрошенных педагогов выделяют время, 25% - наличие в школе свободных помещений, наличие в школе 1 смены – 8%. Сравнительный анализ изучения удовлетворённости педагогов с 2014 года показал, что удовлетворённость ресурсным обеспечением с 2015 года постепенно снижается, удовлетворённость отношениями с воспитанниками и коллегами остаётся стабильной и составляет 100%, снижается удовлетворённость условиями для профессионального роста и творческого самовыражения.
В ходе изучения удовлетворённости обучающихся, которое проходило через анкетирование и тестовые рисунки, выявлено, что чувствуют себя счастливыми и испытывают интерес 100% опрошенных, сложились дружеские отношения в группе у 78% детей, 94% респондентов считают, что у них появились новые качества. Через анкетирование, с применением методики неоконченных предложений, проводилось изучение удовлетворённости родителей (законных представителей), которое показало, что самое важное, по мнению родителей, чему учатся дети на занятиях ВУД, - это развивать мышление, мыслить в нестандартных ситуациях, корректировать речь, расширить кругозор, реализовывать творческие и интеллектуальные способности, логически мыслить, развивать моторику рук, фантазию, внутреннее восприятие мира, быть более собранными и преодолевать стеснение, заводить новых друзей.
Одним из важных предметов диагностики ВУД является её продуктивность, которая включает вовлечённость учащихся в систему внеурочной деятельности и те качества, которые формируются в процессе ВУД, направленные на развитие личности, а именно самооценку, смыслообразование и нравственно-этические ориентиры.
Изучение продуктивности ВУД позволило изучить включенность обучающихся во ВУД. Через выбор предложенных программ и направлений, которые родители (законные представители) осуществляли в начале учебного года, определено приоритетное направление ВУД в этом учебном году. Это общеинтеллектуальное направление, которое выбрали 45% обучающихся, выбор спортивно-оздоровительного направления сделали 18%, общекультурного - 13%, духовно-нравственного 18% и социального 6% обучающихся начальной школы.
Мониторинговые исследования позволили выявить наиболее популярные занятия внеурочной деятельности в том учебном году. Таким занятиями стали «Говорим по-английски», «Игры на свежем воздухе», «Умелые ручки», «Логика», «Занимательная грамматика», «В мире танца», ОФП, «Юный исследователь», «Информационная культура школьника».
В ходе диагностики включённости во ВУД мы подсчитали не только количество предложенных занятий по параллелям, минимальное и максимальное количество занятий, которые посещает один ученик, но и общее количество занятий, посещаемых всеми обучающимися класса за неделю. Каждый учитель заполнил табель посещаемости, из которого видны включение во ВУД как отдельного ученика, так и всего класса. Видно, что есть классы (их большинство) , где дети за неделю посещают более 100 занятий, а есть классы, в которых менее 50 посещения занятий всеми детьми класса за неделю.
Непрерывный процесс мониторинга позволил педагогам начальной школы проанализировать внеурочную деятельность с разных сторон, дать оценку организации этого процесса и прогнозировать эту деятельность в дальнейшем. Сделаны выводы:
удовлетворённость участников деятельности её организацией и результатами высокая;
неудовлетворённость педагогов ресурсным обеспечением носит объективный характер (наполняемость образовательного учреждения превышена в два раза);
в среднем по школе включённость обучающихся в процесс ВУД высокая, что позволяет предположить о приобретении обучающимися тех навыков и универсальных действий, которые формируются в процессе ВУД и направлены на развитие самооценки, смыслообразования и нравственно-этических ориентиров.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2011.-223с.-(Стандарты второго поколения).
Ратанова, Т.А., Психодиагностические методики изучения личности/ Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта.- М.,1998.- 264 с.
Сафонцев, С.А. Контроль качества образовательного процесса на основе тестовой диагностики// Школьные технологии.- 2002.- №5.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.