Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Анализ организации внеурочной деятельности ФГОС НОО

30.01.2019 988 1704
Хилова Елена Вениаминовна
Хилова Елена Вениаминовна, зам. директора по УВР, учитель

Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Томска

В настоящее время актуализируется вопрос качества образования. Переход образовательных учреждений на обучение по ФГОС НОО предъявил новые требования не только к содержанию, ресурсному обеспечению, но и к результатам образования, достижение которых происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Этим и объясняется особое внимание и включение внеурочной деятельности в учебный план начальной школы как базисной составляющей содержания образования. Удельный вес внеурочной деятельности (ВУД), по мнению авторов методического конструктора Д.В. Григорьева и П.В. Степанова, возрастает не только при разностороннем раскрытии индивидуальных особенностей ребёнка, в содействии интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию, но и в достижении личностных результатов образования – формировании ценностей, ориентиров, мотивов, накоплении субъективного опыта участия и организации совместной деятельности.

ФГОС реализуется в МАОУ СОШ №43 г. Томска с 2011 года. Сегодня внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью организации учебного процесса в школе. Для успешной её реализации необходим контроль, корректировка и анализ достигнутых результатов. С этой целью проводится ежегодный мониторинг ВУД, который включает в себя изучение эффективности ВУД, мониторинг выбора программ и направлений ВУД, мониторинг посещений занятий ВУД.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в начальных классах в МАОУ СОШ №43 г. Томска проводится в конце каждого учебного года, что позволяет выявить удовлетворённость участников образовательных отношений процессов внеурочной деятельности и её продуктивность.

По итогам 2017-2018 учебного года педагоги начальной школы провели мониторинговые исследования, в процессе которых проанализировали удовлетворённость всех участников процесса внеурочной деятельности: педагогов, детей и родителей (лиц их заменяющих).

Так, через устный опрос изучена удовлетворённость педагогов, которые по всем пяти направлениям реализуют программы внеурочной в школе. Опрос показал, что все педагоги (100% опрошенных) удовлетворены отношением с воспитанниками, с коллегами и администрацией, 76% опрошенных считают, что имеют условия для профессионального роста и творческого самовыражения. Но только 33% респондентов удовлетворены ресурсным обеспечением процесса. Из условий для профессионального роста и творческого самовыражения 50% опрошенных педагогов выделяют время, 25% - наличие в школе свободных помещений, наличие в школе 1 смены – 8%. Сравнительный анализ изучения удовлетворённости педагогов с 2014 года показал, что удовлетворённость ресурсным обеспечением с 2015 года постепенно снижается, удовлетворённость отношениями с воспитанниками и коллегами остаётся стабильной и составляет 100%, снижается удовлетворённость условиями для профессионального роста и творческого самовыражения.

В ходе изучения удовлетворённости обучающихся, которое проходило через анкетирование и тестовые рисунки, выявлено, что чувствуют себя счастливыми и испытывают интерес 100% опрошенных, сложились дружеские отношения в группе у 78% детей, 94% респондентов считают, что у них появились новые качества. Через анкетирование, с применением методики неоконченных предложений, проводилось изучение удовлетворённости родителей (законных представителей), которое показало, что самое важное, по мнению родителей, чему учатся дети на занятиях ВУД, - это развивать мышление, мыслить в нестандартных ситуациях, корректировать речь, расширить кругозор, реализовывать творческие и интеллектуальные способности, логически мыслить, развивать моторику рук, фантазию, внутреннее восприятие мира, быть более собранными и преодолевать стеснение, заводить новых друзей.

Одним из важных предметов диагностики ВУД является её продуктивность, которая включает вовлечённость учащихся в систему внеурочной деятельности и те качества, которые формируются в процессе ВУД, направленные на развитие личности, а именно самооценку, смыслообразование и нравственно-этические ориентиры.

Изучение продуктивности ВУД позволило изучить включенность обучающихся во ВУД. Через выбор предложенных программ и направлений, которые родители (законные представители) осуществляли в начале учебного года, определено приоритетное направление ВУД в этом учебном году. Это общеинтеллектуальное направление, которое выбрали 45% обучающихся, выбор спортивно-оздоровительного направления сделали 18%, общекультурного - 13%, духовно-нравственного 18% и социального 6% обучающихся начальной школы.

Мониторинговые исследования позволили выявить наиболее популярные занятия внеурочной деятельности в том учебном году. Таким занятиями стали «Говорим по-английски», «Игры на свежем воздухе», «Умелые ручки», «Логика», «Занимательная грамматика», «В мире танца», ОФП, «Юный исследователь», «Информационная культура школьника».

В ходе диагностики включённости во ВУД мы подсчитали не только количество предложенных занятий по параллелям, минимальное и максимальное количество занятий, которые посещает один ученик, но и общее количество занятий, посещаемых всеми обучающимися класса за неделю. Каждый учитель заполнил табель посещаемости, из которого видны включение во ВУД как отдельного ученика, так и всего класса. Видно, что есть классы (их большинство) , где дети за неделю посещают более 100 занятий, а есть классы, в которых менее 50 посещения занятий всеми детьми класса за неделю.

Непрерывный процесс мониторинга позволил педагогам начальной школы проанализировать внеурочную деятельность с разных сторон, дать оценку организации этого процесса и прогнозировать эту деятельность в дальнейшем. Сделаны выводы:

удовлетворённость участников деятельности её организацией и результатами высокая;

неудовлетворённость педагогов ресурсным обеспечением носит объективный характер (наполняемость образовательного учреждения превышена в два раза);

в среднем по школе включённость обучающихся в процесс ВУД высокая, что позволяет предположить о приобретении обучающимися тех навыков и универсальных действий, которые формируются в процессе ВУД и направлены на развитие самооценки, смыслообразования и нравственно-этических ориентиров.

 

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2011.-223с.-(Стандарты второго поколения).

Ратанова, Т.А., Психодиагностические методики изучения личности/ Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта.- М.,1998.- 264 с.

Сафонцев, С.А. Контроль качества образовательного процесса на основе тестовой диагностики// Школьные технологии.- 2002.- №5.

 

Оригинал работы:

Анализ организации внеурочной деятельности ФГОС НОО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*