Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время актуализируется Национальная Стратегия ОУР, которая определяет образование как непрерывный процесс обучения и исследования, развития специальных навыков, формирование жизненной позиции и ценностей. Для достижения устойчивого развития России Стратегией выделены необходимые факторы. Среди этих факторов выделены такие, как сохранение высокого уровня и качества образования (т.е. сохранение традиционного акцента на преподавании отдельных предметов), модернизация образования в соответствии с происходящими научно-техническими и социально-экономическими переменами в стране (изменение структуры учебных программ и методов преподавания, отказ от роли педагога как передаточного звена и ученика- получателя информации).
ФГОС НОО так же предъявляет иные требования к результатам образования, выделяя одним из них личностные универсальные действия.
Сегодня современная наука располагает фактами о том, что семья - первый и значимый воспитательный институт в жизни человека, который оказывает решающее влияние на формирование личности. В. Сатир отметил, что каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления, ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими детьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь, со своими родителями. Отмечено, что даже маленький человек ведёт себя так, как идентифицирует и воспринимает, каким определён его внутренний выбор, как построен его внутренний рассказ о себе. Этим определяется внимание в такому ресурсу при формировании личностных качеств, как семья.
Установлено, что идентификационная компетентность (поступать так, как себя осознаю) формируется в первую очередь семьёй, потом школой и социумом в соответствии с периодами взросления ребёнка. Выделяют три периода взросления:
От младенчества – до 1 класса. На протяжении этого периода идентификационную компетентность формирует семья и ближнее окружение ребёнка.
1-3 класс. В этот период взросления на ребёнка влияет семья, школа и ближнее окружение.
От 4 класса до 7-8 класса. Здесь приоритетное значение занимает школа и социальное окружение в т.ч. через СМИ, а потом уже семья.
Установку на потребность в солидарности (кто ведёт себя так же, как я) человек получает в семье. Если семья не выполняет этой роли, то идентификационная компетентность личности, выработанная только в школе и социуме, будет ущербна. Для такого человека будет характеерно эгоистичное, девиантное, диссоциальное поведение.
Как привлечь такой важный и значимый ресурс в лице родителей и семьи, помочь ему правильно работать? Если просто констатировать факт неправильного поведения ребёнка, родители, в лучшем случае, проведут с ребёнком беседу, прочитают мораль и всё….Но результата не будет.
Ещё А.С. Макаренко сказал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Как можно продуктивно осуществлять работу с родителями? Этот вопрос актуализировался и в моей педагогической практике. Традиционной формой работы с родителями в школе являются родительские собрания. Очевидно, необходимо традиционную форму наполнить новым содержанием, чтобы направить вектор воспитания в нужную сторону.
На родительских собраниях я рассказываю притчи.Притчи вносят теплоту и непринуждённость в од собрания, помогают задуматься над своим поведением и, может быть, заставят осознать собственные ошибки и посмеяться над ними.Попав в сердце, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.Вот она из них.
Притча « Уроки бабочки».
«Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Так же и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребёнка его работу и оберегать от трудностей, они будут лишать его духовного развития. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Иначе не быть нам такими сильными, не научиться преодолевать трудности и никогда не летать».
На родительских собраниях не только идёт просвещение родителей (ознакомление с теоретическим материалом), но и знакомство с результатам диагностик и тестовых опросов (анонимных, без предъявления фамилий) детей. Очень важно обратить взгляд родителей на происходящее в семьях глазами детей. Многие вещи приводят родителей в шок, заставляют задуматься, увидеть противоречия и наметить путь их разрешения. Оказывается, это имеет место и в их, казалось бы, благополучных семьях.
Вот лишь некоторые примеры ( по материалам анкетирования детей).
Используя метод неоконченных предложений, выявлены противоречия:
1. Больше всего с родителям я люблю говорить о…..
- настольных играх, котах, лошадях и рыбках, о жизни, о настроении, о любви, праздниках.
2. Но чаще родители говорят со мной о….
- порядке, о своей жизни, о школе, о делах.
После предъявления результатов исследования можно указать, что главная причина выявленных противоречий – отсутствие эмоциональной связи между родителями и детьми.
Все предъявленные материалы и выявленные проблемы по результатам диагностик обсуждаются, намечаются пути работы с выявленными проблемами, родителями составляются саморекомендации. Так на этих каникулах каждая семья получила задание с инструкцией «Обсудить и изготовить флаг семьи».
В настоящее время много говорится о том, что совсем другое поколение. Но каждое поколение отличается от другого своими ценностями, которые складываются из экономических, социальных, политических событий, происходящих в период взросления человека, и определяются нормами и ценностями семейного воспитания, которые впитывает ребёнок до 12-14 лет.
Вот почему при формировании личностных качеств ребёнка необходим акцентировать внимание на такой ресурс как семья и родители. А.С. Макаренко писал: «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
Литература:
Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 - № 6.
Алферов, А.Д. Психология развития школьника / А.Д. Алферов. – Ростов-на-Дону. 2000.
Бодалев А. А., Столин В. В. О задачах в области научного психологического обеспечения службы семьи. / Семья и формирование личности. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: МАСС МЕДИА, 1995.
Гордон Т. Р. Повышение родительской эффективности / Популярная педагогика. — Екатеринбург: АРД АТД, 1997.
6. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1-4 классе, кн. 1-4 / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2004.
7. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук// Электронный ресурс: http://www.mosreg.ru/userdata/1270546355.pdf
8. Садовничий, В.А., Касимов, Н.С. Становление образования для устойчивого развития в России.// Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы.–№4(29).–2006.–С.3-9.)
Оригинал работы:
Союз семьи и школы в формировании личности ребёнка (из опыта работы)
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.