Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Союз семьи и школы в формировании личности ребёнка (из опыта работы)

30.01.2019 380 614
Хилова Елена Вениаминовна
Хилова Елена Вениаминовна, зам. директора по УВР, учитель

Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Томска

В настоящее время актуализируется Национальная Стратегия ОУР, которая определяет образование как непрерывный процесс обучения и исследования, развития специальных навыков, формирование жизненной позиции и ценностей. Для достижения устойчивого развития России Стратегией выделены необходимые факторы. Среди этих факторов выделены такие, как сохранение высокого уровня и качества образования (т.е. сохранение традиционного акцента на преподавании отдельных предметов), модернизация образования в соответствии с происходящими научно-техническими и социально-экономическими переменами в стране (изменение структуры учебных программ и методов преподавания, отказ от роли педагога как передаточного звена и ученика- получателя информации).

ФГОС НОО так же предъявляет иные требования к результатам образования, выделяя одним из них личностные универсальные действия.

Сегодня современная наука располагает фактами о том, что семья - первый и значимый воспитательный институт в жизни человека, который оказывает решающее влияние на формирование личности. В. Сатир отметил, что каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления, ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими детьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь, со своими родителями. Отмечено, что даже маленький человек ведёт себя так, как идентифицирует и воспринимает, каким определён его внутренний выбор, как построен его внутренний рассказ о себе. Этим определяется внимание в такому ресурсу при формировании личностных качеств, как семья.

Установлено, что идентификационная компетентность (поступать так, как себя осознаю) формируется в первую очередь семьёй, потом школой и социумом в соответствии с периодами взросления ребёнка. Выделяют три периода взросления:

От младенчества – до 1 класса. На протяжении этого периода идентификационную компетентность формирует семья и ближнее окружение ребёнка.

1-3 класс. В этот период взросления на ребёнка влияет семья, школа и ближнее окружение.

От 4 класса до 7-8 класса. Здесь приоритетное значение занимает школа и социальное окружение в т.ч. через СМИ, а потом уже семья.

Установку на потребность в солидарности (кто ведёт себя так же, как я) человек получает в семье. Если семья не выполняет этой роли, то идентификационная компетентность личности, выработанная только в школе и социуме, будет ущербна. Для такого человека будет характеерно эгоистичное, девиантное, диссоциальное поведение.

Как привлечь такой важный и значимый ресурс в лице родителей и семьи, помочь ему правильно работать? Если просто констатировать факт неправильного поведения ребёнка, родители, в лучшем случае, проведут с ребёнком беседу, прочитают мораль и всё….Но результата не будет.

Ещё А.С. Макаренко сказал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Как можно продуктивно осуществлять работу с родителями? Этот вопрос актуализировался и в моей педагогической практике. Традиционной формой работы с родителями в школе являются родительские собрания. Очевидно, необходимо традиционную форму наполнить новым содержанием, чтобы направить вектор воспитания в нужную сторону.

На родительских собраниях я рассказываю притчи.Притчи вносят теплоту и непринуждённость в од собрания, помогают задуматься над своим поведением и, может быть, заставят осознать собственные ошибки и посмеяться над ними.Попав в сердце, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.Вот она из них.

Притча « Уроки бабочки».

«Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Так же и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребёнка его работу и оберегать от трудностей, они будут лишать его духовного развития. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Иначе не быть нам такими сильными, не научиться преодолевать трудности и никогда не летать».

На родительских собраниях не только идёт просвещение родителей (ознакомление с теоретическим материалом), но и знакомство с результатам диагностик и тестовых опросов (анонимных, без предъявления фамилий) детей. Очень важно обратить взгляд родителей на происходящее в семьях глазами детей. Многие вещи приводят родителей в шок, заставляют задуматься, увидеть противоречия и наметить путь их разрешения. Оказывается, это имеет место и в их, казалось бы, благополучных семьях.

Вот лишь некоторые примеры ( по материалам анкетирования детей).

Используя метод неоконченных предложений, выявлены противоречия:

1. Больше всего с родителям я люблю говорить о…..

- настольных играх, котах, лошадях и рыбках, о жизни, о настроении, о любви, праздниках.

2. Но чаще родители говорят со мной о….

- порядке, о своей жизни, о школе, о делах.

После предъявления результатов исследования можно указать, что главная причина выявленных противоречий – отсутствие эмоциональной связи между родителями и детьми.

Все предъявленные материалы и выявленные проблемы по результатам диагностик обсуждаются, намечаются пути работы с выявленными проблемами, родителями составляются саморекомендации. Так на этих каникулах каждая семья получила задание с инструкцией «Обсудить и изготовить флаг семьи».

В настоящее время много говорится о том, что совсем другое поколение. Но каждое поколение отличается от другого своими ценностями, которые складываются из экономических, социальных, политических событий, происходящих в период взросления человека, и определяются нормами и ценностями семейного воспитания, которые впитывает ребёнок до 12-14 лет.

Вот почему при формировании личностных качеств ребёнка необходим акцентировать внимание на такой ресурс как семья и родители. А.С. Макаренко писал: «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

 

Литература:

Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 - № 6.

Алферов, А.Д. Психология развития школьника / А.Д. Алферов. – Ростов-на-Дону. 2000.

Бодалев А. А., Столин В. В. О задачах в области научного психологического обеспечения службы семьи. / Семья и формирование личности. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: МАСС МЕДИА, 1995.

Гордон Т. Р. Повышение родительской эффективности / Популярная педагогика. — Екатеринбург: АРД АТД, 1997.

6. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1-4 классе, кн. 1-4 / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2004.

7. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук// Электронный ресурс: http://www.mosreg.ru/userdata/1270546355.pdf

8. Садовничий, В.А., Касимов, Н.С. Становление образования для устойчивого развития в России.// Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы.–№4(29).–2006.–С.3-9.)

 

Оригинал работы:

Союз семьи и школы в формировании личности ребёнка (из опыта работы)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*