Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТема: «Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина».
Дисциплина – Конституционное право.
Вид занятия: урок.
Тип урока: Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов действий (знаний, умений).
Форма проведения урока: дидактическая игра.
Место урока в системе знаний по дисциплине: занятие является 7 в перспективно-тематическом плане и первым по теме: Права и обязанности человека и гражданина в разделе 1: Конституция Российской Федерации.
Структура и методический инструментарий урока
Цель: формирование общих и профессиональных компетенций при изучении основ правового положения граждан.
Задачи:
Обучающая:
- сформировать знания об основных правах и обязанностях граждан;
- сформировать умения классифицировать конституционные права и граждан;
- сформировать умения систематизировать и анализировать учебный материал по теме «Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина».
- формирование умений использовать профессиональную лексику;
- формирование навыков работы с законодательными актами;
- формированиеумения доказательно излагать мысли.
Воспитательная:
- воспитание нравственных и деловых качеств специалиста;
- формирование правовой культуры;
- воспитание уважения к закону, к правовым и социальным нормам;
- воспитание чувства патриотизма;
- воспитание ответственности;
- воспитание чувства ответственности за свою работу и работу членов команды.
Развивающая:
- развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;
- развитие интеллектуальных качеств, таких как самостоятельность, гибкость мышления, умение обобщать и анализировать;
- развитие навыков коллективной и самостоятельной работы;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие речи, логического мышления, профессионального интереса;
- формирование познавательного интереса к дисциплине и окружающим явлениям.
Методическая цель: продемонстрировать методику проведения нетрадиционной формы урока – дидактической
игры.
Методы и приемы:
- методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа);
- методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);
- методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая, исследовательская работа);
- методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос);
- рефлексивный метод.
Принципы:
- научности обучения, наглядности, развивающего обучения;
- развития личности, коллективизма;
- сознательности и активности.
Формы организации работы на уроке:индивидуальная, групповая.
Междисциплинарные связи:
- обеспечивающие – Теория государства и права.
- обеспечиваемые – Конституционное право
(Тема 1.3. Права и обязанности человека и гражданина).
Обеспечение занятия:
1. Техническое:
- компьютер, проектор, экран.
- канцелярские принадлежности, ватман.
2. Дидактическое
- раздаточный материал для студентов, Конституция РФ, оценочные листы.
Ход занятия:
Этапы занятия |
Методические приемы и методы обучения |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
1.Организационный Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии и психологически подготовить студентов к обучению и предстоящему занятию |
Техническая пятиминутка |
Техническая пятиминутка: -приветствие; - определение отсутствующих, - определение готовности студентов к уроку. - знакомство с порядком оценки работы на уроке; - представляет жюри из числа студентов группы. |
- приветствуют преподавателя; - проверяют обеспечение раздаточным материалом; - обучающиеся заранее поделены на группы, название которых еще придется выяснить им самим. |
1. 2. Подготовка учащихся к активному и сознательному изучению нового материала. Мотивация учебной деятельности. 2. Задача: организовать и направить деятельность студентов, подготовить их к усвоению нового материала; научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные пути ее достижения. |
Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации. Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации. Иллюстрация слайдов презентации. |
- предлагает студентам обсудить высказывание Далай-Ламы XIV, касающееся прав человека (Приложение № 1). - сообщает тему занятия; - приглашает студентов сформулировать цель урока; - мотивирует к деятельности – сообщает план урока: 1. Конституционно-правовой статус человека, гражданина. Виды статусов 2. Конституционные принципы правового статуса личности. 3. Знакомство с классификацией прав человека. 4. Обсуждение пословиц и поговорок, связанных с правами человека. 5. Самостоятельная работа. 6. Работа в группах. Обсуждение практических ситуаций, связанных с правами человека. 7. Подведение итогов. 8. Домашнее задание.
|
- слушают преподавателя; - обсуждают высказывание; - осмысливают и записывают тему урока в рабочей тетради; - формулируют вместе с преподавателем цель занятия; - воспринимают информацию на слух. |
3.Усвоение новых знаний Задача: мотивировать обучающихся к познавательной деятельности; дать студентам конкретное представление по теме изучаемого вопроса;
4. Первичная проверка понимания студентами изученного материала Задача: добиться усвоения и воспроизведения изучаемого материала;
5. Закрепление знаний Задача: на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.Организовать деятельность учащихся по применению изученных знаний в аналогичных ситуациях
|
Лекция-диалог. Метод постановки проблемных вопросов в ходе изложения материала. метод обучения с опорой на поэтапное формирование умственных действий.
Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации. Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации. Иллюстрация слайдов презентации. Групповая деятельность.
Метод учебного исследования
Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации. Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации. Иллюстрация слайдов презентации с размещением ситуаций. Групповая деятельность. |
- излагает теоретический материал с использованием презентации; - в ходе лекции задает вопросы студентам: 1. Каким нормативным актом регулируются основные права человека и гражданина? 2. Как взаимосвязаны между собой виды прав человека?; - комментирует представленную информацию; - каждому студенту выдает карточку с пословицей или поговоркой (Приложение 4); - объясняет что у каждой команды свой вид прав человека (личные, политические, социально-экономические и культурные) и необходимо по пословице или поговорке определить какой именно; - комментирует выполняемую работу; - в ходе обсуждения определяется направление каждой команды. - предлагает студентам каждой команды найти в Конституции РФ закрепление тех прав и свобод, которые представляет данная команда. - дает задание изобразить на ватмане свой вид прав (личные, политические, социально-экономические, культурные); - устанавливает регламент выполнения задания – 5 минут; - устанавливает критерии оценки задания и регламент ответа группы по времени; - наблюдает за ходом выполнения задания, за работой всей группы. - каждая команда выступает с ответом; - комментирует ответы. - предлагает студентам каждой команды обсудить практическую ситуацию, связанную с правами человека, задает вопросы по приведенной ситуации (Приложение № 2); - подводит студентов к выводу из вышеизложенного. |
- слушают преподавателя; - отвечают на вопросы; - важную информацию конспектируют (Приложение 3).
- определяют к какому виду прав человека относится народная мудрость; - высказывают внутри команды собственное мнение о конкретной поговорке, обосновывают его; - соглашаются или спорят с мнением других студентов команды. - представители каждой команды сообщают результаты работы и мнение команды всей группе, о том, к какому виду прав относятся поговорки.
- слушают преподавателя; - работают с Конституцией РФ. - представляют свои ответы; - дополняют друг друга. - слушают преподавателя; - выполняют задание; - каждая команда выступает с ответом и презентацией изображения; - комментируют выполненную работу.
- обсуждают ситуацию, отвечают на вопросы преподавателя. - делают вывод на основе представленного материала.
|
6. Подведение итогов урока.
7. Информирование студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Задача: сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность; подвести итоги занятия. |
|
- дает оценку работы в группе в целом и отдельных студентов (по оценочным листам); - помогает осмыслить результаты проделанной работы студентов; - отмечает подготовленность студентов к занятию; - определяет степень достижения целей занятия; - выставляет и объявляет оценки.
- сообщает о домашнем задании, комментирует его выполнение;
|
- слушают преподавателя; - осмысливают и анализируют замечания преподавателя; - оценивают вместе с преподавателем свою работу.
- слушают преподавателя; - записывают домашнее задание. |
8. Рефлексия |
|
- задает вопросы: что на уроке было новым? что было главным? что было интересным? что вызвало затруднения? |
- слушают преподавателя, осмысливают вопросы и отвечают на них. |
Приложение № 1
Высказывание Далай-Ламы XIV (духовного лидера тибетского народа):
«Когда дело касается прав человека,
не имеет значения,
является ли он человеком
Востока или Запада, Юга или Севера,
белым, или черным, или желтым, -
Все человеческие существа обладают
одинаковыми
Правами с рождения до смерти.
Мы все одинаковы».
Приложение № 2
Ситуация 1: Студентка, в очередной раз не выполнившая домашнее задание, была задержана преподавателем и заперта в аудитории с требованием выполнить работу.
Вопросы к ситуации:
1. Каковы права участников этой ситуации?
2. Каковы обязанности?
3. Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей.
4. Нарушаются ли права или обязанности участников данной ситуации?
Приложение № 3
Опорный конспект
по дисциплине «Конституционное право»
Тема урока: «____________________________________________________».
Цель урока: Расширить знания об основах правового положения граждан.
Сформировать представление о конституционном статусе человека и гражданина.
Правовой статус человека и гражданина представляет собой_________
__________________________________________________________________
Конституционно-правовой статус человека и гражданина – это_______
__________________________________________________________________
Виды статусов:
1. Общий правовой статус (конституционный) – это___________________
__________________________________________________________________
2. Специальный правовой статус – это_______________________________
__________________________________________________________________
3. Индивидуальный статус – это____________________________________
__________________________________________________________________
Заполнить пробелы.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ:
Заполнить пробелы.
Личные права включают в себя_______________________________________
__________________________________________________________________
Политические права включают в себя__________________________________
__________________________________________________________________
Социально-экономические права включают в себя_______________________
__________________________________________________________________
Культурные права включают в себя____________________________________
__________________________________________________________________
Приложение № 4
ГРУППА 1
Карточка 1. «Цензура – младшая из двух гадких сестер, а старшую зовут Инквизиция»
Карточка 2. «Без суда никто да не накажется»
Карточка 3. «Лучше виновного простить, чем невиновного наказать»
Карточка 4. «Глас народа – глас Божий»
Карточка 5. «Право есть, да закона нет»
Карточка 6. «Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает»
ГРУППА 2
Карточка 1. «Кто не работает – тот не ест»
Карточка 2. «Чье поле, того и воля»
Карточка 3. «Работящий голодным не останется»
Карточка 4. «Надежда выздороветь – половина выздоровления»
Карточка 5. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет»
Карточка 6. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котёл пустым останется»
ГРУППА 3
Карточка 1. «Не мудрено голову срубить – мудрено приставить»
Карточка 2. «Честь лучше богатства»
Карточка 3. «Мой дом – моя крепость»
Карточка 4. «Живи и жить давай другим»
Карточка 5. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил»
Карточка 6. «Только свободный гражданин имеет Отчество»
ГРУППА 4
Карточка 1. «Умел дитя родить – умей и научить»
Карточка 2. «Наука – родник учения, знания – светильник жизни»
Карточка 3. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься»
Карточка 4. «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок»
Карточка 5. «Жизнь коротка, искусство вечно»
Карточка 6. «Чтобы ехать на коне – нужна уздечка, чтобы постичь науку – нужно терпение»
Список используемой
литературы:
1. Беспалый И. Т., Полянский В. В. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие; изд.3-е, перераб. / И.Т. Беспалый, В.В. Полянский; Федеральное агентство по образованию. – Самара :Изд-во «Самарский университет», 2008. – 539 с.
2. Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2010. – 260 с.
3. Мухачев И. В. Конституционное право России: учебник. В 2 т. Т. 1 / под. ред. проф. И. В. Мухачева. – Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 604 с.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.