Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка учебного занятия «Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина»

14.01.2013 626 3328
Прядко А.А., преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Тема: «Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина».

Дисциплина – Конституционное право.

Вид занятия: урок.

Тип урока: Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов действий (знаний, умений).

Форма проведения урока: дидактическая игра.

Место урока в системе знаний по дисциплине: занятие является 7 в перспективно-тематическом плане и первым по теме: Права и обязанности человека и гражданина в разделе 1: Конституция Российской Федерации.

 

Структура и методический инструментарий урока

 

Цель: формирование общих и профессиональных компетенций  при изучении основ правового положения граждан.


Задачи:

Обучающая:

- сформировать знания об основных правах и обязанностях граждан;

- сформировать умения классифицировать конституционные права и граждан;

- сформировать умения систематизировать и анализировать учебный материал по теме «Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина».

- формирование умений использовать профессиональную лексику;

- формирование навыков работы с законодательными актами;

- формированиеумения доказательно излагать мысли.

Воспитательная:

- воспитание нравственных и деловых качеств специалиста;

- формирование  правовой культуры;

- воспитание  уважения к закону, к правовым и социальным нормам;

- воспитание чувства патриотизма;

- воспитание ответственности;

- воспитание чувства ответственности за свою работу и работу членов команды.

Развивающая:

- развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;

- развитие интеллектуальных качеств, таких как самостоятельность, гибкость мышления, умение обобщать и анализировать; 

- развитие навыков коллективной и самостоятельной работы;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие речи, логического мышления, профессионального интереса;

- формирование познавательного интереса к дисциплине и окружающим явлениям.


Методическая цель: продемонстрировать методику проведения нетрадиционной формы урока – дидактической игры. 


Методы и приемы:

- методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа);

- методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);

- методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая, исследовательская работа);

- методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос);

- рефлексивный метод.


Принципы:

- научности обучения, наглядности, развивающего обучения;

- развития личности, коллективизма;

- сознательности и активности.


Формы организации работы на уроке:индивидуальная, групповая.


Междисциплинарные связи:

- обеспечивающие – Теория государства и права.

- обеспечиваемые – Конституционное право

(Тема 1.3. Права и обязанности человека и гражданина).


Обеспечение занятия:

1. Техническое:

- компьютер, проектор, экран.

- канцелярские принадлежности, ватман.

2. Дидактическое

- раздаточный материал для студентов, Конституция РФ, оценочные листы.

 

Ход занятия:

 

Этапы занятия

Методические приемы и методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационный

Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии и психологически подготовить студентов к обучению и предстоящему занятию

Техническая пятиминутка

Техническая пятиминутка:

-приветствие;

- определение отсутствующих,

- определение готовности студентов к уроку.

- знакомство с порядком оценки работы на уроке;

- представляет жюри из числа студентов группы.

- приветствуют преподавателя;

- проверяют обеспечение раздаточным материалом;

- обучающиеся заранее поделены на группы, название которых еще придется выяснить им самим.

1.      2. Подготовка учащихся к активному и сознательному изучению нового материала. Мотивация учебной деятельности.

2.      Задача: организовать и направить деятельность студентов, подготовить их к усвоению нового материала; научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные пути ее достижения.

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.

Иллюстрация слайдов презентации.

- предлагает студентам обсудить высказывание Далай-Ламы XIV, касающееся прав человека (Приложение № 1).

- сообщает тему  занятия;

- приглашает студентов сформулировать цель урока;

- мотивирует к деятельности – сообщает план урока:

1. Конституционно-правовой статус человека, гражданина. Виды статусов

2. Конституционные принципы правового статуса личности.

3. Знакомство с классификацией прав человека.

4. Обсуждение пословиц и поговорок, связанных с правами человека.

5. Самостоятельная работа.

6. Работа в группах. Обсуждение практических ситуаций, связанных с правами человека.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

           

- слушают преподавателя;

- обсуждают высказывание;

- осмысливают и записывают тему урока в рабочей тетради;

- формулируют вместе с преподавателем цель занятия;

- воспринимают информацию на слух.

3.Усвоение новых знаний

Задача:

мотивировать обучающихся к познавательной деятельности; дать студентам конкретное представление по теме  изучаемого вопроса;

 

4. Первичная проверка понимания студентами изученного материала

Задача: добиться усвоения и воспроизведения изучаемого  материала;

 

 

 

 

 

 

5. Закрепление знаний

Задача:

на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.Организовать деятельность учащихся по применению изученных знаний в аналогичных ситуациях

 

Лекция-диалог. Метод постановки проблемных вопросов в ходе изложения материала.

метод обучения с опорой на поэтапное формирование умственных действий.

 

 

 

 

 

 

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.

Иллюстрация слайдов презентации.

Групповая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод учебного исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.

Иллюстрация слайдов презентации с размещением ситуаций.

Групповая деятельность.

- излагает теоретический материал с использованием презентации;

- в ходе лекции задает вопросы студентам:

1. Каким нормативным актом регулируются основные права человека и гражданина?

2. Как взаимосвязаны между собой виды прав человека?;

- комментирует представленную информацию;


- каждому студенту выдает карточку с пословицей или поговоркой (Приложение 4);

- объясняет что у каждой команды свой вид прав человека (личные, политические, социально-экономические и культурные) и необходимо по пословице или поговорке определить какой именно;

- комментирует выполняемую работу;

- в ходе обсуждения определяется направление каждой команды.


- предлагает студентам каждой команды найти в Конституции РФ закрепление тех прав и свобод, которые представляет данная команда.

- дает задание изобразить на ватмане свой вид прав (личные, политические, социально-экономические, культурные);

- устанавливает регламент выполнения задания – 5 минут;

- устанавливает критерии оценки задания и регламент ответа группы по времени;

- наблюдает за ходом выполнения задания, за работой всей группы.

- каждая команда выступает с ответом;

- комментирует ответы.


- предлагает студентам каждой команды обсудить практическую ситуацию, связанную с правами человека, задает вопросы по приведенной ситуации (Приложение № 2);

- подводит студентов к выводу из вышеизложенного.

- слушают преподавателя;

- отвечают на вопросы;

- важную информацию конспектируют (Приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- определяют к какому виду прав человека относится народная мудрость;

- высказывают внутри команды собственное мнение о конкретной поговорке, обосновывают его;

- соглашаются или спорят с мнением других студентов команды.

- представители каждой команды сообщают результаты работы и мнение команды всей группе, о том, к какому виду прав относятся поговорки.

 

 

- слушают преподавателя;

- работают с Конституцией РФ.

- представляют свои ответы;

- дополняют друг друга.

- слушают преподавателя;

- выполняют задание;

- каждая команда выступает с ответом и презентацией изображения;

- комментируют выполненную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

- обсуждают ситуацию, отвечают на вопросы преподавателя.

- делают вывод на основе представленного материала.

 

 

 

 

 

6. Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

7. Информирование студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задача: сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику  его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность; подвести итоги занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- дает оценку работы в группе в целом и отдельных студентов (по оценочным листам);

- помогает осмыслить результаты проделанной работы студентов;

- отмечает подготовленность студентов к занятию;

- определяет степень достижения целей занятия;

- выставляет и объявляет оценки.

 

- сообщает о домашнем задании, комментирует его выполнение;

 

- слушают преподавателя;

- осмысливают и анализируют замечания преподавателя;

- оценивают вместе с преподавателем свою работу.

 

 

 

 

 

 

- слушают преподавателя;

- записывают домашнее задание.

8. Рефлексия

 

- задает вопросы:

что на уроке было новым?

что было главным?

что было интересным?

что вызвало затруднения?

- слушают преподавателя, осмысливают вопросы и отвечают на них.


Приложение № 1

Высказывание Далай-Ламы XIV (духовного лидера тибетского народа):


«Когда дело касается прав человека,

не имеет значения,

является ли он человеком

Востока или Запада, Юга или Севера,

белым, или черным, или желтым, -

Все человеческие существа обладают

одинаковыми

Правами с рождения до смерти.

Мы все одинаковы».

 

    Приложение № 2

Ситуация 1: Студентка, в очередной раз не выполнившая домашнее задание, была задержана преподавателем и заперта в аудитории с требованием выполнить работу.

Вопросы к ситуации:

1. Каковы права участников этой ситуации?

2. Каковы обязанности?

3. Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей.

4. Нарушаются ли права или обязанности участников данной ситуации?


Приложение № 3

                                               Опорный конспект

                           по дисциплине «Конституционное право»

Тема урока:  «____________________________________________________».

 

Цель урока: Расширить знания об основах правового положения граждан.

Сформировать представление о конституционном статусе человека и гражданина.

  

 Правовой статус человека и гражданина представляет собой_________

__________________________________________________________________

    Конституционно-правовой статус человека и гражданина – это_______

__________________________________________________________________

    Виды статусов:

1. Общий правовой статус (конституционный) – это___________________

__________________________________________________________________

2. Специальный правовой статус – это_______________________________

__________________________________________________________________

3. Индивидуальный статус – это____________________________________

__________________________________________________________________

 

Заполнить пробелы.

 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ:

  1. ____________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________
  4. ____________________________________________________________

Заполнить пробелы.

Личные права включают в себя_______________________________________

__________________________________________________________________

Политические права включают в себя__________________________________

__________________________________________________________________

Социально-экономические права включают в себя_______________________

__________________________________________________________________

Культурные права включают в себя____________________________________

__________________________________________________________________

 

Приложение № 4

 

ГРУППА 1

 

Карточка 1. «Цензура – младшая из двух гадких сестер, а старшую зовут Инквизиция»

Карточка 2. «Без суда никто да не накажется»

Карточка 3. «Лучше виновного простить, чем невиновного наказать»

Карточка 4. «Глас народа – глас Божий»

Карточка 5. «Право есть, да закона нет»

Карточка 6. «Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает»


ГРУППА 2

 

Карточка 1. «Кто не работает – тот не ест»

Карточка 2. «Чье поле, того и воля»

Карточка 3. «Работящий голодным не останется»

Карточка 4. «Надежда выздороветь – половина выздоровления»

Карточка 5. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет»

Карточка 6. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котёл пустым останется»


ГРУППА 3

 

Карточка 1. «Не мудрено голову срубить – мудрено приставить»

Карточка 2. «Честь лучше богатства»

Карточка 3. «Мой дом – моя крепость»

Карточка 4. «Живи и жить давай другим»

Карточка 5. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил»

Карточка 6. «Только свободный гражданин имеет Отчество»


ГРУППА 4

 

Карточка 1. «Умел дитя родить – умей и научить»

Карточка 2. «Наука – родник учения, знания – светильник жизни»

Карточка 3. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься»

Карточка 4. «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок»

Карточка 5. «Жизнь коротка, искусство вечно»

Карточка 6. «Чтобы ехать на коне – нужна уздечка, чтобы постичь науку – нужно терпение»

 

Список используемой литературы:

1. Беспалый И. Т., Полянский В. В. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие; изд.3-е, перераб. / И.Т. Беспалый, В.В. Полянский; Федеральное агентство по образованию. – Самара :Изд-во «Самарский университет», 2008. – 539 с.

2. Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2010. – 260 с.

3. Мухачев И. В. Конституционное право России: учебник. В 2 т. Т. 1 / под. ред. проф. И. В. Мухачева. – Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 604 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*