Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Создание условий для развития музыкальных способностей студентов педагогического колледжа

01.06.2011 1114 3179
Ефимова Наталья Юрьевна, преподаватель музыки, к.п.н.

Опочецкий индустриально-педагогический колледж

Как печально, когда практики говорят о том, что современная система образования в России – это образование обезличивания, где «яркие звездочки» к завершению школьной программы становятся «серенькими зайчиками» [4, с. 7]. Как радостно, когда методисты отмечают, что в современном обществе развитие творческой одаренности учащихся становится одним из основных запросов, которые предъявляются к образованию [3, с. 11]. В России с 1996 года реализуется программа «Дети России» и ее подпрограмма «Одаренные дети», цель которой – обеспечить условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечить их личностную, социальную самореализацию и профессиональное самоопределение. Однако, если практики не видят повода для радости, значит что-то не так и есть повод опять обсуждать, какие следует создавать условия для работы с одаренными детьми.


В поиске практико-ориентированных образовательных концепций для XXI века Б.С. Гершунский отмечает персонифицированность педагогического процесса, его окрашенность личностными качествами педагога и учащихся. С его точки зрения, образовательный процесс превращается в скучное и бессмысленное времяпрепровождение, если в нем нет радости, ощущения постоянного активного соучастия в процессе сотворчества, сотрудничества, эмоционально-мотивационной основы. 


И какой предмет, если не музыка, может в полной мере дать это ощущение радости, соучастия, сотворчества, эмоциональной окрашенности бытия в учебном плане. Ведь музыка по своей природе – искусство, выражающее эмоции человека, искусство, которое выступает средством преобразования человеком себя, соотнесения «своего» мира с «общечеловеческим».


Всем практикам-музыкантам известно, что под музыкальной одаренностью понимается качественное сочетание тех способностей, которые влияют на осуществление музыкальной деятельности, таких как эмоциональная отзывчивость на музыку, тонко развитый музыкальный слух, при котором развиты ладовое чувство,  музыкально-ритмическое чувство и способность к слуховому представлению. Но самое главное, о чем часто забывают на практике, что одаренность в любой области определяется, прежде всего, увлеченностью деятельностью. Так, если учащийся не любит заниматься музыкой, то,  как бы ни хорошо были развиты его слух и чувство ритма, он не может насильно вовлекаться,  допустим, в концертную деятельность. Свобода выбора, свобода воли должны оставаться приоритетными в данной ситуации. На практике бывает так, что «хорошее» обучение в музыкальной школе приводит к тому, что студент ОПК не хочет больше никогда заниматься музыкой.


Казалось бы, что в педагогическом колледже есть все условия, чтобы развивать музыкальные способности. Имеется набор предметов (музыка и методика музыкального воспитания, игра на музыкальном инструменте, хор), ведется активная внеклассная работа (кружки, концерты и т.п.). Однако интерес к предметам музыкального цикла отмечают 10 % студентов, большинство же высказываются так: «…музыка – да, а предметы музыки – нет,  так как  преподавание скучное и однообразное, подбор произведений не соответствует интересам, нет способностей».


Анализ высказанных студентами предложений позволяет предположить необходимость построения процесса обучения музыке, исходя из потребностей, личного опыта студентов, включение их в разнообразные виды деятельности, создание условий и площадки для выбора и широкого самовыражения, самореализации, самоутверждения.


Психологи выделяют следующие условия для успешного развития способностей:

1)  высокая самооценка ребенка, т.е. создание у него достаточной уверенности в своих силах;

2)  создание необходимого психологического климата на занятии;

3)  разработка индивидуальных планов, дифференцированное обучение;

4)  опора на самообучение;

5)  безоценочное принятие, поддержка и безопасность в  творческих проявлениях.


Практика показывает, что даже при соблюдении этих условий возникает еще проблема, которая препятствуют развитию музыкальных способностей одаренных студентов педагогического колледжа. Это  большая перегруженность занятиями в педагогическом колледже всех студентов, а особенно увлеченных каким-либо видом деятельности. Решение этой проблемы зависит только от взаимодействия всего педагогического коллектива, когда каждый его педагог осознает собственную роль в создании условий для развития способностей студентов.


Литература:

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416 с.
  2. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя). / Под редакцией В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997.- 354 с.
  3. Гончарова Е.М. Развитие творческой одаренности младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2009.- №8. - С.11-13.
  4. Колесникова М.С. Как я работаю с одаренными детьми // Начальная школа.-2009.- №2. - С.7-9.
  5. Шевелева Д.Е. Достоинства и недостатки различных организационных форм обучения одаренных учащихся // Инновации в образовании. - 2009. - №6. - С.42-52.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*