Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие активности студентов колледжа искусств в условиях руководства творческим коллективом

29.01.2019 622 1105
Афанасьева Елена Аркадьевна
Афанасьева Елена Аркадьевна, преподаватель

Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова

Нейгауз Г.Г. считал, что "…талант создать нельзя, но можно создать почву на которой растет и процветает талант…" Современные социально-культурные условия развития общества диктуют все более высокий уровень требований к подготовке руководителей творческих коллективов, педагогов. От специалистов в области культуры и образования зависит: какой качественный уровень займет искусство в обществе; востребованность его богатейших возможностей в воспитании подрастающего поколения. От профессионализма выпускников колледжа искусств в управлении самодеятельными коллективами зависит духовно-нравственное, эмоционально-творческое развитие общества в целом. Музыкально-педагогическую общественность, профессионалов-музыкантов волнуют следующие вопросы: какую роль искусству отводят в ближайшие десятилетия? …кто будет через несколько лет вести музыкально - просветительскую деятельность? …как, шагая в будущее, не утратить связь с лучшими традициями прошлого?...от кого будет зависеть развитие культурного уровня общества?

Работники культуры занимают важное место среди тех, кто призван решать задачи идеологического и эстетического воспитания общества. Деятельность самодеятельных и профессиональных творческих коллективов играет действенную роль в духовно-нравственном становлении активных созидателей демократического общества. Руководитель самодеятельного коллектива является не только организатором творческого процесса, но и педагогом-воспитателем, способствующий своей деятельностью формированию личности участников коллектива, развитию их художественного вкуса, совершенствованию исполнительского мастерства, воспитанию мировоззренческих установок. Воспитательная сила занятий в коллективах художественной самодеятельности заключается в том, что они будят в человеке творческое начало, желание размышлять, сопоставлять факты и явления, делать выводы. Самодеятельное творчество формирует сознание человека как художника-творца, даруя радость сотворчества, воспитывая любовь к прекрасному. Любое искусство должно быть понятно народу, иначе оно не несет воспитательных функций.

С точки зрения И.В. Смирнова «воспитательная сила занятий в коллективах художественной самодеятельности заключается в том, что они будят в человеке творческое начало, желание размышлять, сопоставлять факты и явления, делать выводы» [4]. Работа в условиях руководства творческим коллективом требует от специалиста глубокого понимания происходящих в обществе процессов, умения воплотить их в своем творчестве. Способ воплощения творческого замысла во многом зависит от того, каково мировоззрение руководителя, его эстетические идеалы, его активная творческая позиция. Современное положение дел в области культуры требует от руководителей не только активной творческой позиции, но и активности в управленческой деятельности, в принятии решений, т.к. зачастую приходится выполнять функции и арт-директора и топ-менеджера, финансиста, костюмера, оформителя и т. д. – и, как правило, все это в одном лице. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции приходится прикладывать неимоверные усилия для осуществления успешной творческой работы. В этой связи, хочется подчеркнуть актуальность изучения проблемы развития активности студентов колледжа искусств в условиях руководства творческим коллективом.

В рамках нашего исследования, попытаемся раскрыть сущность понятий: «развитие», «активность», «руководство», «творческий», «коллектив».

Развитие - доведение до какой-нибудь степени духовной зрелости, сознательности, культурности, совершенства; расширение, углубление содержания или процесса перехода от одного состояния в другое более совершенное; осуществление перехода от старого качественного состояния к новому качественному состоянию [2].

Активность - энэргичность, деятельность, противоположность пассивности.

Руководство, руководить – направлять чью-либо деятельность с целью действия и получения желаемых результатов, быть во главе чего-нибудь.

Творческий – от слова «творить». Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество – сложный феномен психики, имеющий отношение и к природным способностям индивидуума, и к мотивам его деятельности, и к условиям бытия, и к знаниям, умениям, навыкам. С точки зрения выдающихся педагогов-музыкантов творчеству научить нельзя. Но можно научить творчески работать (Л.А.Баренбойм) [1].

Коллектив – организованная общность людей, объединенных конкретным видом деятельности; складывающимися в ходе этой деятельности отношениями взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения.

Благородная цель деятельности творческих коллективов состоит в том, чтобы приобщить участников к миру искусства, «зажечь искру» творчества, огонек «влюбленности» и, конечно, вооружить необходимыми профессиональными знаниями и умениями, навыками, развить эмоциональную сферу, способность к художественному переживанию. Для осуществления успешной управленческой деятельности творческим коллективом, для реализации своего творческого потенциала в самостоятельной деятельности, необходимо наличие мотивации к формированию самоуправления и самоорганизации (т.к. собираясь организовывать и управлять другими, профессионалу следует научиться управлять собой и организовывать себя); необходимо наличие устойчивой потребности в непрерывном самообразовании; необходимо наличие потребности в постоянном совершенствовании своих умений и навыков, способности сосредоточения усилий в процессе творческого самоутверждения, что проявляется во всех структурных компонентах творческой деятельности, начиная от постановки проблемы до осуществления самоконтроля и коррекции всей творческой деятельности, носящий поисковый характер [3]. И как показывает практика, только при условии активной самостоятельной деятельности, вдумчивого решения поставленных задач, возможно успешное воплощение специалистом замысла культурно-просветительской деятельности на высоком художественном уровне; а именно: создание своего творческого, индивидуального пути; проецирование своего понимания сущности творческого процесса (его «слышание», «видение»).

Итак, основополагающей гипотезой нашего исследования является изучение процесса развития активности как качества необходимого руководителям самодеятельных коллективов для осуществления их успешной профессиональной творческой деятельности. В результате научного обобщения и анализирования результатов своих изысканий, мы можем охарактеризовать понятие активность как: проявление инициативы в самостоятельной деятельности, в процессе выполнения творческих заданий; стремление постоянно самосовершенствоваться, обогащать свои знания в различных областях искусства; стремление к выработке эстетических взглядов и вкусов; способность "видеть красивое" в художественных произведениях и полноценно воспринимать прекрасное в различных областях жизни; совершенствование своих художественных способностей не только по специальности, но и в смежных видах искусств.

Уровень активности в условиях руководства творческим коллективом, с нашей точки зрения, зависит от понимания значимости своей деятельности, достигнутых результатов в творческом процессе, от чувства ответственности перед участниками коллектива, перед обществом. Процесс развития активности в условиях руководства творческим коллективом становится особенно актуальным, когда речь заходит о тех, кто призван своей деятельностью воздействовать на социум или отдельные аспекты бытия современного общества.

Зададим вопрос: какими качествами должен обладать руководитель самодеятельного творческого коллектива? какими знаниями он должен владеть? каков же идеальный образ выпускника, педагога-воспитателя? Прежде всего - это беззаветная любовь к своей профессии, активная жизненная позиция, высокое чувство долга и ответственности, патриотизм.

Известно, что искусство, неся в себе воспитывающее начало, благотворно сказывается на формировании мировоззрения будущих работников в сфере культуры. С точки зрения А.А.Алексеева, у специалиста необходимо воспитывать общекультурное и профессиональное мировоззрение: моральные качества (любовь к музыке, к детям; интерес к труду и т.д.). волю, характер, эстетические вкусы и т. д.

Колледж искусств им. С.В.Рахманинова готовит руководителей творческих коллективов, преподавателей, будущих просветителей, носителей музыкальной культуры, воспитателей духовности молодежи в условиях дошкольного, школьного, дополнительного образования. В рамках руководства творческим коллективом педагогу-воспитателю необходимо учитывать не только исполнительские задачи, но и черты характера участников, их интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. В подтверждение этому С.Е.Фейнберг утверждает, что "…истинный художник никогда не теряет готовности к упорной работе, к поискам нового, еще более совершенного…». Следует помнить о том, что хореографическое творчество и народное хоровое творчество – это яркое, красочное творение, являющееся эмоциональным художественным отображением действительности, многообразной жизни, впитавшее в себя всю глубину человеческих чувств и творческую фантазию, вызывающее положительные эмоции, чувство эмпатии, рождающее прекрасный мир ассоциаций. Повышение профессиональной компетентности руководителей творческих коллективов является целью развития активности, реализации их творческих способностей в условиях управления музыкально-творческой деятельностью и умелое использование приобретенных знаний, умений и навыков. Умение репродуцировать свой внутренний мир в процессе творчества, креативно мыслить в процессе творчества, является показателем высокого профессионального уровня специалиста.

Одним из факторов становления профессиональной компетентности будущих руководителей творческих коллективов (хореографический, хоровой, инструментальный) является готовность молодого специалиста к новым свершениям в жизненных реалиях и в профессионально - творческой деятельности. В содержании квалификационной характеристики ценностными качествами специалиста являются: креативность мышления, самостоятельность в принятии качественно новых решений в профессиональной деятельности.

Таким образом, анализируя результаты своих исследований, мы можем подчеркнуть важность развития активности молодых специалистов, формированию их мотивацию к профессиональному саморазвитию, самоуправлению, самоорганизации – основополагающим качествам воспитателей людей, руководителей самодеятельных творческих коллективов, педагогов, призванных стоять в авангарде передовых тенденций и направлений, достойно нести звания работника культуры.

 

Список литературы:

 

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Издательство «Музыка».1974. С.15

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Райченко А.В. Общий менеджмент. М; Инфра-М. 2005. С. 169

Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. М; «Просвещение». 1986. С.43

 

Оригинал работы:

Развитие активности студентов колледжа искусств в условиях руководства творческим коллективом 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*