Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональный стандарт и среднее профессиональное библиотечное образование

28.01.2019 1164 1783
Колесникова Марина Александровна
Колесникова Марина Александровна, преподаватель

Вятский колледж культуры

К, сожалению, уже на протяжении 20 лет мы наблюдаем процесс постепенного умирания профессии библиотекарь. Приведу цитату из статьи Э.Р. Сукиасяна: «Кадровый кризис в наших библиотеках уже стал реальностью: лишь четверть сотрудников – профессионалы. Подобной ситуации нет, пожалуй, ни в одной отрасли хозяйства. Представьте, что нас будут лечить, перевозить, учить люди, которые овладевают профессией, по ходу дела» [5]. Автор говорит о престиже профессии, что у нас, чтобы стать библиотекарем достаточно устроиться на работу в библиотеку. Мы сами снижаем престиж профессии, называя библиотекарями сотрудников без специального образования. В библиотеку приходят люди без библиотечного образования. Навыки работы они получают на практике, от коллег. В результате этого некоторые виды работ кажутся им бессмысленными, непонятно для чего это нужно, зачем выполнять некоторые операции. За рубежом библиотекарем называют только профессионала, другие сотрудники – клерки, техники, помощники, но не библиотекари.

Впервые за свою историю библиотека, как социальный институт, утратила монополию на информационное обслуживание. В Интернете в бесплатном круглосуточном доступе представлены гигантские объёмы данных, которые ранее могли быть доступны только в библиотеках. Среди нынешних конкурентов библиотек числятся бесплатные Интернет – коллекции и коммерческие полнотекстовые базы данных, научные архивы. В этой конкурентной среде библиотека может выжить, лишь обретя собственное уникальное место, предоставить жизненно важные услуги.

Непременным условием обновления библиотеки является формирование библиотекаря, как профессионала и личности. В профессиональной печати отмечается, что стиль деятельности библиотекарь – исполнитель ушёл. Основными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам, являются:

обучаемость,

универсальность,

мобильность,

способность оценивать ситуации и принимать решение,

креативность,

адекватность.

Назрела необходимость привести в соответствие цели и задачи библиотечного дела и его кадрового потенциала.

В нашей стране существуют разные образовательные учреждения, в которых можно получить профильное образование – это высшие учебные заведения, колледжи, дающие среднее профессиональное образование.

Содержание среднего профессионального библиотечного образования и практическая деятельность находятся в тесной взаимосвязи.

Для того, чтобы профессиональное образование соответствовало требованиям практической деятельности, Правительство Российской Федерации инициировало создание профессионального стандарта всех профессий. 23 марта 2013 года в Министерстве культуры Российской Федерации состоялось совещание по разработке профессиональных стандартов библиотечной отрасли. Предлагалось, что в перспективе система профессиональных стандартов заменит существующую во многом несовершенную систему классификаторов должностей, профессий и занятий.

На совещании было принято предложение Российской библиотечной ассоциацией разработать стандарты не на отдельные виды профессиональной деятельности (библиотекарь, библиограф), а на всю библиотечно-библиографическую деятельность, соответственно его название «Библиотечно-информационная деятельность».

В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности; квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ТК РФ).

Таким образом, профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, определяющий требования:

к содержанию и условиям труда;

квалификации, а это знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы определённого уровня, необходимые для занятия должности;

компетенциям работника.

Требования изложены в виде структурированных характеристик деятельности в соответствии с Национальной рамкой квалификаций.

Профессиональный стандарт содержит:

современную характеристику конкретной профессии,

описание её трудовых функций к личности человека, занимающего определённую должность.

Разработано и утверждено около 800 профессиональных стандартов, относящихся к различным видам деятельности и профессиям. Появление профессионального стандарта в области библиотечной деятельности своевременно, потому что:

наблюдается отток профессионалов,

около 60% современных библиотекарей не имеют профессионального образования [1].

Лабораторией инновационных образовательных технологий на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств, было проведено исследование, имеющее целью изучение мнения представителей библиотечного сообщества о целесообразности разработки единого регламента профессий. Исследование базировалось на использовании методов анкетирования и неформального интервьюирования. На предложенную анкету отозвалось 128 респондентов – руководителей библиотек разных типов, представители 28 субъектов Российской Федерации.

Статистика ответов указывает на наличие прироста молодых кадров в библиотеках. Только 13% респондентов ответили отсутствие в их библиотеках молодых специалистов. Эта ситуация характерна для регионов, в которых отсутствуют профессиональные учебные заведения.

Уровень знаний молодых специалистов работодателями был оценён по-разному: 98% опрошенных считает достаточный уровень имеющихся знаний и умений молодых специалистов, 59% считает, что выпускникам не хватает практических умений. Выход из сложившейся ситуации работодатель видит в совместной работе с преподавателями и организациями, в которых проходит производственная практика. Это позволит привлечь выпускников на работу подготовить их к будущей профессиональной деятельности. Отсутствие у выпускников достаточной практической подготовки не является исключительно проблемой образовательного учреждения. Причина тому – отсутствие согласованных требований к профессии со стороны рынка труда.

Профессиональные знания выпускников профессионального учебного заведения были оценены высоко. 31% респондентов указали на отсутствие достаточной теоретической базы у молодых специалистов, что свидетельствует о наличии в библиотеках сотрудников, не имеющих профессионального образования.

44% респондентов указывают на существование проблем расстановки кадров. Работодатели отмечают, что, во-первых, затруднены подбором и расстановкой кадров; во-вторых, происходит уменьшение количества библиотекарей, обладающих коммуникативными компетенциями, общей эрудицией и широким кругозором; в-третьих, загруженность сотрудников библиотек, которым приходиться занимать по совместительству более одной должности, что отражается на выполнении профессиональных обязанностей.

Работодатели отдают предпочтение специалистам, имеющим профильное библиотечное образование – 70,4%. Из них, 18,5% не предъявляют требования к уровню образования. 25.9% рассматривают в качестве кандидата на вакансии специалистов, имеющих непрофильное высшее образование; 14,8% руководителей отметили, что отдают предпочтение специалистам, имеющим высшее образование независимо от профиля.

В условиях кадрового кризиса и низкого профессионализма специалистов библиотечной отрасли среднее библиотечное образование становится особенно востребованным.

Современная модель специалиста библиотечной отрасли, закреплённая в квалифицированных характеристиках, содержательно устарела и не отражает инновационные направления библиотечной деятельности.

Разработчиками профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности стали Лаборатория инновационных образовательных технологий Кемеровского ГИК, МГИК, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма и другие организации[2].

Профессиональный стандарт носит рекомендательный характер, требующий от работодателя учитывать его нормы при формировании кадровой политики, аттестации и обучении сотрудника. Профессиональный стандарт может быть использован работодателями:

при отборе персонала,

разработке и реализации программ развития человеческих ресурсов организации,

создание и внедрение программ подготовки и переподготовки кадров.

На уровне практики профессиональный стандарт будет:

определять штатное расписание библиотеки,

на его основе будут составляться должностные инструкции для персонала,

он может применяться в технологиях кадрового менеджмента: найм, отбор персонала, аттестация, формирование программ профессионального развития.

В сфере образования профессиональный стандарт должен стать основой формирования федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования четвёртого поколения, на основе которых будут разрабатываться учебные планы, образовательные программы.

Профессиональный стандарт состоит из следующих разделов:

Общие положения.

Перечень трудовых функций.

Описание трудовых функций.

Сведения о разработчиках стандарта.

В профессиональном стандарте выделены уровни квалификаций специалистов, которые соответствуют специфике полномочий, ответственности, характеру умений и знаний специалистов библиотечно – информационной деятельности, разработанные на основе национальной рамки квалификаций

Современный библиотечный специалист должен обладать средним, высшим профессиональным образованием или иметь профессиональную переподготовку и может занимать должности в соответствии с его уровнем.

В профессиональном стандарте даются обобщённые трудовые функции с указанием уровня квалификации и наименованием должностей.

Наиболее высокий уровень квалификации требует должность методиста. Высшее образование необходимо библиотекарю – каталогизатору, эксперту по сохранности и библиографу. Среднее образование необходимо библиотекарю, библиографу.

Особенность профессионального стандарта – выделение новых должностей: библиотекарь – каталогизатор, эксперт по сохранению библиотечного фонда.

Нормативные документы содержат разные перечни должностей.

В профессиональный стандарт включены должности, более распространённые в библиотеках разных типов и видов. Они соответствуют основным трудовым функциям. Предложено ввести должности «библиотекарь – каталогизатор», и «библиотекарь – эксперт по сохранности библиотечного фонда».

В профессиональном стандарте отражены все основные производственные процессы, включены как традиционные технологические библиотечные процессы, так и инновационные.

В документе учтена актуальная тенденция современных общедоступных библиотек – усиление социокультурной функции и связанных с ней видов деятельности.

Составители профессионального стандарта предложили обобщённую трудовую функцию – «предоставление культурно – просветительских и досуговых услуг пользователю библиотеки». Она выделена из библиотечного обслуживания.

Обобщённые трудовые функции конкретизируются посредством включения тенденций виртуализации обслуживания и автоматизации библиотечной деятельности в различные трудовые функции.

Профессиональный стандарт существенно расширяет спектр специалистов, образование которых соответствует библиотечной профессии.

Таким образом, профильное библиотечное образование необходимо для осуществления деятельности:

по сохранению библиотечного фонда,

организации справочно – поискового аппарата библиотеки.

Педагогическое или библиотечное образование необходимо для осуществления деятельности:

по формированию библиотечного фонда,

справочно-библиографического и информационного обслуживания пользователей

библиотечного обслуживания пользователей,

научно-методической, методической и консультационной работы в области библиотечно – информационной деятельности.

Библиотечно-информационное, культурно-досуговое или педагогическое образование нужно иметь, если в должностные обязанности работника входит предоставление пользователям библиотеки культурно-просветительных и досуговых услуг.

Профильное библиотечное образование позволяет осуществлять обобщённые трудовые функции: организация справочно-поискового аппарата, справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей

Таким образом, профессиональный стандарт стоит признать инновационным и актуальным документом для реформирования содержания среднего, высшего профессионального образования и программ профессиональной переподготовки.

При формировании содержания новых учебных планов будет необходимо учитывать должностной состав библиотечной профессии и её обобщающие трудовые функции.

Между тем, как справедливо отмечает И.Ю. Седых, «профессиональные стандарты написаны на языке трудовых функций, а образовательный стандарт использует понятие «компетенция»…». В связи с этим предстоит большая работа по согласованию этих терминов и закреплению в перечне профессиональных компетенций.

Дифференциация обобщённых трудовых функций в соответствии с уровнем образования по национальной рамке квалификации позволит грамотно разграничить содержание образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, а также различных ступеней высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Таким образом, результаты анкетирования показывают, что профессиональный стандарт библиотечной деятельности большинством работодателей рассматривается, как перспектива развития кадрового потенциала своей организации.

Многие из руководителей библиотечных учреждений понимают, что благодаря профессиональному стандарту:

появиться возможность совершенствовать должностную структуру библиотеки; планировать кадровый резерв,

объективно оценивать кандидатов при трудоустройстве,

вести мониторинг кадрового потенциала,

проводить аттестацию персонала.

После утверждения профессионального стандарта специалистов библиотечно – информационной сферы начнётся работа по приведению кадровой деятельности в соответствии с его требованиями.

Средним профессиональным образовательным учреждениям предстоит провести сложную творческую работу по формированию новых основных профессиональных образовательных программ, их сближение с требованиями практики, в том числе посредством более активного взаимодействия с работодателем.

Координация деятельности средне – профессиональных образовательных учреждений и работодателей поможет выработать консолидированную профессиональную позицию по сложным аспектам предстоящей реформы, реализовать возможности для глубокой профессионализации студентов с учётом использования индивидуальной образовательной траектории его профессионального развития.

 

Список использованных источников

Матвеева, И.Ю. Характеристика современной библиотечной профессии с позиций профессионализма / И.Ю. Матвеева // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика: материалы IV Всерос. (с междунар. участием) конф. / Челяб. Гос. ин – т культуры; Челяб. обл. универс. науч. б – ка, 2018.- С. 205 – 208.

Пилко, И.С. Разработка профессионального стандарта специалиста в области библиотечно – информационной деятельности / И.С. Пилко // Вести Кемер. ГУКИ.- 2014.- №2 (27).-С. 195 – 203.

Приказ Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации от 30 марта 2011г. № 251н г. Москва «Об утверждении нового квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «классификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» [Электронный ресурс].- Режим доступа:

Рушанин, В.Я. Перспективы развития высшего библиотечного образования в контексте освоения профессионального стандарта специалиста в области библиотечно – информационной деятельности [Текст] / В.Я. Рушанин // Науч. и техн. б- ки.-2018.- №1.- С. 332 - 41.

Сукиасян, Э.Р. Кадровый кризис [Текст] // НТБ.- 2012.- №1.- С.43.

 

Оригинал работы:

Профессиональный стандарт и среднее профессиональное библиотечное образование




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*