Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль урочной деятельности обучающихся в формировании их патриотических чувств и гражданского сознания; повышение воспитательного потенциала учебных предметов

28.12.2012 1339 3885
Епишина Лидия Леонидовна
Епишина Лидия Леонидовна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.


Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.


Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.


Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.


В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса.


Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.


Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.


Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.


Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, – утверждал Л. С. Выготский, – есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Одним из факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории.


История, как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В её учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне.


Так как патриотизм носит деятельный характер, его воспитание осуществляется в процессе разнообразной познавательной и практической деятельности. В организационном плане элементами системы патриотического воспитания являются: учебный процесс, внеклассная воспитательная работа, внешкольная работа.


Приоритетной формой патриотической работы считается внеклассная и внешкольная работа. Тем не менее, урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися.


На уроках закладывается фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения ребенка.


Практика показывает, что никакой, пусть интересно поставленной, внеклассной и внешкольной воспитательной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке.


Таким образом, начинать патриотическое воспитание следует на уроке.

Каждый общеобразовательный предмет (и гуманитарного и естественно - математического циклов) объективно располагает немалым патриотическим потенциалом.


Что же происходит на следующем уровне образования, например, в медицинском колледже?


Современная система образования предполагает не только обучение, но и воспитание, и развитие личности каждого студента.


Проблема воспитания толерантности стала особенно актуальна в конце ХХ столетия, что было обусловлено значительными социальными трансформациями в стране и в мире.


В России в последние десятилетия одновременно, но не синхронно происходят изменения во всех сферах жизни – духовной, политической, экономической. Что не редко порождает разногласия и социальную напряженность. В этих условиях именно толерантность может стать нравственным и духовным ориентиром развития и укрепления целостности и многообразия человеческого сообщества.


В педагогическую науку и практику понятие «толерантность» вошло сравнительно недавно, образуя новые воспитательно – образовательные проблемы и задачи. Социальная нестабильность последних десятилетий привела к утрате нравственных ориентиров у подрастающего поколения, к росту проявлений нетерпимости, жестокости, ненависти к инакомыслящим. Появилась необходимость нового содержания образования, основанного на понимании общности и единства человеческих сообществ. По утверждению Б.С. Гершунского, воспитание толерантности является важнейшей стратегической задачей образования в ХХI веке.


В самом широком значении толерантность определяется как уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия. Толерантность – это достаточно сложное явление и организация воспитательной работы в целях развития толерантного сознания личности медицинского работника, которое требует специальной подготовки, стимульного материала, создания соответствующей атмосферы поиска личностных смыслов на положительном эмоциональном фоне медицинского образования.


Особое внимание при подготовке медицинских работников среднего звена должно уделяться воспитанию толерантного отношения к смерти, так как они чаще других людей сталкиваются с таким явлением, как смерть больного человека. Медицинские сестры, работающие в тех отделениях, где высока смертность, подвергаются воздействию значительного психологического стресса.


В медицинском колледже не готовят к тому, что надлежит делать в тех случаях, «когда ничего уже сделать нельзя», когда и современные медицинские технологии, и фармакологическая помощь равно утрачивают свое значение перед лицом неотвратимой смерти.


Как надлежит вести себя с умирающим человеком? Как себя держать, соприкасаясь с реакцией горя его родственников? Ощущение собственной беспомощности в подобных ситуациях приводит к усилению дискомфорта: медсестра переживает свою несостоятельность, недостаточность профессиональной компетенции, испытывает сильное чувство вины. Поэтому при подготовке медицинского персонала требуется четкое обозначение нравственных критериев, относящихся к явлению человеческой смерти. Это наряду с другими узловыми точками этической парадигмы помогает держать общество в динамическом равновесии морали, не допуская выхода на поверхность агрессивных инстинктов, неконтролируемых массовых убийств и самоубийств.


В связи с этим очевидно, что медицинское образование должно быть в ясном и осознанном смысле ориентированно этой нравственной сверхзадачей.


В то же время выбор профессии каждым желающим стать средним медицинским работником в значительной степени уже психологически сформирован этой ориентацией.


Говорят, что «ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор». Следствием первого является физическое ослепление, следствием второго – нравственное, которое проявляется в цинизме и равнодушии. Столь недопустимом для медсестры и столь часто, к сожалению, встречающемся. Из этой профессиональной и опасной обреченности «смотреть на смерть в упор» вытекает особая необходимость в нравственном самосовершенствовании, в профессиональном морально – этическом сознании как форме духовно – нравственной «защиты» эмоционально – психической стабильности личности медсестры от деструктивных факторов медицинской практики. К таким факторам можно отнести постоянную среду человеческой боли, страданий, смерти, изнуряющую тиранию ответственности в «бездне бессилия», предел и беспредел возможностей профессионального воздействия на человеческую жизнь.


То, как медсестра ведет себя у постели умирающего, - это в чистом виде нравственное поведение и одно из проявлений медицинского профессионализма.

Как и любой профессионализм, нравственная культура медсестры – это не только проявление психологической склонности, но и результат кропотливого изучения истории морали и медицины, логики современных этических и правовых теорий, это индивидуально – личностный, рационально – эмоциональный выбор ценностно – нормативных, духовных опор, как для своей жизни, так и для своей профессии.


Все это должно быть привито студентам, на занятиях специальных клинических дисциплин и сохранено ими на весь период профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

1. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №4. C. 17.

2. Обобщенные материалы по итогам Всероссийского родительского собрания «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры» // Вестник образования. 2001. №8. С. 23

3. Подпрограмма Министерства образования РФ государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" // Вестник образования. 2001. № 23. С. 46.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*