Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Информационные технологии в образовательном процессе: состояние и перспективы применения систем управления обучением

20.12.2012 1821 1 5436
Дробахин Константин Анатольевич
Дробахин Константин Анатольевич, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Интенсивное развитие информационных технологий изменило образовательную среду, в рамках которой осуществляется процесс обучения. Например, в традиционных формах обучения стали применяться технологии, используемые в дистанционном образовании. Однако, как отмечается в законе об образовании, «при реализации образовательных программ с применением  дистанционных образовательных технологий, в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения» [4].


Для реализации этих требований в настоящее время применяются системы управления обучением.


Система управления обучением — основа системы управления учебной деятельностью, используется для разработки, управления и распространения учебных материалов с обеспечением совместного доступа с распределением ролей пользователей. Данные системы используются в первую очередь в дистанционном образовании. Однако в настоящее время немало возможностей открывает применение таких систем и для поддержки очного обучения. Использование таких информационных технологий в обучении, как заочном, так и очном, может значительно повысить конкурентноспособность выпускников учебных заведений, повысить эффективность обучения и сократить затраты на него.


Какие же особенности делают привлекательным применение систем управления обучением в образовании?


Обычно выделяют следующие возможности[2]:

  • размещение электронных учебных материалов в различных форматаx и манипулирование ими;
  • проверка знаний и online-общение;
  • отслеживание хода обучения пользователей и хранение их характеристик;
  • подсчет количества заходов пользователя на определенные разделы сайта;
  • определение времени, потраченного обучаемым на прохождение определенной части курса.

Перечень современных систем управления обучением достаточно обширен: предлагаются как коммерческие программные продукты (Adobe Connect Training, eLearning Portal, ITrain, Microsoft Learning Gateway, Blackboard Learn, eLearning Server, BaumanTraining  и др.)  так и свободно распространяемые (ATutor, Claroline, Dokeos, Moodle OpenACS и др.). Причем значительное количество программ предлагают отечественные разработчики [1, 3].


Рассмотрим возможности некоторых программных продуктов, применяемых в  настоящее время.


Adobe Connect Training (разработчик – Adobe Systems Inc) – система управления курсами дистанционного обучения. Позволяет обеспечить разработку индивидуальных учебных программ, которые могут сочетать в себе различные способы обучения: индивидуальные учебные планы на основе курсов; материалы сторонних производителей и интерактивное обучение под руководством преподавателя. Учебные планы также могут включать в себя внешние мероприятия, такие, как, например, проверка умения использовать полученные знания.

Возможности:

  • обучающиеся могут в любой момент прервать учебный процесс, а затем продолжить его с того места, где вышли;
  • сертификация. После задания критериев автоматизированной сертификации, обучающемуся по завершении курса будет присваиваться индивидуальный сертификационный номер;
  • управление материалами и поиск по ключевым словам;
  • управление учебными курсами. Составление расписаний учебных курсов, приглашение обучающихся, автоматизация рассылки уведомлений о регистрации и напоминаний;
  • управление учебными планами. С помощью встроенного мастера можно составить последовательную программу обучения, сочетающую в себе необходимые учебные курсы, материалы и отдельные занятия, задав начальные условия, определив обязательные и дополнительные модули и условия завершения;
  • отчеты руководителя. Руководители могут отслеживать прохождение и эффективность всех прямых или иных отчетов в их организациях;
  • тестирование. Оценка успеваемости обучающихся. Дополнительно можно установить критерии прохождения или непрохождения;
  • отчеты. Эта функция дает возможность получать подробную информацию о регистрации, завершении курсов и учебных планов, результатах прохождения тестов, ответов на опросы и др.
  • опросы. Авторы учебных материалов и руководители обучения имеют возможность проводить оценку общей эффективности материалов с помощью опросов.

eLearning Portal (разработчик – Россия) – система управления обучением.  Позволяет организовывать прохождение электронных учебных курсов, сдачу тестов, а также обеспечивает совместную работу между учащимися, тренерами или преподавателями, а также менеджерами обучения. eLearning Portal поддерживает такие возможности как организацию социальных сетей, wiki, блоги, а также живое общение, реализованное с помощью интеграции с системами проведения аудио и видео-конференций Microsoft Unified Communications и Adobe Connect.


Moodle – свободно распространяемое приложение, предназначенное для организации online-уроков и обучающих web-сайтов. Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Интерфейс системы изначально был ориентирован на работу учителей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых.

Возможности:

  • возможность публиковать ресурсы в любых форматах и управлять доступом к ним;
  • мощная и гибкая система тестирования с банком заданий;
  • удобная система форумов и рассылок;
  • возможность сдачи индивидуальных заданий в различных форматах (текст, файл, несколько файлов, задание вне сайта, сообщение в форуме, запись в глоссарии, заполненная анкета, открытый вопрос в тестах);
  • глоссарии с поддержкой автоссылок на определение со всех упоминаний термина в материалах курса, включая форумы;
  • гибкая система оценок, с настраиваемыми шкалами и возможностью задания правил выведения промежуточных и итоговых оценок;
  • настраиваемые анкеты для сбора коллекций и баз данных (с возможностью подтверждения и оценивания учителем);
  • модуль "лекция" для создания сценариев адаптивного обучения;
  • модуль "семинар" для развития критического и аналитического мышления у студентов;
  • возможность интеграции с внешними базами данных по спискам пользователей и подпискам на курсы;
  • детальное протоколирование всех действий в системе;
  • возможность сохранять и восстанавливать курсы из файла;

Кроме того, предусмотрены дополнительные инструменты, повышающие удобство работы:

  • существует возможность установки модулей и плагинов, расширяющих функциональность системы, от сторонних разработчиков;
  • настраиваемые и заменяемые шаблоны оформления;
  • возможность обновления версии с сохранением всех данных в системе.

Отметим, что ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle  обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.


Claroline (Classroom Online) – платформа построения сайтов дистанционного обучения. При разработке учитывались пожелания преподавателей. Главной задачей при создании были простота использования и независимость от педагогической установки.Для управления и обучения не требуется наличия специальных инструментов, необходим только веб-браузер. Операционная система компьютера роли не играет. Управление платформой и изучение курса не требуют специальных технических знаний и навыков от преподавателей и студентов. Claroline имеет полный набор инструментов, позволяющий создавать и редактировать уроки, управлять контентом. Приложение включает генератор викторин, форумы, календарь, функцию разграничения доступа к документам, каталог ссылок, систему контроля за успехами обучаемого, модуль авторизации. Claroline способна работать с большим числом пользователей. Поскольку в разработке Claroline изначально принимали участие сотрудники образовательных учреждений, то она разработана в соответствии с педагогическим опытом и потребностями учителей. Интерфейс администратора прост и интуитивно понятен. Процедура установки проста.

Возможности:

  • управления документами и ссылками: публикация документов и файлов доступных пользователям, создание директорий и поддиректорий для упорядочивания файлов, создание гиперссылок, конструирование и публикация ваших собственных HTML страниц;
  • создание онлайн упражнений: создание упражнений со списком вопросов, включение различных типов вопросов, контроль результатов;
  • разработка учебного сценария: создание законченной последовательности обучающей деятельности; объединение модулей, которые состоят из документов, упражнений или важных материалов в формате SCORM; побуждение учащихся к чтению документов; предоставление учащимся возможности выполнять упражнения в соответствии со сценарием учебного процесса;
  • координация групповой работы: создание нескольких групп из пользователей зачисленных на курс, настройка параметров регистрации, обеспечение каждый группы собственным набором инструментов, облегчение взаимодействия между пользователями во время групповой работы;
  • представление: задания и wiki. Публикация файлов, которые могут быть интересны другим участникам курса, отправка результатов выполнения заданий менеджеру курса, выполнение задания в отдельном документе, выигрыш во времени и эффективности при групповой работе
  • обсуждение: чат и форум;
  • организация: повестка дня и анонсы: добавление событий в календарь курса, отображение полного календаря с событиями всех курсов, создание анонса, который будет отображаться на главной странице курса, отправка анонса по электронной почте пользователю или группе пользователей;
  • контроль: пользователи и статистика. Отслеживание доступа к платформе, слежение за использованием инструментов, контроль за прогрессом пользователей.

В рамках статьи невозможно выполнить полный обзор возможностей современных систем управления обучением, однако можно сделать некоторые выводы об их состоянии и перспективах применения.


Во-первых, современные тенденции развития рынка программных средств поддержки дистанционного обучения направлены в сторону их универсализации и увеличения функциональности.


Во-вторых, свободно распространяемые системы (с открытым кодом) позволяют решать те же задачи, что и коммерческие системы, но при этом у пользователей есть возможность доработки и адаптации конкретной системы к своим потребностям и текущей образовательной ситуации.


И в третьих, использование коммерческих систем управления обучением может быть недоступно большинству отечественных учебных заведений по причине их высокой стоимости и необходимости продления лицензии на каждый учебный год.

 

Список литературы

 

1) Богомолов В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением. – [Электронный ресурс].– Режимдоступа: http://ifets.ieee.org/ russian/depository/v10_i3/pdf/ 9_bogomolov.pdf.

2) Гаспарян А.А. Применение систем управления контентом в дистанционном обучении / Кафедра программного обеспечения и администрирования информационных систем, Курский государственный университет.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/

3) Исследование рынка технологий дистанционного обучения в СНГ: Системы управления обучением / Системы управления учебным контентом (LMS/LCMS) - решения и сервисы: Том 2. – 2009. – 58 с.

4) О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,  28 февраля 2012 г., N 11-ФЗ – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=126574




Назад к списку

Комментарии
Среди отечественных забыли упомянуть SharePointLMS, JoomlaLMS
Владимир Свердлов

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*