Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья «Об актуальности использования информационно-коммуникационных, цифровых технологий в процессе сопровождения методической деятельности педагогов»

18.01.2019 1220 2591
Лебедева Валентина Викторовна
Лебедева Валентина Викторовна, методист

Новосибирский колледж лёгкой промышленности и сервиса

Практически ежедневно возникают новые требования к компетенциям педагогических работников в связи с процессом динамичных изменений, в котором находится система среднего профессионального образования: актуализация ФГОС СПО в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, внедрение ФГОС по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям (ТОП-50), внедрение демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, развитие цифровой образовательной среды, активное внедрение дистанционного обучения и т.д. Педагоги должны быть в курсе всех современных тенденций развития образования, не просто реагировать на изменения, но и действовать на опережение.

Важным условием непрерывного, целенаправленного и опережающего развития педагогических работников является грамотное методическое сопровождение. В целях наиболее эффективной информационной и методической поддержки педагогических работников целесообразно использовать дистанционные и информационно-коммуникационные технологии. Данные технологии обеспечивают планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, способствуя оптимизации методической деятельности образовательного учреждения.

Явные преимущества использования ИКТ в процессе сопровождения методической работы: доступность, индивидуализация, интенсификация. Имеется возможность хранения большого, постоянно обновляемого и пополняемого объема информации, с легким доступом к нему с разных устройств (с любого компьютера, подключённого к сети Интернет, планшета, смартфона и т. п.). Одни и те же документы при необходимости могут одновременно просматривать и редактировать несколько педагогов. Каждый из педагогов работает в удобном для него темпе, в удобное время. Повышается оперативность, снижаются затраты времени на методическую работу за счет ее автоматизации с помощью различных программ, приложений и сервисов, что очень актуально при высокой загруженности педагогов.

Кроме этого, использование ИКТ и дистанционных технологий в процессе методической работы повышает мотивацию педагогов к их освоению и использованию, а также способствует росту профессионального мастерства - позволяет глубже изучить данные технологии и с успехом применять их в образовательной деятельности. Актуальность и важность этих компетенций для педагогов подчеркивает профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н), в котором среди необходимых знаний и умений педагога прописаны:

-знание электронных образовательных и информационных ресурсов, необходимых для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания выпускных квалификационных работ;

-знание психолого-педагогических основ и методики применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

- знание возможностей использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации;

- умение при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.

Цифровые навыки (так называемые digital skills) – важная составляющая в компетентности педагога в цифровую эпоху. Не просто знания, а именно навыки, способность уверенно владеть ИТ-инструментарием. Digital skills необходимы каждому члену современного цифрового общества.

Цифровые технологии с каждым днем все больше внедряются как в нашу повседневную жизнь, так и в профессиональную деятельность. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р) отмечено, что в системе образования расширяется применение цифровых технологий, однако численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Это также подчеркивает важность и актуальность освоения и активного использования различных цифровых технологий в деятельности педагогов.

В Указе Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» говорится о формировании информационного пространства, основанного на знаниях (далее - информационное пространство знаний), целями которого являются обеспечение прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора. Для формирования информационного пространства знаний, наряду с другими задачами, предлагается:

- усовершенствовать механизмы обмена знаниями;

- использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение, при реализации образовательных программ.

Именно с целью усовершенствования механизмов обмена информацией, создания условий для удовлетворения потребности педагогов в непрерывном развитии, получении новых компетенций, на формирование в колледже информационного пространства знаний, направлено методическое сопровождение педагогов.

В Государственной программе Новосибирской области «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы» образование также названо одной из приоритетных сфер применения цифровых технологий.

Кроме того, особенности образовательной организации также способствуют активному внедрению информационно-коммуникационных, в том числе дистанционных технологий. НКЛПиС – одно из крупнейших образовательных учреждений среднего профессионального образования Новосибирской области, в котором более 600 студентов обучаются по образовательным программам шести специальностей и трех профессий. Это также одно из современных, динамично развивающихся профессиональных учебных заведений:

- на базе колледжа функционирует федеральное учебно-методическое объединение в системе СПО по укрупненной группе профессий, специальностей 29.00.00 Технологии легкой промышленности;

- на базе НКЛПиС создан специализированный центр компетенций, аккредитованный по стандартам Ворлдскиллс (национальный статус по компетенции Технологии моды);

- колледж является ресурсным центром в лёгкой промышленности и сервисе Новосибирской области;

- в колледже внедрено обучение по специальности из списка ТОП-50 «Гостиничное дело», НКЛПиС является Центром проведения демонстрационного экзамена по компетенции «Администрирование отеля», аккредитованным по стандартам Ворлдскиллс Россия.

В связи с этим, велика загруженность педагогов колледжа, в том числе профессиональная, социальная, коммуникативная и психологическая. В таких условиях цифровые технологии позволяют сократить время, затрачиваемое педагогами на методическую работу, в какой-то мере автоматизировать ее, позволяют осуществлять взаимодействие педагогов и методиста в удобной для них форме и в удобное время.

Кроме этого, территориально НКЛПиС находится в двух районах города, удаленных друг от друга: 1-й корпус в Кировском районе, 2-й корпус в Дзержинском районе города Новосибирска, что усложняет коммуникации педагогов с методическим отделом. Цифровые дистанционные технологии помогают решать и эту проблему.

Таким образом, тема «Использование цифровых, информационно-коммуникационных технологий в процессе сопровождения методической деятельности педагогов» является важной и актуальной для колледжа и системы СПО в целом, с помощью внедрения данных технологий в методическую работу, можно добиться повышения ее эффективности.

Согласно Положению о методической, научно-методической и экспериментальной деятельности в ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса», под методической работой понимается система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства и, как следствие, рост уровня образованности и качества профессионального образования обучающихся, образовательной деятельностью которых руководят педагоги. Содержание методической и научно-методической деятельности в колледже включает в себя:

- повышение квалификации педагогов;

- программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- разработку учебно-методических комплексов;

- создание банка данных учебно-методической литературы, электронных ресурсов;

- создание банка данных передового педагогического опыта, прогрессивных методик, новых технологий обучения;

- организацию проведения методических семинаров, конференций, круглых столов и пр.

В соответствии с этим, с целью повышения эффективности сопровождения методической деятельности педагогов колледжа были выделены следующие направления работы:

-обучение, повышение квалификации педагогов с использованием дистанционного обучения и открытых общедоступных электронных обучающих курсов;

-организация внутрикорпоративного обучения и консультирования по методическим вопросам с использованием дистанционных технологий;

-улучшение ресурсного обеспечения профессиональной деятельности педагогов с помощью ИКТ, наполнение электронной базы УМК,

-продвижение активного использования педагогами в качестве информационных ресурсов в профессиональной деятельности электронных библиотек;

-использование возможностей сети Интернет для трансляции и распространения позитивного педагогического опыта (публикация статей и методических материалов, участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства);

-создание электронного портфолио, в котором аккумулируются достижения педагогов и студентов под их руководством.

Список использованных источников

Постановление Правительства Новосибирской области от 04.03.2015г. № 70-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы».

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

 

Оригинал работы:

Статья «Об актуальности использования информационно-коммуникационных, цифровых технологий в процессе сопровождения методической деятельности педагогов»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*