Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМладший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки [3, с. 169].
В этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, поскольку меняется ведущая деятельность. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в систему коллективов (в общешкольный, классный, в малые группы, в них существующие) [2, с. 248].
Постепенно у ребенка начинает формироваться способность оценивать себя, не ориентируясь на оценки других людей, он начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и личной [4, с. 6].
Самооценка – это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности [5].
Дети, имеющую адекватную самооценку, находчивы, активны, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с энтузиазмом ищут ошибки в своих работах,
Дети с высокой самооценкой отличаются высокой активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности.
Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены, что собственными усилиями смогут добиться успеха во всем.
Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее.
Однако в этом возрасте у детей возникает немало трудностей в связи со сменой деятельности и коллектива. Каждый ребенок постепенно сталкивается с конкретными проблемами, иногда требующими мягкого решения, приносящего облегчение. В таких ситуациях могут помочь сказочные истории, ориентированные на конкретные проблемы. Эти истории могут помочь детям найти выход из сложных ситуаций [3, с. 10].
Использования сказкотерапии в психокоррекции позволяет младшим школьникам актуализировать и осознать свои личностные проблемы и трудности, помогает найти варианты решений этих трудностей.
Сказочная форма, с одной стороны, уводит слушателя от внешней реальности, но ведет к внутренней, с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания человека. Она обеспечивает не только контакт с самим собой, но и корректирует контакт с другими людьми. Выделяют следующие группы тем, которые поднимаются в сказочных историях:
трудности в общении со сверстниками, родителями, педагогами.
чувство неполноценности. тревоги и страхи;
проблемы, связанные с возрастными изменениями [3, с. 8].
Таким образом, сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.
Для подтверждения эффективности методов сказкотерапии было проведено исследование.
Для определения самооценки детей была использована методика измерения самооценки Дембо-Рубиншейна.
Цель данной методики – выявление сформированности самооценки младшего школьника.
В ходе исследования можно было выделить
Результаты: Первое исследование самооценки показало, что в группе из 10 человек у 2 школьника (20%) имеют завышенную самооценку, у 5 (50%) школьников – адекватную самооценку, и у 3 школьников (30%) – заниженную.
После проведения исследования проводится коррекционно-развивающий тренинг с использованием методов и приемов сказкотерапии.
Данный тренинг рассчитан на школьников от 7 до 10 лет. Тренинг проводится в группе из 7-10 детей.
Цель тренинга – развитие и коррекция самооценки детей младшего школьного возраста.
Организация и построение занятия включает в себя следующее:
Ритуал приветствия и прощания
Начало и окончание занятия – это своеобразный ритуал, помогающий детям настроится на совместную деятельность и общение в начале тренинга, а в конце – поблагодарить друг друга и расслабиться.
в глаза и молча улыбаются друг другу.
Установка на внимание
Перед прочтением сказки необходимо успокоить детей и настроить их на прослушивание сказки.
Прочтение сказки
Материал необходимо соотносить с погодой, актуальными ситуациями в группе детей и проблемами конкретных детей.
Обсуждение
Это упражнение – ключевая, наиболее важная составляющая в программе сказкотерапии. Стоит обращать внимание на реакцию детей на ответы и по возможности пресекать насмешки. Главное правило при обсуждении – неправильных ответов нет. Приветствуется дискуссия во время анализа прочитанной сказки.
После проведения тренинга было проведено повторное исследование самооценки в группе, состоящей из 10 младших школьников.
Разработанный организационно-педагогический тренинг поспособствовал развитию и коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста. Это говорит об эффективности использования сказкотерапии в воспитательном процессе.
Психолого-педагогический эксперимент показал, что сказкотерапия – важная составляющая в процессе воспитания детей младшего школьного возраста.
Список использованных источников
1. Волков Б. С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б. С. Волков – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 343 с.
2. Крутецкий В. А. Психология [Текст]: учебник для учащихся пед. училищ. / М: Просвещение, 1986. – 336 с.
3. Хухлаева О.В., Хухлаев О. Е. Лабиринт души [Текст]: методическое пособие. / М: Академический проект, 2016. – 175 с.
4. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. [Текст]: методическое пособие. / М: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/proekt-skazkoterapiya-osnova-hudozhestvennoy-kulturi-detey-doshkolnogo-vozrasta-62355.html (Дата обращения: 23.04.18)
Оригинал работы:
Эффективности использования сказкотерапии в воспитательном процессе
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.