Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Край мой! Любимая Русь и Мордва»! (Краеведение на уроках литературы СПО)

19.12.2012 730 3139
Козлова Н. В., преподаватель русского языка и литературы

Саранский государственный промышленно-экономический колледж
Одна из ярких примет современного образования - возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет преподавателю формировать эффективное воспитательное пространство в своем образовательном учреждении.

Реализация регионального компонента в нашем колледже ведется в соответствии с учебными планами специальностей. Так, на специальностях экономического цикла на втором курсе изучаются дисциплины “Литература и культура Мордовии”, “История и экономика Мордовии”. Разработана вся необходимая учебная документация для качественного проведения занятий по данным дисциплинам (рабочие программы, курс лекций, контрольно-измерительные материалы). Кроме того, преподаватели проводят уроки-экскурсии по городу, его историческим местам, музеям, районам республики с целью изучения жизни мордвы.


Но в нашем колледже региональный компонент используется и на уроках литературы и, в частности, преподаватели внедряют элементы краеведения на уроках, построенных по проектной методике.


Литературное краеведение может сыграть значительную роль в воспроизводстве культуры в регионе, и оно очень актуально в год празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Именно русская классическая литература с ее исканиями высшего смысла жизни сосредоточила в себе опыт исторического становления мордвы как  нации на основе высоких моральных принципов и духовных ценностей.


Существует тонкая и сложная взаимосвязь между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание. Д. С. Лихачев утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной». Так, изучая историю Мордовии, нельзя не учитывать общественно-политическую и литературную деятельность Н. П. Огарева и А. И. Полежаева, которые пробуждали общественное сознание людей, способствовали укреплению культурных связей русского и мордовского народов, были проводниками великой русской культуры в регионе.

Уроки краеведения по проектной методике я разрабатываю вместе со студентами. Примеров на сегодня у нас много. Ограничимся лишь несколькими. Так, например, в творчестве Н. С. Лескова обращает на себя внимание упоминание реки Суры, сел Селикса и Мордовский Ишим (повесть «Очарованный странник»). Читающей аудитории региона важно знать и о том, что писатель, живя в Пензенской губернии, часто бывал в мордовских деревнях, интересовался жизнью и бытом мордвы. Об этом свидетельствует то, что в произведениях писателя, хорошо знавшего губернию, упоминаются Саранск, Инсар, Краснослободск. Знание литературной истории края создает тот необходимый культурный контекст, сама причастность к которому является важнейшим средством моделирования культурной активности в регионе. Так, например, очень важным для региональной культуры является тот факт, что тот же Н. С. Лесков переписывался с редактором журналов «Дело», «Русское обозрение» Д. Н. Цертелевым, родившимся в с. Смольково Лямбирского района, был знаком с романисткой Е. В. Салиас-Турнемир, посещавшей Саранск и Старое Акшино, с П. И. Мельниковым-Печерским, посвятив ему статью «Народники и расколоведы на службе», знал других русских этнографов, также писавших о мордве. В его доме бывали В. Н. Майков и С. В. Максимов, он также проявлял интерес к произведениям Н. П. Огарева.


Или другой пример. В повести В. Г. Короленко «В голодный год» писатель «...вывел колоритные образы представителей мордовского народа». Он несколько раз бывал на территории нынешней Мордовии, что нашло отражение в его очерках и рассказах. Так, в июне 1890 г. В. Г. Короленко съездил в Арзамас (ныне Нижегородская область), конечно же, зная, что «...первопоселенцами «Эрземаза» были мордва-эрзя. «Маз» означал красный, красивый, то есть хороший, знатный город, где жили эрзяне. Также В. Г. Короленко посетил с. Дивеево Ардатовского уезда и мордовские деревни Нижегородской губернии.

Посетив с. Старые Пичингуши Ельниковского района, литератор писал: «Мордва - народ вообще менее сдержанный, и притом дело здесь усложняется несомненными злоупотреблениями сельских властей. В избе стоит гул жалоб, которых я никак не могу прекратить ...И жалобы, упреки, едкие замечания стоят в воздухе во все время моей работы. Мордва, очевидно, надеется, что приезжий «его благородие» все-таки кое-что запишет». Кроме того, Короленко посещал Починки, Большое Болдино, где встречался с мордовскими женщинами, а также был в с. Пермеево Ичалковского района, д. Раксажены Большеигнатовского района, в г. Сарове.


Небезынтересным для культуры Мордовии можно считать и тот факт, что выдающийся литературный критик В. Г. Белинский проявлял огромный интерес к мордовскому языку. В его замыслы входило составление «Мордовского словаря». Знание Белинским жизни и быта мордовского народа, несомненно, отразилось в высказываниях по национальному вопросу, позволило теоретически осмыслить эту сложнейшую проблему и образно выразить ее суть в своих статьях.


Глубокий интерес к жизни и культуре мордовского народа проявлял великий русский поэт А. С. Пушкин. Причина тому - близость родового имения Пушкиных с. Болдино, расположенного в трех километрах от эрзянского с. Пикшень Большеболдинского района Нижегородской области. В 1830 г. поэт впервые приехал в Болдино. Архивные данные Симбирской губернии дают возможность сделать вывод о том, что А. С. Пушкин проезжал через Мордовский край. О пребывании Пушкина на территории нынешней Мордовии, в Большеигнатовском и Ардатовском районах, сохранилось множество воспоминаний. Рукою Пушкина сделана запись на мокшанском языке: «Оцюм кайбас, бог». Пушкин интересовался мифологией и эпическими сказаниями мордовского народа. В 8-ой главе «Истории Пугачева» он дает подробное описание пребывания Е. И. Пугачева в г. Саранске, показывает его встречу с местным населением.


Это очень важно знать читающей аудитории, учитывая то, что в Мордовии есть пушкинские места, где проживали и пребывали потомки и родственники великого поэта. Предания, бытующие в селах Большеигнатовского района, повествуют, что в период трехмесячного пребывания в Болдине Пушкин посещал соседние с его имением села Пикмень, Ракмазон, Чукалы, Селищи. Кроме того, сыновья А. С. Пушкина в 1854 г. приобрели у помещицы Суковкиной в Мордовской даче Ардатовского уезда Симбирской губернии 669 десятин земли и основали там новую деревню под названием Александровка. Предполагается, что название новой деревни братья дали в честь своего отца.


В Воскресенской Лашме, теперь пригороде Ковылкино, часто бывала у своей сестры (по матери) А. П. Араповой старшая дочь поэта М. А. Пушкина, приезжал туда и сын поэта — Александр Александрович, бывали там и внучки поэта Надежда и Анна — дочери Александра Александровича. При участии потомков А. С. Пушкина в Воскресенской Лашме проводились литературные вечера. Они проводились и племянницей поэта М. Л. Пушкиной, которая длительное время проживала в г. Краснослободске.


С мордовской землей было связано творчество С. А. Есенина. Поэт начал писать о мордве еще в годы своей юности. В стихотворении «В том краю, где желтая крапива» (1915) поэт явно намекает на то обстоятельство, что русские и мордва еще в условиях самодержавной России исторически слились в единую семью: «Затерялась Русь в мордве и чуди». Известно уважительно-любовное отношение поэта к мордве, которое особенно ярко проявилось в обобщении: «Край мой! Любимая Русь и Мордва»!


С мордовским краем также связано творчество Л. Н. Толстого. 4 сентября 1869 года Саранск посетил писатель Л. Н. Толстой, находясь в поездке из" Москвы в село Ильино, расположенное на берегу реки Суры. По преданию, записанному И. Д. Ворониным, в Саранске Толстой останавливался в доме купца Коровина "в номерах" (позднее гостиница "Россия") по Московской улице, а так же А. И. Куприна, А. Мельникова-Печерского, А. И. Полежаева, М. Е. Салтыкова-Щедрина и многих других писателей, произведения которых посвящены мордовскому краю.


Согласно русской литературной традиции образ уездного города формировался как целостная структура, организованная не иначе как социальная модель, сконструированная по законам бытия. Яркие образы уездного города создал выдающийся русский писатель-сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин. В 1866 г. он ревизовал казначейства в Саранске, Инсаре и Краснослободске. Характер проблем многих городов, в которых бывал писатель и которые послужили ему прототипами, совпадал, делал их типичными для всей русской провинции. Приметы городов и сел мордовского края мы находим в «Пошехонских рассказах», повести «Испорченные дети» и других.


Изучение литературной истории региона способствует более глубокому осмыслению культуры своего народа. Этому призвано помочь исследование особенностей края, исходя из представленности его в художественной литературе. Здесь материалом для изучения служат произведения писателей, в которых запечатлена жизнь региона в ее пространственной и культурной характеристиках, имеются наблюдения над повседневной жизнью людей. Такие тексты я использую на практических уроках дисциплины “Русский язык и культура речи ”(рассказы Горького “Знахарка”, “Ледоход”). Также использую тексты о Саранске, Республике .


Исследовательская деятельность студентов также направлена на изучение регионального компонента. Так, студентка второго курса Уханова Елена провела исследование Старцева Угла – одной из достопримечательностей Мордовии.

На проведенной Неделе предметно-цикловой комиссии филологических дисциплин одно из мероприятий “Знай и люби свой край ” было посвящено Мордовии.


Таким образом, преподаватели Саранского государственного промышленно-экономического колледжа прививают любовь к родному краю, способствуют его изучению, пропагандируют его культуру, содействуют формированию гражданской позиции молодежи, активно внедряя региональный компонент в образовательном и воспитательном процессах.

 

Литература:

  1. Есенин С.А. Избранное./ Сост., вступ. статья и комментарий Ю. Прокушева. М.: Худож. лит., 2005. 575 с.
  2. Тынянов Ю.Н. Пушкин. М.: Худож. лит., 1987. 544 с.
  3. Бялый Г. А. В.Г. Короленко. Монография. Л.: Худож. лит., 1983. 352 с.
  4. Лесков Н. С. Повести и рассказы./ Сост., предисл. М.С. Горячкиной. М.: Дет. лит., 1982. 366 с.
  5. Толстой Л. Н. Литература, искусство. Сост. О.Михайлов. М.: Современник, 1978. 272 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*