Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦелью данных работы является внедрение ФГОС СПО по ТОП-50: проектирование образовательного процесса в рамках учебной дисциплины «Техническая механика» через проектирование учебно-методического комплекта (УМК) и контрольно-измерительных материалов (КИМ).
Учебная дисциплина «Техническая механика» входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программам подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) входящей в состав укрупненной группы специальностей 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.
В результате проведения анализа требований к результатам освоения образовательной программы по ФГОС среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 года и ФГОС среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2017 года выявлены различия в требованиях к результатам подготовки специалистов среднего звена, которые представлены в таблице 1.
В таблице 1 можно наблюдать существенные различия в номенклатуре и ориентации общих компетенций, что связано с учетом требований профессиональных и международных стандартов. Однако, требования к результатам освоения образовательной программы в рамках профессиональных компетенций не изменились. В тоже время во ФГОС по ТОП-50 в приложении 2 намного шире представлен перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) таблица 2. А также в приложении 1 перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательных программ среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) таблица 3, чего нет во ФГОС по данной специальности.
При сравнении двух ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) выявилось, что требования к знаниям и умениям во ФГОС представлены в структуре программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки (таблица 3, ФГОС) разбиты по циклам, дисциплинам и МДК. В тоже время как во ФГОС по ТОП-50 присутствуют как требования к знаниям, умениям, так и требования к практическому опыту и представлены они в минимальных требованиях к результатам освоения видов деятельности образовательной программы СПО по данной специальности.
Структурированность и конкретизация требований по учебной дисциплине с одной стороны дает четкое представления о целях и задачах реализации образовательной программы, а с другой стороны устанавливает жесткие рамки и не позволяет ОПОП быть гибкой, мобильной и быстро перестраиваться под современные требования рынка рабочих мест и запросы работодателей. Такую мобильность дает новый ФГОС по ТОП-50, в котором представлена структура ОПОП, но предъявляются сквозные требования профессиональных и международных стандартов, тем самым расширяя возможности образовательно организации в реализации регионального компонента.
Актуализацию рабочей программы учебной дисциплины «Техническая механика» с учетом требований ФГОС по ТОП-50 и профессионального стандарта 16.090 «Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования» необходимо проводить через ожидаемые результаты. Результаты отражены в ПС в виде практических навыков и во ФГОС в основных видов деятельности, которые отрабатываются на практических занятиях и лабораторных работах.
Рассмотрим на примере:
Раздел «Детали машин» тема «Общие сведения о передачах» учебной дисциплины «Техническая механика» согласно примерной программы ФГОС подразумевала проведение практической работы «Кинематический расчет привода» через освоение определенных знаний и умений (таблица 4) и стандарт ФГОС по ТОП-50 предполагает проведение данной работы через освоение знаний, умений и получение практического опыта (таблица 4). В этом плане кардинально менять данную практическую работу нет необходимости, однако, обращаясь к профессиональному стандарту 16.090 «Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования» (профессия, входящая в ТОП-50) в обобщенных трудовых функциях данных знаний, умений и практического опыта не требуется. Поэтому возникает необходимость составления спецификации новых результатов обучения и корректировки тематики разделов учебной дисциплины и отведенного учебного времени для их изучения.
Результатами, указанными в требованиях к структуре образовательной программы ФГОС по ТОП-50 устанавливаются требования к универсальным и профессиональным компетенциям. Универсальные компетенции имеют сквозной характер и дифференцируются по видам программ среднего профессионального образования. Универсальные компетенции соответствуют общим компетенциям действующих стандартов и обеспечивают формирование у обучающихся общесоциального и мировоззренческого уровня. Пересмотр их наименования и содержания связан с необходимостью выстраивания непрерывных траекторий в профессиональном образовании и приведение их в соответствие с международными практиками. В ФГОС по ТОП-50 среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) общие компетенции полностью совпадают с универсальными компетенциями. Поэтому в спецификации новых результатов обучения (таблица 5) они отмечены в виде соответствующего сокращения. В целом в таблице 5 указана спецификация новых результатов освоения учебной дисциплины «Техническая механика» в рамках раздела «Детали машин».
В результате проведения анализа требований к результатам освоения образовательной программы по ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), обобщённых трудовых функций профессиональных стандартов, выявлены ряд различий в требованиях к результатам подготовки специалистов среднего звена. Проведенный анализ выявил ряд «узких» мест в рабочей программе учебной дисциплины «Техническая механика» раздел «Детали машин», реализуемой по ФГОС-3. В данном конкретном случае наиболее оптимальным будет использовать механизм разработки программы на основе ФГОС. Данная методика анализа позволит актуализировать рабочую программу учебной дисциплины «Техническая механика» с учетом требований ФГОС по ТОП-50.
Наряду с программой разрабатывается учебно-методический комплекс, включающий основные требования к организации учебного процесса, контрольно-измерительные материалы.
Таблица 1 – Анализ требований ФГОС и ФГОС-50
Таблица 2 – Перечень профессий рабочих, должностей служащих
ФГОС |
ФГОС по ТОП-50 |
|
Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования |
18590 |
Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования |
|
|
Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов |
|
19933 |
Электрослесарь строительный |
|
18596 |
Слесарь-электромонтажник |
|
19778 |
Электромеханик по лифтам |
|
19861 |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
Таблица 3 – Перечень профессиональных стандартов в ФГОС по ТОП-50
Код профессионального стандарта |
Наименование профессионального стандарта |
20.006 |
Работник по эксплуатации грузоподъемных механизмов гидроэлектростанций/гидроаккумулирующих электростанций |
16.050 |
Электромеханик по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту эскалаторов и пассажирских конвейеров |
16.019 |
Специалист по эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительных пунктов |
16.090 |
Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования |
40.177 |
Техник по обслуживанию роботизированного производства |
40.121 |
Наладчик-ремонтник кузнечно-прессового оборудования |
40.157 |
Наладчик холодно-штамповочного оборудования |
40.150 |
Наладчик-ремонтник пневмо- и гидрооборудования металлорежущих станков |
40.077 |
Слесарь-ремонтник промышленного оборудования |
40.113 |
Работник по эксплуатации, ремонту и обслуживанию подъемных сооружений |
17.029 |
Работник по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию канатных дорог |
16.003 |
Электромеханик по лифтам |
Таблица 4 – Требования к освоению ОПОП
ФГОС |
|||
Основной вид деятельности |
Практические навыки |
Умения |
Знания |
- |
- |
Определять передаточное отношение; читать кинематические схемы; проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения |
Виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условное обозначение на схемах; кинематику механизмов, соединение деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач; |
ФГОС по ТОП-50 |
|||
Основной вид деятельности |
Практические навыки |
Умения |
Знания |
Организация простых работ по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования |
Выполнении работ по технической эксплуатации, обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования; |
Определять электроэнергетические параметры электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем; эффективно использовать материалы и оборудование; |
Классификацию и назначение электроприводов, физические процессы в электроприводах; выбор электродвигателей и схем управления; |
Читать работу полностью (оригинал работы):
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.