Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование педагогических технологий в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин

28.12.2018 474 833
Резниченко Светлана Викторовна
Резниченко Светлана Викторовна, методист

Карпенко Елена Александровна
Карпенко Елена Александровна, методист

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Автор статьи рассматривает нетрадиционные педагогические технологии, применяемые в учебном процессе ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл».

Ключевые слова: традиционный урок, урок-сказка, урок-пресс-конференция, урок-экскурсия, интегрированный урок, технология проблемного обучения, критического мышления, нетрадиционные формы обучения.

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом техническом мышлении, в умении конструировать оценивать рационализировать технику и технологию быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов. Новые требования общества к уровню образованности и развития личности, приводят к необходимости изменения технологий обучения. Сегодня продуктивными является технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также ориентацией на личность студента его интересы, склонности и способности.

Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбора среди множества инновационных методик ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить обучающихся не только знаниями и умениями, но и развить их познавательную самостоятельность. Какими средствами поднять у обучающихся духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения».

Педагогические технологии обучения – системные категории,

структурными составляющими которых являются:

• цели обучения;

• содержание обучения;

• средства педагогического взаимодействия;

• организация учебного процесса;

• обучающийся, преподаватель;

• результат деятельности.

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль преподавателя, не предоставляет возможности раскрыться каждому обучающемуся, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности преподавателя, разнообразить учебный процесс, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание. Это способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся, а, следовательно, и эффективности урока.

При использовании нетрадиционных педагогических технологий, которые позволяют обучающемуся непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, структуре, сюжету, творческим педагогическим находкам, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных дисциплин.

Именно это побуждает педагогов ГБПОУ КРК «Интеграл» к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании различных дисциплин. Характерной особенностью нетрадиционных уроков является их оригинальность по замыслу.

В педагогической деятельности целенаправленно осуществляю внедрение в практику образовательных технологий, развивающих эмоционально-художественную и эмоционально - нравственную сферу обучающихся. В педагогический инструментарий этих технологий входит создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать теоретический материал, посредством ярких образов, воздействуют на эмоции обучающихся, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь. Это и «поющее волнующееся хлебное поле», и «бесконечная вселенная», и глаза животных, посмотрев в которые нельзя остаться равнодушным. Технология предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развёртывается основное содержание урока. Активно используются музыка и поэзия, ситуации переживания, сопровождающие процесс познания. «В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии» (К.Паустовский), важно научить её слышать.

Всегда проходят успешно уроки с применением элементов театрализации, такие как урок-сказка «В некотором царстве…» по истории развития селекции. По форме проведения он относится к урокам, опирающимся на фантазию, поэтому каждый участник имел уникальную возможность проявить себя соавтором «новой сказки», продемонстрировать актёрские, музыкальные, художественные данные, стать центром внимания и достичь успеха. Быстрее и прочнее запоминается тот учебный материал, который  вызвал живые яркие чувства.

Ещё одним примером нетрадиционной формы служит урок-пресс-конференция, – «Скажи, мой брат, откуда мы?» по теме «История возникновения жизни на Земле».

В процессе подготовки осуществляется предварительная работа. Распределяются роли между обучающимися для проведения театрализованной «пресс-конференции», готовятся костюмы и декорации «История развития органического мира».

Ставя перед собой задачу формирования научного мировоззрения у обучающихся, преподаватель выполняет и другую, не менее важную – воспитание гармонично развитой личности. Выступая в роли представителей СМИ, задающих вопросы «философам», «ученым разных исторических эпох», (которых тоже играют студенты), участникам пресс-конференции требовались не только актёрские данные, но предварительное глубокое изучение материала вопроса. В ходе урока используются презентация «Возникновение жизни на Земле», содержание которой стимулирует познавательную деятельность обучающихся, ориентирует на самостоятельную работу с таблицей «Матрица идей», слайд-шоу «Мир плесени», как маленькое окошко в микромир, пробуждает интерес к непознанному, раздаточный материал из коллекции «Формы сохранности ископаемых растений и животных» подключает тактильную память.

Задействованы в подготовке и проведении урока все обучающиеся группы, в зависимости от способностей, каждый внёс свою лепту, и контроль знаний показал высокий результат их усвоения.

Как сказал французский писатель Анатоль Франс: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». И нетрадиционные технологии, как «специи» способствуют этому.

Вопрос о происхождении человека очень интересный и глобальный, более того, имеющий исключительное значение в формировании мировоззрения обучающихся. Вместе с тем, с дидактических позиций, темы о происхождении и основных этапах эволюции человека являются сложными для усвоения. Это заставляет искать наиболее оптимальные и эффективные методы и форму урока. Достигнуть цели – сформировать знания о происхождении и эволюции человека в результате развития животного мира на Земле за 45минут, можно, проведя урок-экскурсию в воображаемый музей антропологии.

Ученые утверждают, что ключевую роль в самом процессе гоминизации сыграло питание. Интегрированный урок позволяет рассмотреть и этот аспект эволюции от примата к человеку, сопровождавшейся, в том числе и сменой рациона питания.

Организация процесса обучения, основанная на межпредметных связях, развивает у обучающихся образное мышление и способствует целостному восприятию процессов и явлений, формирует исследовательскую компетенцию.

В процессе предварительной подготовки к уроку «Сегодня мы пойдём в музей…», распределяются задания между «экскурсоводами-биологами» и «экскурсоводами-физиологами», в роли которых выступают сами обучающиеся. Они занимаются поиском материала и изготовлением «экспонатов»: рисунков, макетов, схем, фото, видеоматериала и т.п. Для сохранения интереса к теме, «экскурсоводы», заранее не афишируют результаты своей работы. Все «экспонаты» выставляются непосредственно перед уроком. Преподаватель берёт на себя обязанности «директора музея». Под его руководством материал систематизируется и обобщается.

Для лучшего усвоения учебного материала используются методические приёмы: создание эмоционального фона, иллюстрация, демонстрация, ролевая игра, «мыслительная разминка» и др.

В начале урока преподаватель создаёт у обучающихся мотивацию изучения представлений о происхождении и этапах эволюции человека.

Затем он приглашает всех в виртуальный музей антропологии, который состоит из 5-ти залов:

Парапитеки

Австралопитеки

Древнейшие люди

Древние люди

Современные люди

Экскурсоводы-биологи и экскурсоводы-физиологи рассказывают о «экспонатах» с точки зрения современной науки, акцентируя внимание на аспектах своих сфер интересов. В кинозале музея демонстрируются «видеосюжеты» о наиболее важных факторах, повлиявших на ход возникновения и эволюции человека. В конце «экскурсии» закрепление материала проводится в виде записи в «книгу отзывов музея» новых слов, понятий и рефлексия.

То, что мы знаем, – ограничено, а то, чего мы не знаем, – бесконечно.
(П. Лаплас). Множество загадок скрыто в «творческой мастерской живой природы». Проблемный урок «Тайны бионики» позволяет раскрыть лишь некоторые из них.

Использование приемов технологии проблемного обучения, критического мышления требует от преподавателя умения проблематизировать учебный материал и методически так строить урок, чтобы процесс познания был активным, когда обучающийся, вначале проявляет любознательность, рождающую желание самому во всем найти смысл, затем включается в творческий процесс – ищет, сравнивает, анализирует, размышляет, решает, экспериментирует, и, наконец, получает желаемый «продукт» своего труда: ответ на проблемный вопрос, решение ситуационной задачи, выводы, выполнение задания и т.п.

 

 

Список литературы:

Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/ (дата обращения: 27.12.2018).

Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с. 4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

 

Оригинал работы:

Использование педагогических технологий в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*