Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социально – педагогическое сопровождение профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

21.12.2018 795 1365
Астанина Анна Антоновна
Астанина Анна Антоновна, мастер производственного обучения

Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства

Сфера образования является одним из важнейших факторов социально-экономического развития страны. И в нем одно из основных мест занимает профессиональное образование, состоящее из начального, среднего и высшего ступеней. Особого внимания требует проблема профессионального образования выпускников специальных (коррекционных) школ. Имея ограниченные возможности, они пополняют рынок труда без соответствующей профессиональной подготовки.

Одной из приоритетных задач государственной политики России – является модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

Существующие профили профессионально-трудового обучения в специальных общеобразовательных (коррекционных) школах не ориентированы на рыночную экономику с ее специфическими производственными условиями и отношениями.

В настоящее время в образовательных учреждениях города и края получают образование 4042 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них 1015 детей инвалидов. Инклюзивно (совместно с детьми, не имеющими нарушений развития) получают образование – 296 человек:

–в дошкольных учреждениях детей с ОВЗ – 2907 человек, из них детей инвалидов – 310 человек, в группах инклюзивно – 172 человека;

–в школах количество детей с ОВЗ – 1135 человек, из них детей-инвалидов – 705 человек, обучается инклюзивно – 124 ребенка.

В круге проблем профессионального обучения выделены следующие проблемы, наиболее актуальные на данный момент:

Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Что не всегда совпадает с их желаниями и возможностями.

Создание условий в процессе профессионального обучения в условиях среднего профессионального образования. Перспективы лиц с ОВЗ в процессе профессионального обучения.

Последующее трудоустройство в соответствии с потребностями личности и запросами государства по поиску и нахождению возможностей решения проблемы эффективной самореализации лиц с ОВЗ в профессиональной деятельности.

В связи с тем, что образовательные учреждения СПО не ориентированы на специфику организации сопровождающего процесса для учащихся с ОВЗ, существует необходимость в выборе и реализации образовательных технологий, форм и методов, создании условий, способствующих формированию профессиональных умений у данной категории обучающихся, что позволит организовать процесс обучения наиболее результативно.

Адаптация и освоение профессиональной деятельности детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях СПО могут быть более эффективными при наличии социально-педагогического сопровождения.

Лица с нарушениями интеллекта в настоящее время – наиболее многочисленная группа среди лиц с ОВЗ. Для таких обучающихся трудовая деятельность – это основа их социального приспособления, которая служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Профессиональное обучение обучающихся данной нозологической категории организуется не инклюзивно, а в специальных (коррекционных) группах.

Основными стратегическими направлениями в процессе социально-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями интеллекта является создание условий:

–для преодоления депривации нарушенного психофизического развития;

–для компенсации последствий семейной депривации, в частности для удовлетворения базовых потребностей в освоении основных навыков внутрисемейной жизни;

–для расширения возможностей подростковой социальной активности;

–для развития навыков конструктивного общения.

Этапы работы по сопровождению.

Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту; социальную помощь, педагогическую поддержку; психологическое сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение навыкам социальной компетентности.

Работа по сопровождению обучающихся с нарушениями интеллекта ведется по следующим направлениям: сетевое взаимодействие между средней коррекционной школой (далее – СКШ) и образовательными учреждениями среднего профессионального образования (далее – ОУ СПО); реализация профориентационной работы на базе СКШ и ОУ СПО; привлечение обучающихся с нарушениями интеллекта в конкурсы профессионального мастерства, трудоустройство.

КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства» (далее – Колледж) ведет тесное сотрудничество с коррекционными школами и домами-интернатами, где воспитываются дети с ОВЗ:

Цель сетевого взаимодействия между ОУ СПО и СКШ – создание системы сопровождения, отвечающей современным и перспективным тенденциям развития профессионального обучения.

Основная цель профессионального ориентирования обучающихся с ОВЗ: создать систему действенной профориентационной работы для обучающихся с нарушениями интеллекта, способствующей формированию у обучающихся профессионального самоопределения в соответствии с их психофизическими особенностями и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.

Исходя из цели вытекает ряд задач:

Создать систему профориентационной работы для обучающихся с нарушениями интеллекта через урочную и внеурочную деятельность.

Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающимся с нарушениями интеллекта.

Сформировать у обучающихся с нарушениями интеллекта знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях для воспитанников СКШ, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и СКШ по вопросам профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ.

Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников с нарушениями интеллекта ОУ СПО.

Сформировать единое информационное пространство по профориентации.

Привлечение работодателей к совместным мероприятиям с обучающимися с нарушениями интеллекта, привлечение к профориентационной работе обучающихся с ОВЗ.

Возникает необходимость создания программы профориентации для обучающихся с нарушениями интеллекта, цель которой - формирование сознательного профессионального самоопределения выпускников с интеллектуальными нарушениями с учетом их склонностей, интересов, возможностей, а также рынка труда г. Красноярска. Создание условий для внедрения разработанной системы мероприятий, помогающих каждому обучающемуся с ОВЗ выбрать себе профессию с учетом потребности общества и своих психофизических особенностей.

Конкурсы профессионального мастерства являются стартовой площадкой для участия в «Абилимпикс».

Основные задачи движения Абилимпикс:

–Повысить стремление инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональной независимости и улучшить их профессиональные навыки.

–Поднять на новый уровень общественное восприятие профессиональных возможностей инвалидов и лиц с ОВЗ и их участие в социально-экономической жизни.

–Поддерживать полную интеграцию инвалидов и лиц с ОВЗ в жизнь общества, уделяя особое внимание их профессиональному развитию.

–Способствовать международному обмену и дружбе между участниками.

–Способствовать вовлечению соответствующих правительств в процесс улучшения профессиональных навыков и карьерного роста инвалидов и лиц с ОВЗ.

С 20 по 23 ноября 2018 года в Москве прошел IV Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». В чемпионате принимали участие более 1177 победителей региональных чемпионатов

из 81 субъекта Российской Федерации. Соревнования проходили по 70 компетенциям, результаты которых оценивали 700 работодателей-экспертов.

Команда Красноярского края заняла 5 место в медальном зачете и представила

25 участников.

1 золото – Резьба по дереву

4 серебро – Мультимедийная журналистика, Слесарное дело, Социальная работа, Вязание спицами.

5 серебро – Вязание спицами, Фотограф-репортер, Выпечка х/б изделий, Облицовка плиткой, Психология.

Результатом социально – педагогического сопровождения профессионального обучения обучающихся с ОВЗ является:

положительное отношение обучающихся с ОВЗ к трудовой деятельности;

профессиональное самоопределение, соответствующее психофизическим возможностям обучающихся с ОВЗ.

сформированность основных принципов построения профессиональной карьеры у выпускников с ОВЗ.

Социальное партнерство колледжа с организациями и предприятиями представлено различными формами взаимодействия: производственная практика студентов, экспертиза в ходе итоговой аттестации выпускников, стажировка педагогов, экскурсии на предприятия, участие в корректировке учебных программ.

Таким образом, сетевое взаимодействие делает СПО открытым, доступным и более привлекательным для обучающихся с ОВЗ, работодателей и социальных партнеров, что является необходимым условием функционирования ОУ СПО в современных условиях. Основным критерием является получение профессии обучающимися с ОВЗ и трудоустройство по выбранному профилю.

Рациональное трудоустройство предполагает поиск и подбор для выпускников с нарушениями интеллекта подходящей работы как на обычном предприятии, имеющем, в том числе специальные рабочие места, так и на специализированном предприятии с учетом медицинских показаний и противопоказаний к выбору условий труда.

В 2018 году Колледж отраслевых технологий и предпринимательства стал базовой профессиональной образовательной организацией.

Направления деятельности базовой профессиональной образовательной организации

Координация деятельности образовательных организаций региона по обеспечению реализации среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Ресурсное обеспечение (нормативно-правовое, кадровое, организационное, материально-техническое, программно - методическое, технологическое, информационное, психолого-педагогическое, финансово-экономическое социально-адаптационное) инклюзивного образования в регионе;

Координация деятельности по развитию движения и проведению чемпионата «Абилимпикс» в Красноярском крае;

Основная идея программы: создание единой методической базы и технологии осуществления инклюзивного профессионального образования в Красноярском крае

Бобылева, Л. Н. Социально-трудовая адаптация обучающихся с ментальными нарушениями в условиях техникума: магистерская дис. / Л. Н. Бобылева. – Красноярск, 2017. – 142 с.

Боровик, С. С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях / С. С. Боровик // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1283-1285.

Гордиевская, Е. П. Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения: автореф. дис… канд. пед. наук. / Е. П. Гордиевская, – СПб., 2009. – 24 с.

Гудожникова, О. Б. Социально-профессиональная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного среднего профессионального образования: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Гудожникова Ольга Борисовна. – Томск, 2015. – 156 с.

Данилова, З. Г. Педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и учащихся колледжа с ОВЗ к осуществлению выбора в профессиональном обучении. / З. Г. Данилова. – М.: Русимпо, 2015. – 132 с.

Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ: учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В. П. Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. / под ред. О. А. Козыревой. – КГПУ, 2015. – 93 с.

Михайлова, Т. А. Современные проблемы социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Михайлова // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 5. – С. 135-140.

 

Оригинал работы:

Социально – педагогическое сопровождение профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*