Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внеклассная работа как часть изучения английского языка в среднем специальном учебном заведении

17.12.2012 4946 1 14814
Трифонова Надежда Геннадьевна
Трифонова Надежда Геннадьевна, преподаватель

Филиал Самарский государственный университет путей сообщения в городе Алатыре

Внеклассная работа по английскому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Проведение внеклассных мероприятий в оригинальной, познавательно-развлекательной форме не только способствует развитию основных видов речевой деятельности, памяти, ассоциативного мышления, но и формирует навыки общения в коллективе и творческую инициативу. Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных игр, конкурсов и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи. Кроме того, при участии в театрализованных постановках у обучающихся формируется устойчивый интерес как к самому предмету, так и к культурным традициям, обычаям страны изучаемого языка.


При организации и проведении внеклассного мероприятия требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.


Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объемом языкового материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы  и участии во внеклассной работе, минимально загружать их заучиванием нового материала, особенно такого, который содержит незнакомые лексические единицы и грамматические явления.


Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:

- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках английского языка;

- расширение мировоззрения учащихся;

- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;

- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.


В процессе организации внеклассной работы необходимо учитывать психологические особенности личности. Знание психологических особенностей учащихся - необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия. На среднем уровне (1-2 курс) учащиеся проявляют большую социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и ценностей.


На старшем уровне (3-4 курс) учащиеся стремятся к всестороннему развитию своей личности, углубленного усвоения знаний. На этом этапе формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается. Большое значение приобретает общение со своими сверстниками. Общение - неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование индивидуального стиля поведения.


Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по английскому необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние группы во время выполнения задач по внеклассной работе.


Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.


Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.

Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает преподавателя своевременно обнаружить заинтересованность учащихся внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к английскому языку.

2. Внеурочный характер занятий, который выражается, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения, строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов,   выпуска стенгазет.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений, которые проявляются в большей самостоятельности, изобретательности, творчестве.


Принципы внеклассной работы по иностранному языку отвечают целям и задачам всей внеклассной работы в учебном заведении и иллюстрируют суть педагогической деятельности преподавателя.


Основными организационными принципами внеклассной работы по иностранному языку являются:

  • Принцип добровольности состоит в том, что учащиеся включаются в внеклассную работу по собственному желанию, берут на себя добровольное обязательство продолжать изучение иностранного языка. 
  • Принцип массовости предусматривает активное участие в внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем владения иностранным языком.
  • Принцип учета развития индивидуальных особенностей и интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.
  • Принцип связи внеклассной работы с уроками прежде всего состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий и уроков.
  • Принцип комплексности может обеспечить единство и взаимосвязь морального, эстетичного, трудового и физического воспитания. Внеклассная работа по иностранному языку должна воспитывать искреннего гражданина, который с уважением относится к своей стране и стране, язык которой он изучает.
  • Принцип увлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов, которые оказывают содействие эффективному достижению поставленных задач, а также с содержанием учебных материалов, которое может быть новым, необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера.

Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.  

   

В методической литературе и в практике традиционно различают три формы внеклассной работы:

- Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учащимися, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.

- Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами.

- Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера  и т.п..

Эти мероприятия проводятся эпизодически.


Особенности внеклассной работы находят свое отражение в методических требованиях к их содержанию.


К таким требованиям можно отнести:

  1. Связь урочной и неурочной работы. Внеурочное общение на иностранном языке учащихся приближается к естественно мотивированному пользованию им, оно может служить важным средством мотивации, столь необходимой для речевой практики и овладения языком. 
  2. Обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений в соответствующих видах работы.
  3. Целенаправленность и регулярность внеклассных занятий в соответствии с особенностями видов внеурочной работы.
  4. Массовый охват учащихся разными видами внеклассной работы является одним из средств усиления ее воздействия на учащихся.

По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по английскому языку:

1) соревновательные,

2) средства массовой информации,

3) культурно-массовые,

4) политико-массовые.


Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие. Основные требования к играм. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать  интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной. Ролевая игра должна быть принята всей группой. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой  атмосфере, вызывает у учащихся чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя студент в ролевой игре, тем инициативнее будет он в общении. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал. Роль преподавателя в процессе подготовки и проведения игры меняется. На начальной стадии работы он активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно становится только наблюдателем.


Большую значимость в этой связи приобретает умение преподавателя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.


Некоторые люди часто учат английский язык для того, чтобы подготовиться к определенной роли в жизни (работать за границей, в Интернете, путешествовать). Для них будет очень полезен тот языковый материал, который им понадобится во время поездки и очень важно, чтобы впервые они могли испробовать свои силы в дружественной атмосфере классной комнаты. Для них ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией к реальной жизни.


Ролевые игры, которые обрабатываются, заучиваются и проигрываются для других учащихся - не являются больше ролевыми играми, а называются драматическими представлениями. Ролевая игра касается в основном процесса игры, а не готового продукта. Это должно быть уяснено с самого начала, поскольку многие учащиеся очень застенчивы и они робеют, когда их заставляют участвовать в спектакле. И, кроме того, они часто убеждены в том, что они не обладают талантом игры. В ролевой игре они не участвуют в спектакле, там нет публики. Даже преподаватель должен отойти на задний план, поскольку его присутствие может препятствовать - своей готовностью наброситься на учащегося каждый раз, когда допускаются ошибки. Обучение наиболее эффективно в атмосфере, свободной от напряжения. Ролевая игра может быть показана другим или записана на пленку, но это не обязательно. Ролевая игра - это изучение языка.

В педагогической литературе есть понятие "объединяющие формы внеклассной работы". К объединяющим формам относят  клубы по интересам,  музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы веселых и находчивых. Клубы являются эффективной формой внеклассной работы по английскому языку, так как они объединяют молодых людей разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы  в средних специальных учебных заведениях. Особой пользуются клубы веселых и находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов, исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со зрительной опорой в виде плакатов, картин, диафильмов с максимальным уклоном на изучение английского языка. Как "домашнее задание" участники клуба готовят инсценировку произведений известных зарубежных писателей и драматургов на английском языке.


Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учащихся, а по своей структуре английского языка является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию студентов. Неделя иностранного языка  как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по английскому языку в учебном заведении, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между студентов, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям студентов, уровню их языковой подготовки.


Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно выделить переписку студентов. Она имеет не только большое воспитательное, но и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учащихся. Переписка дает возможность практически использовать иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию к темам программы. Чтобы переписка оказывала содействие развитию не только письменной, но и устной речи, на заседаниях кружка или секции клуба заслушивается информация на иностранном языке,  которая дается  в письме, устраиваются выставки писем, во время которых комментируется их содержание. Организующим центром этой работы является "Почтамт", который помогает ученикам в переписке, предоставляет  информацию о том, как правильно оформить письма (написать адрес, дату и т.п.), предлагает адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке, обеспечивает конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового материала, характерного для  эпистолярной формы общения.


Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:

• информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной работы;

• коммуникативная направленность: все виды внеклассной работы должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством получения и передачи информации в типичных естественных ситуациях общения;

• ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной работы должно включать "набор" ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам;

• ориентация задач на повышение языковой активности; эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учащихся к иноязычной деятельности.

 

Список использованной литературы:

1. Бабинский Л.М. Опорные схемы для обучения английскому языку //Иностранные языки в школе. – 2000. - №2.

2. Горбунькова Т.Ф. Размещение и способы хранения средств обучения в кабинете иностранного языка. //Иностранные языки в школе. – 1988. - №4.

3. Горчев А.Ю. Самостоятельная работы школьников по иностранному языку; условия эффективности. //Иностранные языки в школе. – 1988. - №4.

4. Гурневская К.П. Что такое языковая лаборатория. //Иностранные языки в школе. – 1995. - №5.

5. Паршина И.В. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку.//Иностранные языки в школе. – 1987. - №2.

6. Решетникова З.Б. Как я поддерживаю интерес школьника в обучении английскому языку. /Иностранные языки в школе. – 2003. – №2.

7. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. //Иностранные языки в школе. – 1975. - №5.

8. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. //Иностранные языки в школе. – 1975. - №5




Назад к списку

Комментарии
класс
таисия

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*