Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНедостаточная интеграция воспитанников интернатных
учреждений в общество - одна изострых проблем современного
российского общества. У детей данной
категории чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора и
поиска достойного построения своей жизни. На наш взгляд, для решения данной
проблемы необходимо использовать воспитательные ресурсы не только самих
интернатных учреждений, но и всего социума, в том числе и студенчества. Группа студентов и преподавателей ГОУ СПО
Опочецкого педагогического колледжа (ОПК) поддержала инициативу Детского фонда «Виктория» создать
Региональную программу по социализации детей-сирот. С сентября 2008 года на
базе Красногородской и Печорской школ-интернатов Псковской области началась
реализация Региональной программы «В мире людей».
Цель программы – проведение работы по социализации и социальной адаптации детей-сирот,осуществляемой при участии студентов-добровольцев, содействие интеграции детей в общество.
Задачи программы:
- осуществить мероприятия, направленные на личностное и социальное развитие детей, на их профессиональное самоопределение и способствующие повышению степени их социальной адаптации;
- развивать студенческие добровольческие инициативы;
- осуществлять мониторинг степени социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений.
Задачи и ключевые направления работы со студентами по развитию добровольчества:
- Развитие студенческих добровольческих инициатив.
- Активизация деятельности студентов по апробированию социально-педагогических технологий.
- Повышение качества подготовки будущих педагогов (в том числе к работе с детьми, проживающими в интернатных учреждениях).
В основу концепцииПрограммы положены идеи социальной обусловленности развития человека как личности. Лишь во взаимоотношениях с различными общностями в системе социальных связей семьи и общества происходит личностное самоопределение, саморазвитие и самореализация человека. Исходя из того, что ребенок не объект и конечный продукт социальных влияний, а субъект свободного и ответственного саморазвития, можно решать задачу превращения его в активного, думающего человека, готового к социальной мобильности и личностному росту и способного преобразовывать окружающий мир и самого себя.
В программе участвует 55 воспитанников интернатов, 31 студент, 11 преподавателей ОПК, 19 педагогов интернатных учреждений. Основное содержание работы – это проведение мероприятий студентами-добровольцами по социальной адаптации детей-сирот, осуществляемых через реализацию 8 модульных подпрограмм:
1. «Эстафета добра». Формыработы: добровольческая акция
(«Поздравь пожилого человека», поздравление
ветеранов войны с Днем Победы, оказание помощи пожилым людям, поздравление с
Новым годом детей-инвалидов, воспитанников
Печорского детского дома; социальные проекты(«Наши руки не для скуки»,
«Мы в мире не одни»).
2. «Трудовая инициатива». Основные формы работы: трудовые акции,
профдиагностика, экскурсии в профессиональные образовательные учреждения и на
предприятия, практические занятия поручному труду, занятия кружка «Программист». На занятиях кружка совместно со
студентами ребята создавали презентации,
имеющие социальную и профессиональную направленность: «Кем мне стать?», «Я буду
экологом», «Хочу быть пожарником», «Я познаю мир». «Чистая река», «И это все о
нем», «Мой кумир».
Студентами ОПК проведено диагностирование профессиональных склонностей и интересов,консультирование детей по полученным результатам, отраженным в индивидуальных портфолио воспитанников. Для выявления профессиональных склонностей и интересов детей использовалась методика экспресс-профориентации, которая включает в себя анкету «Ориентация» и карту профессий.
3. «Лидер здоровья». Особой популярностью у детей пользуются спортивные мероприятия: веселые старты, баскетбол-шоу, мастер-классы по степ-аэробике, спортивный праздник; викторина«Марафон здоровья», занятия кружка «Красота силы», практические занятия по привитию навыков ЗОЖ,например,«Помоги себе сам» и др. Большое внимание уделялось подготовительной работе: студенты разрабатывали методические рекомендации по проведению тренировочных занятий в тренажерном зале, положения и сценарии соревнований, конкурсов, памятку «Компьютер и здоровье». Спортивные мероприятия, проведенные студентами с детьми, мотивировали детей к ЗОЖ, развивали у них такие качества, как чувство товарищества, взаимопомощи, сплоченности; умения адаптироваться в новых условиях, сопереживать за участников конкурсов, анализировать неудачи.
4. «Возвращение к истокам». Студенты проводили тренинговые занятия по духовно-нравственному развитию, например, на темы: «Живительная сила истоков», «Бесценный дар слова», «Родной очаг. Имя», «Родные просторы. Лес». Яркие впечатления остались у ребят от посещения святых мест Псковщины: Словенские ключи в Изборске, Печорский и Снетогорский монастыри; от экскурсий в Псков, в Санкт-Петербург. Интерес детей вызвал социальный проект «Семья и род». На занятиях активно использовалась методика ресурсного круга: в интерактивной форме обсуждаются вопросы становления человеческой индивидуальности, связи с кровной семьей, родным очагом, осознания себя социальным существом.
5. «Эстетическое воспитание».Данное направление осуществлялось через работу кружка «Театр кукол», через социальные пробы: посещение музеев, дельфинария, кафе, просмотры спектаклейПсковского театра кукол и Псковского драматического театра,а такжетворческие встречис фольклорным ансамблем «Глубочане», с мастерами по флористике, любителями бардовской песни. Особый интерес детей вызывает творческая работа, например, оформление салфеток на занятии «Правила поведения в кафе», сочинение синквэйнов на занятии «Красота спасёт мир» и др.
Занятия в кружке «Театр кукол», проводимые студентами, позволили ребятам развивать свои творческие, артистические способности; помогали быть более эмоциональными, открытыми, свободными в проявлении чувств и эмоций. Результатом работы кружковцев стала поставка кукольных спектаклей для дошкольников и младших школьников.
1. «Школа гражданского общества». С детьми проводились ролевые игры, беседы, мини-проекты, социокультурные тренинги по разрешению конфликтных ситуаций, развитию навыков самопрезентации, рефлексии, предвидению последствий своих поступков. Темы занятий разнообразны: «Познай себя», «Моя визитная карточка», «Человек и его сущность», «Мои жизненные ценности». Формированию мотивов нравственного поведения, гуманистической позиции личности способствовали такие занятия, как «Человек среди людей», «Роскошь человеческого общения», «Твои права и обязанности» и др. Так, на занятии «Я - гражданин России» детям было предложено создать мини-проектпоразделам:
1. Моя жизненная позиция.
2. Я воспитанник школы-интерната.
3. Я житель города Печоры (Я житель Красногородска).
4. Мои жизненные планы.
В разделе «Я - воспитанник школы-интерната» детьми были предложены реальные, возможные дела по благоустройству кабинетов, спортивного зала, стадиона, проявлению заботы о материальном положении педагогов, воспитанников, по приобретению спортивного оборудования (велосипеды). Будучи жителями г. Печоры или п.Красногородск подростки предлагали возможность участия в озеленении, благоустройстве города, выращивании цветов для клумб; в строительстве стадиона, открытии Интернет-клуба, кафе. В целом, жизненные планы воспитанники связывают с правильным выбором профессии, стремлением стать хорошими людьми.
Эффективным приемом на тренингах является моделирование ситуаций. Так, на занятии «Роскошь человеческого общения» воспитанники были участниками таких смоделированных ситуаций:
1. Вы едете в переполненном пассажирами автобусе. Вам нужно выйти.
2. В парке стоит одна скамейка. У вас резко заболела голова. Вы хотите отдохнуть, но скамейка занята.
Действуя в
данных ситуациях, ребятам нужно было проявить тактичность, компетентность,
воспитанность, найти необходимые речевые обороты, увидеть и понять проблему
ДРУГОГО.
2. «Дом. Семья. Россия». Воспитанники интернатов участвовали в социокультурных тренингах на темы семейного воспитания: «Что такое семья?», «Я и моя семья», «Что такое любовь?». Цель данных тренингов: учить детей высказывать свои мысли, соотнося их с чувствами и переживаниями; расширять знания детей о таких понятиях как самооценка, самокритичность, добро, зло, толерантность; расширять преставления о дружбе и любви, их значении в жизни современного человека.
Коллективно-творческая работаназанятиях «Путь к обретению себя», «Психология отношений между людьми», «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек» включала в себятакие приемы, какбеседа, решение тестовых заданий и анализ результатов, разыгрывание смоделированных ситуаций, анализ и самоанализ поведения и др. В процессе занятий решались следующие задачи: учиться понимать особенности отношений между людьми, формировать умения адекватно выражать собственные чувства и отношение к происходящим событиям и другим людям, формировать позитивные межличностные отношения, способность и желание понимать мысли и стремления другого человека, помочь в самоизучении, самосовершенствовании и адекватной интеграции в социум. Так, на тему «Умеете ли вы знакомиться?» детям было предложено разыграть смоделированные ситуации:
- Представьте себе, что вы едете в междугороднем автобусе, ехать несколько часов, рядом с вами сидит девушка (юноша), вы хотите с ним познакомиться, ваши действия.
- Вы с другом гуляете по парку, а впереди вас прогуливаются две симпатичные девушки, вы с ними хотите познакомиться.
3. «Международные обмены».
На базе школ-интернатов шла работа над социальным проектом «Ищем друзей». В рамках данного проекта ребята учились писать личные и коллективные письма, работать с электронной почтой; знакомились с сайтами для общения на английском языке, а также с официальным сайтом Санта Клауса (каждый воспитанник написал и отправил письмо Санта Клаусу и получил от него ответ). В целом, мотивация изучения английского языка повысилась, а главное – дети получили опыт по установлению международных контактов через Интернет.
Из вышеизложенного следует, что в работе с детьми используются
активные формы работы: социальные пробы, социальное проектирование, решение
смоделированых ситуаций, тренинги, развивающие занятия, коллективно-творческие
дела, ролевые игры, спортивные
соревнования, благотворительные акции,экскурсии
и др.
Чтобы судить обэффективности добровольческой деятельности студентов, были определены следующие критерии оценки:
- социальная адаптация детей-сирот;
- социальная активность детей-сирот;
- удовлетворенность участников процессом и результатами работы;
- желание детей и студентов продолжить участие в программе.
В ходе мониторинга эффективности добровольческой деятельности студентов использовались следующие методы: анкетирование, опрос детей; наблюдение, отзывы и оценка специалистов детских учреждений и преподавателей педагогического колледжа, психологическая диагностика. По итогаммониторинга получены следующие результаты:
1. Социальная адаптация детей-сирот:
Уровни |
Показатели на начало мониторинга (январь 2009г.) |
Показатели на конец мониторинга (май 2010г.) |
высокий |
26% |
58% |
средний |
42% |
30% |
низкий |
32% |
12% |
2. Социальная активность детей-сирот Печорской школы-интерната:
Уровни |
Показатели на начало мониторинга (май 2009г.) |
Показатели на конец мониторинга (май 2010г.) |
высокий |
48% |
67% |
средний, выше среднего |
9% |
19% |
низкий, ниже среднего |
43% |
14% |
Социальная активность детей-сирот Красногородской школы-интерната:
Уровни |
Показатели на начало мониторинга (май 2009г.) |
Показатели на конец мониторинга (май 2010г.) |
высокий |
26% |
52% |
средний, выше среднего |
64% |
36% |
низкий, ниже среднего |
10% |
12% |
Общие итоги по определению уровня социальной активности детей-сирот:
Уровни |
Показатели на начало мониторинга (май 2009г.) |
Показатели на конец мониторинга (май 2010г.) |
высокий |
35% |
57% |
средний, выше среднего |
42% |
30% |
низкий, ниже среднего |
23% |
13% |
3. Степень удовлетворенности детей в участии в проекте (май 2010г.):
- высокая степень – 73%;
- средняя степень – 24%;
- низкая степень – 3%.
4. Проявление желания продолжить участие в проекте (май 2010г.):
- высокая степень – 86%;
- средняя степень – 9%;
- низкая степень – 5%.
Показатели мониторинга позволяют считать, что были достигнуты следующие результаты:
Результаты мониторинга показывают, что проведенная работа способствует реализации задач интеграции воспитанников интернатных учреждений в общество. Нужно отметить, что у студентов педагогического колледжа повысился интерес к работе с детьми, возросла мотивация собственного профессионального выбора. Кроме того, важнейшим результатом реализации программы «В мире людей» стало изменение отношения студентов к добровольному труду как базовой ценности.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.