Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Научно - методическая работа, как средство развития педагогического коллектива техникума»

17.12.2012 1187 2 4749
Грошева Елена Львовна
Грошева Елена Львовна, руководитель научно-методической работы

Сиушева Гайша Гусмановна, доцент кафедры экономики в образовании КОИРО

Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова

Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам СПО. Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты  определили общие и профессиональные компетенции, которыми  должен обладать выпускник ССУЗа. Эти компетенции включают в себя, в том числе, способность организовывать собственную деятельность, оценивать её эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; работать в коллективе и команде; нести ответственность за результат выполнения заданий. Для формирования этих компетенций нужен свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий образовательный процесс преподаватель, который является гарантом решения основных задач обновления современной системы образования. Исследования, проведенные в Костромском энергетическом техникуме в 2006 году, выявили проблему старения педагогических кадров: 52,4% – женщины в возрасте 50 лет и старше; 38% – в возрасте 30–49 лет; 67% преподавателей и техникума имеют стаж работы 20 и более лет, из них 19% – более 40 лет. Методическая работа не стимулировала стареющие кадры к саморазвитию и творческому. Диагностика практической деятельности, анкетирование преподавателей в 2006 году позволили выявить следующие проблемы, связанные с осуществлением педагогической деятельности в техникуме:

1. Преподаватель, осознающий себя специалистом в технологической области, не умеет передавать знания, умения, опыт, организовывать эффективный учебный процесс. Для него значительную трудность представляет организация интенсивного учебного процесса (92,4%); отбор методов обучения, адекватных целям и содержанию образования (87,7%); создание мотивации для самостоятельной работы (83,3%); проведение контроля (80,3%); применение разных форм работы на занятии (78,8%); проведение анализа занятия (75,8%); определение и формулирование цели образовательного процесса (84,7%).

2. Непродуктивность традиционных курсов повышения квалификации на предприятии (стажировка) объясняется высокой статичностью педагогического персонала в силу возраста и зачастую нежеланием работодателей организовывать стажировки.

3. Низкий уровень доступности новых дидактических инструментов, неразвитость методической службы в учреждении обусловил высокий уровень сопротивления педагогов инновационным процессам (53,4%).

4. Профессионально-педагогическая компетентность педагогов была сформирована на трех уровнях: высокий (творческий, владеет отлично) – 19,1%, допустимый (интерпретирующий, владеет хорошо) – 53,7% и критический (репродуктивный, слабо владеет) – 27,7%.

5. Среди факторов, препятствующих результативности методической деятельности педагогов, оказывающими наибольшее влияние, участники опроса считают недостаток времени у педагогов (47 % респондентов), неготовность педагогов к диссеминации собственного позитивного опыта (31,1 %).

 

Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что одним из наиболее значимых факторов, влияющих на эффективность методической деятельности, является стимулирование интереса и мотивации к повышению собственного уровня профессиональной компетентности.

 

Стало ясно, что параллельное формирование ключевых и профессиональных компетенций потребует:

• освоения педагогами таких образовательных технологий, которые направлены на формирование умений добывать информацию, анализировать и структурировать ее;

• выстраивания образовательного процесса на основе модульного обучения в логике: теория (знания) – лабораторно-практические работы (умения) – учебная практика (навыки);

• создания педагогами принципиально нового интеллектуального продукта в форме УМК (курсы лекций, календарно-тематическое планирование, поурочные разработки, дидактический материал и др.), основанного на междисциплинарной и межпредметной интеграции;

• освоения педагогом новых функций: он должен быть не только специалистом в технологической области, но, и в соответствии с требованием ФГОС - хорошим менеджером, конструктором, владеть навыками рабочего по специальности.

 

Традиционные формы методической работы перестали быть стимулом освоения новых моделей профессиональной деятельности, обеспечением активности педагога как субъекта развития среднего профессионального образования, требуют от руководства образовательного учреждения акцентировать внимание на разработке и использовании интеллектуально-творческих стимулов мотивации. Основную группу интеллектуально-творческих стимулов составляет содержание и формы научно-методической работы, мотивация готовности преподавателя меняться, совершенствоваться, развиваться.

 

Под научно-методической работой понимается системная технология оказания квалифицированной помощи педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры и отражает усложняющийся характер управленческой и педагогической деятельности, на конкретные ситуационные свойства обусловленный ситуацией неопределенности, сопряженной с решением нестандартных управленческих и педагогических задач, которые в современных условиях уже не могут быть решены традиционными средствами. Научно-методическая работа развивается в контексте качественных изменений не только целей образовательного процесса, но и моделей профессионального труда преподавателя.

 

В техникуме определились ведущие мотивы научно – методической работы это:

- потребности преподавателей в повышении профессиональной компетентности, обусловленные оценкой деятельности по результатам образовательного процесса;

- необходимость решать подчас сугубо индивидуальные для образовательного процесса техникума психолого-педагогические проблемы.

 

Изменилась миссия научно - методической службы: миссией методической службы является научно-методическое сопровождение развития техникума за счет развития подразделений, групп и отдельных педагогов. 

 

В техникуме создана система нормативных документов, обеспечивающих организацию процессов научно-методической работы. Вся правовая часть учебно – методической деятельности закреплена 29 локальными актами.

 

Сравнительный анализ методической и научно-методической работы (Приложение 1) показал, что цели, задачи, стоящие сегодня перед техникумом, практика методической работы вызвали к жизни потребность перевода методической работы в статус научно-методической.

 

На сегодня в энергетическом техникуме можно выделить такие виды научно-методической работы, как опытно-экспериментальная, учебно-методическая, исследовательская. Перевод методической службы в статус научно-методической начался с создания Программы деятельности структурного подразделении «Методический кабинет 2007-2012 г.г.». Используя системно-деятельностный подход к управлению методической работой, нами был разработан и апробируется алгоритм управления научно-методической работой (Приложение 2), основу которого составляют привлечение педагогического коллектива к управлению и решению творческих задач техникума.


Вся научно-методическая работа в техникуме объединяется единой методической темой над реализацией, которой работает педагогический коллектив весь учебный год:

В рамках заявленной темы года, с целью сопровождения научно – методической работы, обязательно с сентября по январь проводятся постоянно – действующие семинары.

 

Повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляется, прежде всего, посредством вовлечения их в разработку и внедрение решений личностно - значимых и актуальных психолого-педагогических проблем (временные творческие коллективы, авторские мастерские, проблемные курсы, стажировки по индивидуальным планам, обучение в малых группах и индивидуальное консультирование, опытно-экспериментальная работа). Опыт показывает, что работа в малых творческих, проблемных группах наиболее эффективна и плодотворна.

 

В процессе планомерного и целенаправленного наблюдения можно обнаружить ценные творческие находки, приемы, средства и методы обучения, заслуживающие глубокого изучения и распространения, чтобы эти начинания были достоянием многих преподавателей.

 

Опытно-экспериментальная работа в техникуме направлена на реализацию нововведений. Её выполняют педагоги, как в индивидуальном, так и в групповом режиме.


С 2006 г. по 2009 г. группа преподавателей из 6 человек работала по теме «Мониторинг качества обученности по предметам учебного плана» и представляет собой систему работы преподавателей по организации мониторинга качества обученности студентов. Материалы предназначены для практического использования преподавателями ССУЗов. Результаты опытно-экспериментальной работы опубликованы во Всероссийском ежемесячном научно – методическом журнале «Среднее профессиональное образование» №5, 2009 год. С 2008 года в техникуме действует инициативная исследовательская группа (18 человек) по теме: «Создание и использование электронного УМК в учебном процессе: система дистанционного обучения Moodle». На базе техникума с 2010 года открыта региональная демонстрационная площадка: «Технология создания электронных учебно-методических комплексов и методика их использования в учебном процессе», (приказ Департамента образования и науки Костромской области № 1140 от 08.06.2010 г.). Программа региональной демонстрационной площадки рассчитана на 2 года (сентябрь 2010 г. – декабрь 2012 г.). За все время работы преподавателями создано 27 электронных курсов в оболочке Moodle. Наш опыт демонстрировался на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях. Вышли публикации «Результаты опытно-экспериментальной работы» во Всероссийском ежемесячном научно – методическом журнале «Среднее профессиональное образование» №8, 2011 год.

 

Одним из направлений опытно – экспериментальной работы является индивидуальная работа преподавателя по созданию учебников и учебно – методических пособий. За последние 3 года издательским Домом «Ин-фолио» (г. Волгоград) были изданы учебные пособия для ССУЗов: «Теоретические основы теплотехники», «Теплоснабжение», «Промышленная экология». Готовится к изданию учебное пособие  «Аналитическая химия». Выпущено второе издание для студентов СПО - мультимедийная презентация лекционно-теоретического и практического материала по теоретической механике и сопротивлению материалов. В работе учебное мультимедийное пособие по дисциплине «Детали машин».


С 1 сентября 2011 года сформирована команда преподавателей, (9 человек), работающих по проблеме «Создание индивидуальных программ повышения профессиональных компетенций (индивидуальные образовательные маршруты) и создание электронного портфолио». Целью работы стала разработка и апробация собственной модели профессионального роста с позиций системно-деятельностного подхода, которая включает совокупность компетенций, обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности сегодня.

 

Оценка эффективности методической работы проводится на основе Положения о мониторинге эффективности методической работы, оно определяет критерии оценки работы преподавателя, выраженные в результативности, продуктивности и эффективности. Показатели каждого критерия – конкретны и позволяют проанализировать влияние научно-методической работы на уровень квалификации преподавателей техникума.


Результативность научно – методической работы определяется по итогам аналитических исследований. Ежегодно проводится качественный анализ кадрового состава по 4 позициям: возраст, аттестация, стаж, состав и диагностика корпоративной культуры техникума.


Продуктивность научно – методической работы - это участие в ежегодных конкурсах методических работ преподавателей, выступления педагогов с опытом работы (за 3 года- 63 раза), публикации (за 3 года - 41).


Эффективность научно – методической работы - это качество руководства проектной, исследовательской работой студентов.

 

За период с 2008 – 2012гг. творческими группами преподавателями техникума проведено 11 мастер – классов для 104 педагогов города и области, 8 областных семинаров, состоялось 9 выступлений на областных конференциях по тематике опытно – экспериментальных работ, педагоги техникума участвовали в 28 Всероссийских и областных конкурсах.


Диагностика организационной и образовательной моделей техникума говорит о преобразовании линейно – функциональной  организационной структуры в матричную. Это обусловлено включением в управление проектных технологий и таких структурных подразделений как: научно-методическая служба, Центр внедрения инноваций, Центр мониторинга качества и менеджмента, Кафедра информационных технологий. Они позволяют обеспечить результативную работу педколлектива, создают реальные возможности для сбора, демонстрации, пропаганды современных методических материалов, постоянного информирования педагогов об инновационной деятельности коллег.


Диагностика психологического климата коллектива показывает снижение тревожности, позитивное отношение к взаимодействию друг с другом. И как результат вышеперечисленной работы, в техникуме появилась потребность в разработке, обсуждению Программы Альма-матер и Кодекса корпоративной культуры, которые были приняты на Педагогическом Совете. Данные документы регулируют деловые отношения участников образовательного процесса, стабилизируют микроклимат, деловую культуру.

 

В связи с наукоемкой экспериментальной работой по решению инновационных проблем техникума, осуществляется активное, долговременное сотрудничество с научными руководителями и консультантами Костромского областного института развития образования, Центром развития организаций и управления изменениями «Грани», Сузами топливно-энергетического комплекса Центрального Региона России.

 

Перевод методической работы в статус научно-методической помог нам преодолеть:

  • слабую мотивацию к работе молодых специалистов;
  • низкую мотивацию в личностном развитии у части преподавателей
  • неготовность к самостоятельному педагогическому исследованию, руководству  исследовательской работой студентов;
  • в педагогической деятельности стало ценным больше опираться на научные знания, чем на свой жизненный опыт;
  • резко снизились показатели конфликтности, агрессивности, усталости;


Отвечая на вопрос: «Какие формы методической деятельности, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными?», участники опроса отметили, что это, в первую очередь, посещение курсов повышения квалификации — 68,8 %, участие в научно-практических конференциях — 50,3 %, а также проведение открытых мероприятий — 28,5 %. Участие в профессиональных конкурсах считают наиболее эффективными — 27 % педагогов, участие в творческих группах -69 %.

На сегодняшний день 65 % педагогов отмечают потребность в дальнейшем развитии методической деятельности; 51 % оценивают качество методической деятельности как высокое, 30 % — выше среднего; 48 % респондентов уверены, что методическая работа способствует разрешению проблем, которые существуют в практике техникума.


Оценку качества научно – методической работы, методическая служба также получает ежегодно на итоговом аналитическом педсовете, где каждый преподаватель дает оценку работе методической службе за учебный год, а в августе – запросы к методической службе на предстоящий год.

 

Список литературы:

  1. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. М., 2004.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М., 2003.
  3. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2002.
  4. Новиков А.М. Принцип построения непрерывного профессионального образования. М., 1997.
  5. ГОСТ ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001. 26 с.
  6. Лушина Е.А., Николаева Т.В., Ершов В.Н. и др.; Опыт информатизации образовательных учреждений  Костромской области. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 260 с.
  7. Ражева С. В. Специфические особенности системы менеджмента качества педагогического колледжа // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании. СПб. 2010. С. 121—128.



Назад к списку

Комментарии
спасибо, очень актуальная статья.
Переведенцева Л.С.
очень рада была встретить Вашу публикацию
Марина Витальевна

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*