Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Возможности использования визуальных средств обучения по истории в системе среднего профессионального образования

06.12.2018 560 945
Полякова Антонина Игоревна
Полякова Антонина Игоревна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Согласно современным нормативным требованиям ФГОС основной функцией исторического образования является формирование гражданской идентичности школьников, что, несомненно, связано с формированием исторического сознания.

Тема «Великая Отечественная война» занимает особое место в контексте актуализации патриотического воспитания. При решении задач гражданского воспитания молодого поколения огромную роль играют предметно-теоретическое содержание, которое, собственно, и подлежит усвоению учеником в процессе познавательной деятельности. Предметный материал, который может быть потенциально использован поистине неисчерпаем. Особенно в свете постоянного прироста как вновь открываемых и публикуемых источников, так и исторических исследований, освещающие те или иные аспекты войны.

Благодаря включению в школьный курс истории заданий, направленных на интерпретацию и анализ исторической информации, представленной в разной знаково-символической форме способствует реализации нормативных требований.

Одной из важнейших составляющих информационной культуры обучающихся является умение систематизировать информацию из различных источников, сегодня это одна из актуальных проблем современной методики преподавания истории, решение которой открывает возможности для углубленного осмысления учащимися ведущих вопросов исторического развития и формирования приемов мыслительной деятельности и учебной работы.

Реализовать подобные требования возможно благодаря систематической проработки умений критически анализировать исторический источник, сопоставлять с аналогичной информацией‬ сорт ‬ в других источниках, и‬ сорт ‬ в случаях несовпадения или‬ сорт ‬ фальсификации подвергать‬ их‬ сорт ‬ специальному исследованию для обнаружения‬ сорт ‬ причин и мотивов искажения‬ сорт ‬ реальных данных.

Вопросы формирования интеллектуальных умений, такие как умение анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать, рассматривались многими дидактами и методистами. П.В.Гора разработала методы формирования этих умений, которые используются современными учителями. Психологический аспект формирования умений школьников отражен в трудах Кабанова - Меллер Е.Н. Вопросом об использовании исторических источников занимались Е.Е. Вяземский, М.Т. Студеникин, Н.Н. Лазукова, которые предложили свою методику работы с разными знаковыми системами. В современных условиях разработка методики формирования умения анализировать информацию из различных знаковых систем на уроках истории является настоятельной необходимостью.

Особое внимание в планировании работы по анализу информации в знаковой форме должно уделяться содержанию и способам формирования универсальных учебных действий. Было выявлено, что при организации учебного процесса педагогу необходимо ориентироваться на познавательные потребности обучающихся, а также использовать информативные источники разного уровня анализа, что несомненно должно способствовать формированию универсальных учебных действий.

Принимая во внимание, что задачей исторического обучения не столько изложить теоретический материал, сколько научить способам работы с ним, поэтому важным является предоставить возможность ученикам овладевать работой с фактами и событиями в предметной области. Обучающимся необходимо познакомиться с источником информации и проанализировать его по вопросам, либо представленному плану.

Приведем пример подобной организации работы с использованием художественных средств. Подборка картин строится по принципу хронологических событий Великой Отечественной войны. При работе с картиной сначала проводится подготовка к её восприятию (название, автор, смысл демонстрации), затем первичное восприятие (что?где?когда?), далее – осмысление отдельных деталей, их анализ и, наконец, обогащенное понимание целостной картины на основе установленных связей между отдельными частями произведения и выводов из анализа деталей. Учеников старшей школы привлекает в картинах не столько внешняя занимательность, сколько содержащийся в них познавательный потенциал, который необходимо использовать в различных типах познавательных заданий. На презентации приведены примеры таких заданий.

К изобразительным наглядным средствам относятся фотографии. Будучи визуальными источниками, фотографии предлагают учащимся информацию в более привлекательной форме, чем тексты, хотя бы даже потому, что воспринимаются они гораздо проще, чем длинные и сложные письменные источники. С другой стороны, фотографии требуют систему вопросов к ним. Приведем пример заданий: учащимся необходимо познакомиться с блоком фотографий «Великая Отечественная война глазами военных фотокорреспондентов»; определить из представленного списка название и год фотографии; выбрать верные суждения о фотографиях. Данное задание схоже с контрольно-измерительными материалами на едином государственном экзамене, и представляет собой возможность отработки навыка анализа визуального материала.

Одним из видов работы с визуальным, знаковым образом является использование политических карикатур. Приведем пример использования карикатур на материале Кукрыниксов. Работы художников охватывают весь период войны, особенно яркой фигурой выступает А. Гитлер как символ врага и неудач немецких войск. Однако, следует принять во внимание тот факт, что при знакомстве обучающихся с данным историческим источником следует более взвешенно подходить к анализу, поскольку карикатур содержат в себе крайне сатирический характер. Обучающимся демонстрируются карикатуры и задания к ним. Первое задание подобрать к каждой карикатуре представленную историческую справку; выполнить анализ представленных карикатур по алгоритму; и творческое задание придумать диалог (реплики) между персонажами карикатуры. К данному художественному материалу предусмотрено задание по типу ЕГЭ, предусматривающее выбор верных утверждений.

В ходе организации работы по анализу художественных средств информации происходит формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные: способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию; умение работать со всеми художественными видами источников информации. 

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Коммуникативные: применяют правила сотрудничеств, сравнивают разные точки зрения; умение высказывать свое мнение и его обосновывать. Личностные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Задания выступают в качестве самостоятельных работ на уроке и в качестве домашнего задания, они могут быть выполнены в индивидуальной, парной или групповой форме (в зависимости от сложности задания); задания ориентируют обучающихся на работу с содержанием соответствующего им учебника, а также привлечением дополнительного материала; большая часть заданий предусматривает работу с наглядными или художественными материалами. Применение в рамках курса истории данных комплексов заданий дает возможность развивать у обучающихся навыков работы с различными источниками информации, активизируют учебную деятельность, вызывают учебный интерес и заинтересованность, приобретают возможность пополнить запас знаний, одновременно развивая коммуникативные, учебно-познавательные и компетенции личностного самосовершенствования. Представленная методика анализа исторического источника не только расширяет возможности классно-урочной системы, но и способствует формированию типа самостоятельного, критически мыслящего студента.

 

Оригинал работы:

Возможности использования визуальных средств обучения по истории в системе среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*