Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль учебной дисциплины «Управление персоналом» в формировании профессиональных компетенций

03.12.2018 205 311
Асяева Татьяна Ивановна
Асяева Татьяна Ивановна, преподаватель

Кировский технологический колледж

Дисциплина «Управление персоналом» является специальной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных навыков. Задачей изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по проблемам управления персоналом, организация кадровой работы на предприятии.

В условиях современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятий, но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины студент должен знать систему управления трудовыми ресурсами на предприятии; порядок организации кадровой работы; методы обучения и контроля за деятельностью кадров; современные информационные технологии для решения управленческих задач. Кроме этого он должен уметь решать организационные задачи, стоящие перед коллективом; определять формы контроля за работой кадров.

Для студентов Кировского технологического колледжа, обучающихся по всем специальностям, в цикле общепрофессиональных дисциплин стандартами предусмотрено изучение курса «Управление персоналом». При этом одним из требований по общепрофессиональным дисциплинам является не только знание специалистом в области документоведения принципов организации трудовых процессов и управления персоналом в системе рыночных отношений, правового обеспечения работы кадровой службы, ее задач и функций, видов оргструктур, нормативно-методического обеспечения, но и умение организовывать работу кадровой службы, владеть навыками делового общения.

В соответствии с этим в рабочий учебный план профессиональной образовательной программы включена дисциплина «Управление персоналом», предусматривающая проведение лекционных, лабораторных занятий, выполнение контрольных работ.

Основными задачами курса «Управление персоналом» являются:

изучение теоретических проблем выработки стратегии, политики и системы управления персоналом организации;

формирование практических навыков разработки кадровых технологий, делового общения, создания корпоративной культуры.

Одним из необходимых условий эффективности учебного процесса является его методическое обеспечение. Согласно принятой практике, по всем читаемым дисциплинам подготовлены учебно-методические комплексы (УМК).

УМК по дисциплине «Управление персоналом» включает программу курса, тематический план лекций, планы лабораторных занятий и методические указания по их проведению, рабочую тетрадь студента, списки рекомендуемой литературы, тематику докладов, рефератов, дипломных работ, тексты тестов, списки наглядных пособий, раздаточных материалов, программных средств, конспект лекций.

Лекционный курс «Управление персоналом» обеспечен полным конспектом лекций в традиционной (на бумажном носителе) и электронной (на диске) формах. Это существенно упрощает организацию самостоятельной учебной и научной работы студентов.

Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой курса и тематическим планом лекций. Каждая лекция включает план, словарь основных понятий, текст, вопросы для самоконтроля.

Лабораторные занятия по курсу «Управление персоналом» проводятся в форме деловой игры. Целью проведения деловой игры является приобретение студентами навыков проектирования современных кадровых технологий.

В качестве исходной информации для проведения деловой игры используются подборки материалов с описанием деятельности служб управления персоналом конкретных организаций.

Деловая игра состоит из семи этапов. На каждом лабораторном занятии студенты выполняют один этап деловой игры.

В состав деловой игры входят следующие этапы:

анализ и оценка основных направлений деятельности службы управления персоналом организации;

определение перспективной и текущей потребности в персонале;

разработка процедуры подбора и отбора сотрудников;

оценка персонала;

разработка процедуры профессионального обучения сотрудников;

мотивация персонала организации;

оценка эффективности управления персоналом.

Для каждого этапа проведения деловой игры сформулированы цель и задачи занятия, описана методика проведения занятия, приведены задания и список литературы. Такая форма проведения занятий позволяет студентам исполнять роль сотрудника, ответственного за работу с персоналом, реально представлять все особенности данной работы, а также позволяет проявлять самостоятельность в принятии управленческих решений.

Особое внимание в курсе уделено организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов ориентированы не только на усвоение на репродуктивном уровне знаний, но и призваны стимулировать научно-исследовательскую деятельность, ориентировать научный поиск студента.

Для самостоятельной работы студентов разработана рабочая тетрадь студента по дисциплине «Управление персоналом».

Рабочая тетрадь содержит материалы в соответствии с учебной программой и заполняется студентом в процессе изучения курса.

Структура каждого раздела рабочей тетради включает словарь, шаблон-организатор, вопросник, учебную конкретную ситуацию.

Словарь - студент дает определения основных терминов по изучаемой теме.

Шаблон-организатор - студент на основании изучения специальной литературы и материалов лекций заполняет таблицы и схемы, в краткой и наглядной форме отражающие основное теоретическое содержание изучаемого раздела.

Вопросник - студент полно и обоснованно отвечает на вопросы.

Учебная конкретная ситуация - студент на основании изучения описания конкретной ситуации проводит анализ и диагностику проблемы и разрабатывает вариант ее решения.

Для эффективной организации самостоятельной работы студентов по курсу, в УМК включены полный конспект лекций, списки обязательной и дополнительной литературы, библиографический справочник литературы за 1999 - 2005 годы.

Для подведения итогов изучения студентами специальной литературы и умения применять полученные теоретические знания для решения практических задач в области управления персоналом служит контрольная работа. Основными требованиями, предъявляемыми к контрольной работе, являются не только полнота и обоснованность ответов, но и изложение собственной точки зрения автора, его видения решения проблем.

Итогом курса «Управление персоналом» является письменная экзаменационная работа, которая представляет собой комплексную учебно-исследовательскую работу студента. Основной целью письменной экзаменационной работы является выявление способности студента к самостоятельному решению проблем в области управления персоналом.

Тематика экзаменационных работ соответствует тематике лекционного курса «Управление персоналом». Студенты получают вариант письменного задания на выполнение экзаменационной работы. Каждый вариант задания содержит описание деятельности службы управления персоналом (СУП).

Исходные данные включают:

состав и структуру СУП;

основные направления деятельности;

описание конкретной кадровой технологии.

В результате анализа исходных данных студент должен оценить эффективность управляющей системы, вскрыть достоинства и недостатки кадровой технологии.

На основе аналитической части студент должен отразить цели совершенствования системы управления персоналом, обосновать рекомендуемую концепцию управления персоналом, дать перечень проектных решений по рассматриваемой проблеме с их краткой характеристикой, а также указать источники экономической и социальной эффективности предлагаемых рекомендаций.

С целью стимулирования активности студентов в области учебной и научно-учебной работы разработана и внедрена новая система контроля знаний студентов, в соответствии с которой итоговая оценка знаний по курсу зависит от результатов текущего (внутрисеместрового) контроля.

По курсу «Управление персоналом» предусмотрены следующие виды и формы контроля:

самостоятельная работа по освоению содержания курса - заполнение РТС, блиц-контрольные работы во время лекций;

подготовленность и участие студента в лабораторных занятиях - оценка по итогам лабораторных работ;

подготовленность к конкретному занятию, теме, проблеме - контрольная работа;

усвоение концептуального содержания учебного курса - письменная итоговая работа.

По каждой форме контроля разработана шкала оценок, их весовые коэффициенты и определено максимально возможное количество баллов.

В зависимости от общего количества баллов, набранных студентом, итог изучения дисциплины оценивается оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

 

Оригинал работы:

Роль учебной дисциплины «Управление персоналом» в формировании профессиональных компетенций




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*