Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Совершенствование материально-технического обеспечения специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном) в соответствии с требованиями ФГОС

11.12.2012 702 2862
Чебаков Игорь Витальевич, преподаватель специальных технических дисциплин

Профессиональный колледж г. Железногорска-Илимского Иркутской области

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения большое значение приобретает материально-техническое обеспечение профессий и специальностей. Для формирования у студентов профессиональных компетенций необходимо более качественное оснащение материально-технической базы.


В государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования Иркутской области Профессиональном колледже города Железногорска-Илимского осуществляется подготовка специалистов по специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном). На данный момент колледж является единственным учебным заведением в области, осуществляющим подготовку специалистов среднего звена железнодорожного профиля. Являясь ведущим преподавателем дисциплин железнодорожного профиля, я столкнулся с проблемой переоснащения кабинетов, лабораторий и полигонов в соответствии с требованиями ФГОС.


В современных условиях образовательные учреждения профессионального образования только в тесном контакте с работодателями – непосредственными потребителями образовательных услуг, могут осуществлять подготовку компетентных, конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда. Основными социальными партнёрами колледжа являются железнодорожная станция Коршуниха-Ангарская и предприятие ОАО «Коршуновский горно-обогатительный комбинат». Нынешняя ситуация диктует требования к уточнению квалификационных характеристик выпускников со стороны работодателей с учётом конкретных интересов социальных партнёров. Это способствует совершенствованию учебно-методического комплекса и материально-технической базы по специальности. В связи с этим мною проводится работа по оснащению кабинета, лаборатории и железнодорожного полигона наглядными пособиями, макетами и другими устройствами, которые применяются на железнодорожном транспорте, с привлечением средств работодателя.


Я считаю, что в процессе преподавания железнодорожных дисциплин большую роль играет мотивация студентов, способствующая формированию устойчивого интереса к изучаемому материалу, повышению качества знаний и побуждению к решению поставленных задач. Для приобретения студентами практического опыта я использую примеры из собственной практической деятельности, реальные производственные ситуации с элементами деловой игры, которые воспроизводятся с помощью действующих устройств, применяемых на железнодорожном транспорте. К примеру, в ходе изучения дисциплины «Системы регулирования движения поездов» используются:

- действующий централизованный стрелочный перевод типа Р-50, который позволяет наглядно продемонстрировать студентам принцип работы стрелочного перевода, показать из каких деталей он состоит, провести промеры для выявления отклонений от норм и допусков по содержанию;

- действующие поездной и маневровый линзовые светофоры и стенд «Поездные светофоры», которые позволяют продемонстрировать студентам принципы сигнализации на железнодорожном транспорте, ознакомиться с основными сигнальными цветами, применяемыми в поездной и маневровой работе;

- действующий стрелочный электропривод невзрезного типа СП-6, который позволяет наглядно продемонстрировать студентам принцип действия электропривода по переводу остряков стрелки, показать из каких деталей он состоит, осуществить ручное управление стрелкой в случае её неисправности;

- стенд реле постоянного и переменного тока, который позволяет изучить устройство и принцип действия реле различных типов, условные обозначения реле постоянного и переменного тока и их контактов в электрических схемах; определить состояние реле (рабочее или нерабочее) и по условному обозначению определить тип реле в электрической схеме;

- башмакосбрасыватель типа Р-50, который позволяет наглядно продемонстрировать студентам принцип действия устройства при торможении движущихся отцепов, распускаемых с сортировочных горок и профилированных вытяжек;


При изучении дисциплины «Технические средства» использую:

- макет токоприёмника электровоза переменного тока типа 2ТЛ-13У, который позволяет наглядно продемонстрировать студентам устройство и принцип действия данного устройства;

- автосцепку грузового вагона типа СА-3, которая позволяет наглядно продемонстрировать студентам детали автосцепки, принципы сцепления и расцепления подвижного состава, основные неисправности автосцепки;

- детали автотормозного оборудования подвижного состава (тормозной цилиндр, тормозные рукава, концевые краны, главная и магистральная части воздухораспределителя, ручной тормоз, тормозные колодки), которые позволяют наглядно продемонстрировать студентам назначение, устройство и принцип действия автотормозного оборудования;

- трёхосную тележку грузового вагона типа ЦНИИ-Х3-О, позволяющую  продемонстрировать студентам устройство ходовых частей вагона: колёсных пар, буксового узла, рессорного подвешивания, рамы тележки вагона.

- комплект кранов машиниста позволяет наглядно продемонстрировать студентам типы кранов машиниста, их назначение, устройство и принцип действия при работе автотормозного оборудования поезда;

- буксу грузового вагона, которая  позволяет наглядно продемонстрировать студентам  назначение, устройство и принцип действия.

При изучении дисциплины «Техническая эксплуатация и безопасность движения» использую:

- стенд «Техническая документация» позволяет наглядно продемонстрировать студентам основную техническую документацию, обеспечивающую работу станции: правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, техническо-распорядительный акт участковой станции, приложения к техническо-распорядительному акту участковой станции, технологический процесс работы участковой станции, приложения к технологическому процессу работы участковой станции, приказы, руководящие указания и распоряжения;

- стенд «Поездная документация» наглядно демонстрирует студентам образцы заполнения журналов и бланков для организации движения поездов при различных средствах сигнализации и связи в нестандартных ситуациях: журнал движения поездов формы ДУ-2, журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46, журнал поездных телефонограмм формы ДУ-47, книга выдачи предупреждений на поезда формы ДУ-60, журнал диспетчерских распоряжений формы ДУ-58, бланк зелёного цвета формы ДУ-52, бланк зелёного цвета формы ДУ-54, бланк путевой записки формы ДУ-50, бланк письменного извещения формы ДУ-56, бланк белого цвета с двумя красными полосами по диагонали формы ДУ-56, бланк предупреждения с жёлтой полосой по диагонали формы ДУ-60, бланк белого цвета с красной полосой по диагонали формы ДУ-46;

- уголок по безопасности движения поездов демонстрирует студентам перечень документации для обеспечения безопасности движения поездов и производства маневровой работы на станции;

- уголок по охране труда демонстрирует студентам перечень документации для обеспечения безопасных условий и приёмов труда, соблюдения техники личной безопасности работниками станции;

- лабораторный комплекс по управлению движением поездов с программным обеспечением; содержит программу «Приём и отправление поездов», которая позволяет  продемонстрировать студентам порядок приёма и отправления поездов при различных средствах сигнализации и связи, производства маневровой работы, заполнения поездной документации, порядок действий дежурного по станции в нестандартных ситуациях;


В своей работе использую видеофильмы, основанные на реальных событиях по случаям крушений, аварий, браков в работе, а также производственного травматизма на предприятиях железнодорожного транспорта.


Необходимо отметить, что всё перечисленное оборудование по специальности оформляется и приобретается собственными силами студентов, выпускников, в результате  тесного взаимодействия преподавателя с социальными партнёрами, без привлечения бюджетных средств.


Основой организации работы железнодорожного транспорта является безопасность движения поездов, которая обеспечивается строгим соблюдением действующих правил, инструкций, приказов и распоряжений. Для обеспечения безопасности движения нужно улучшать условия работы персонала, подбирать кадры соответствующей квалификации, улучшать техническое оснащение станций, перегонов, вводить новые технические средства в эксплуатацию, улучшать систему технического обучения. Новая техника и современные технические мероприятия повышают безопасность движения и способствуют улучшению охраны труда на предприятии. На железнодорожном транспорте в настоящее время проходит реорганизация системы управления, выделение дочерних и структурных подразделений, разделение железнодорожных хозяйств на ремонтные, эксплуатационные и управленческие, поэтому изменяются требования к подготовке выпускников учебных заведений. Перед  образовательным учреждением стоит задача подготовки технически грамотного и компетентностного специалиста, умеющего принимать правильные решения в производственных ситуациях, и нести ответственность по кругу своих обязанностей.


Тесное сотрудничество с работодателем позволило мне пройти стажировку на железнодорожной станции Коршуниха-Ангарская по теме «Структурная реформа на железнодорожном транспорте», отследить изменения и нововведения на предприятии, внедрение ресурсосберегающих технологий с последующим применением полученных знаний в своей профессиональной деятельности. 

Одним из основных показателей качества работы учебного заведения профессионального образования является трудоустройство выпускников и их последующая профессиональная ориентация, что достигается тесным взаимодействием с работодателями. Выпускники нашего учебного заведения востребованы на предприятиях железнодорожного узла станции Коршуниха-Ангарская. Колледж активно взаимодействует со своими выпускниками. В отзывах работодателей отмечается достаточная теоретическая и практическая подготовка выпускников, соответствующая требованиям, предъявляемым к современному специалисту.


Интернет-ресурсы

1. Вагонное хозяйство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: интрасеть v.esrr.mps, с регистрацией.

2. Дорожный центр научно-технической информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: интрасеть dcnt:.esrr.mps , с регистрацией.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*