Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ современном мире предприятия, работающие в сфере услуг, такие, как салоны красоты, парикмахерские нуждается в творческих, самостоятельных, инициативных, предприимчивых специалистах, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Без обращения к профессиональному образованию, к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания, обучающихся достаточно проблематично подготовить специалистов с хорошими профессиональными знаниями. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предусматривает усиление прикладного, практического характера профессионального образования на всех его уровнях, соответствие его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.
В 2014 году на территории нашего края впервые прошел Региональный чемпионат WorldSkills Russia. Worldskills – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Конкурс профмастерства WorldSkills направлен на повышение практико - ориентированности образования. На чемпионате участники демонстрируют как уровень своей технической подготовки, так и индивидуальные и коллективные качества, решая поставленные перед ними задачи, которые изучаются и выполняются ими на рабочем месте. Соревнования, которые проводятся в рамках движения WorldSkills, направлены на практическую работу участников. Их успех или поражение говорит не только о личных профессиональных качествах, но и об уровне профессиональной подготовки в том учебном заведении, которое они представляют.
Участие в первом чемпионате, это что-то новое, интересное, это эксперимент для участника, который был удачный и принес нам 3 место в компетенции «Парикмахерское искусство». Одновременно были выявлены слабые места в подготовке будущих специалистов для сферы услуг: неспособность будущего выпускника быстро ориентироваться и принимать решения в стандартных и нестандартных рабочих ситуациях; неумение анализировать качество выполненной работы с целью устранения допущенных дефектов в процессе отведенного на выполнение услуги времени; пренебрежение к соблюдению техники безопасности и санитарной гигиены на рабочем месте. Тщательно проанализировав ошибки, допущенные во время соревнований, я пришла к выводу, что в учебном процессе необходимо сделать упор на практико-ориентированное обучение. Конкурсная работа стала для меня точкой отсчета, с которой началось планомерное формирование у обучающихся навыков практической деятельности с учетом требований сегодняшнего и даже завтрашнего дня. Прежде чем выработать алгоритм действий и произвести корректировку учебных программ, мною был произведен обзор требований, предъявляемых работодателями к мастеру-парикмахеру не только в нашей стране, но и за рубежом. Были организованы встречи и круглые столы с работодателями нашего края на предмет развития долгосрочных взаимно заинтересованных связей по профилю обучения и создания действенной системы поиска и стимулирования талантливых обучающихся, участие работодателей в качестве экспертов на чемпионатах и экспертов по разработке и внедрению учебных программ. Учебный процесс был выстроен так, чтобы формирование у обучающихся профессиональной компетенции шёл за счёт выполнения ими реальных практических задач. Были изменены перечни учебно-производственных работ, выполняемых на учебной и производственной практике, в которых был сделан акцент на отработку умений устранения допущенных дефектов в процессе отведенного на выполнение услуги времени. Произведена корректировка учебных программ профессиональных модулей (увеличены часы на лабораторно-практические работы для интенсивной наработки опыта практической деятельности; переработаны временные нормы, отводимые на различные виды работ с учетом современных требований для парикмахерских различных категорий):
ПМ.01 Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг;
ПМ.02 Моделирование и художественное оформление причесок;
ПМ.03 Внедрение новых технологий и тенденций моды;
ПМ.04 Выполнение работ по профессии Парикмахер.
Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в системе практико-ориентированного обучения. Был выбран метод, в соответствии с которым практико-ориентированное образование направлено на приобретение (кроме знаний, умений, навыков) опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение обучающихся в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно – компетентностным подходом[2]. Чтобы добиться эффективных результатов, применяя данную методику в обучении, необходимо соблюдать ряд требований:
1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик обучающегося с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.
2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.
3. Создание в учебном заведении инновационных форм профессиональной занятости обучающихся с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.
4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у обучающегося мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения [3].
На базе колледжа были созданы все условия для реализации учебного процесса с учетом перечисленных требований – открыты два современных парикмахерских салона, в которых обучающиеся проходят производственную практику, оказывая услуги населению; заключены долгосрочные договоры с работодателем о сотрудничестве и об организации и проведении производственной и преддипломной практик; закуплено необходимое для отработки технологических процессов оборудование и инструменты (электроплойки современных форм, аккумуляторные машинки для стрижки волос, триммеры, манекен головы, климазон); работниками колледжа было разработано и оформлено современное методическое учебное обеспечение – плакаты поэтапного выполнения различных технологических процессов, учебные тетради по дисциплине «Колористика».
Внедряя с 2015 года данную систему подготовки обучающихся по профессии «Парикмахер» и специальности «Парикмахерское искусство», могу сказать, что она оправдала не только мои ожидания, но и ожидания наших работодателей. Результатом ее применения стали 2 место на Региональном чемпионате Красноярского края WorldSkills Russia в 2015 году и 1 место на V Открытом Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Красноярском крае в 2018 году.
Начиная своё участие от истоков конкурсного движения WorldSkills Russia в нашем крае с 2014 года, когда в конкурсе было заявлено всего 8 компетенций и продолжая его по сегодняшний день, могу с уверенностью сказать о том, что чемпионаты принесли нам не только призовые места, но и заставили нас, наше учебные заведения, наших работодателей посмотреть на процесс подготовки и обучения специалистов со стороны. Они помогли увидеть свои ошибки, признать их, произвести анализ данных ошибок, а самое главное - выстроить учебный процесс так, чтобы избежать их в будущем. Для системы образования каждого отдельно взятого учебного заведения показателем качества его работы являются высококлассные, востребованные на рынке труда выпускники. В связи с этим считаю, что было бы неправильным использовать практико-ориентированный подход в обучении лишь с целью отбора одаренных обучающихся для дальнейшего их участия в конкурсе Worldskills. Время показало, что, используя данную методику, можно добиться высоких, а главное качественных показателей в нашей работе.
Библиографический список:
1.Цель и миссия WorldSkills. [Электронный ресурс]. URL:https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/czel-i-missiya.html (дата обращения: 17.11.2018).
2.Студопедия. Сущность практико-ориентированного обучения. [Электронный ресурс]. URL:https://studopedia.su/20_75136_sushchnost-praktiko-orientirovannogo-obucheniya.html (дата обращения: 17.11.2018).
3.Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов. Карюкина О. А. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/11/16/praktiko-orientirovannyy-podkhod-v-podgotovke (дата обращения: 15.11.2018).
Оригинал работы:
Движение WorldSkills как средство совершенствования подготовки кадров
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.