Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности студента, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, обучающийся становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.
Такой педагогической технологией является « метод проектов», где важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. В данной технологии необходимо научить студентов самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить.
Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик обучающихся учебой не увлечь. Поэтому необходимо выдвигать перед ними такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда студенты могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, студенты осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Творческие проекты студентов должны быть прообразами проектов в их будущей профессиональной деятельности.. Выполняя их, они приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. Все больший интерес представляет и работа над международными, всероссийскими и региональными проектами. Примерами образовательных Интернет – проектов являются: "Подари жизнь", " "Новгородские дарования" и др. Мои студенты принимают участие в данных конкурсах и одерживают победы.
Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать студентов таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень.
Слово "проект" произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, планируя проект, преподаватель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что студент может создать или получить, затратив определенные усилия. Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности студентов, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три "кита", на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативности.
Идея обучения в сотрудничестве возникла в начале века в трудах американских педагогов-исследователей Е. Пархерста ("Дальтон-план"), Дж. Девея, У. Килпатрика ("метод проектов"). Этот метод более четко оформился в США к 1919 году.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в учебной практике. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении специалиста.
В ходе проектирования, считает самым сложным для преподавателя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если студент "идут не туда". Для студента же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения;
в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;
г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым; е) корректировка (при необходимости) результата;
ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Я попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют студентам учиться, а преподавателям учить без принуждения, весело и интересно. Основными целями проектирования считаю:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
• через проживание "ситуации успеха" (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации
• через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развивать у студентов осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять их на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.
3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы. В своей педагогической практике на уроках истории искусства, истории мировой культуры я чаще всего использую такой виды проектов, как исследовательские, творческие.
Это способствует актуализации знаний, умений и навыков студентов, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Этапы работы над творческим проектом я хочу показать на примере проекта « Искусство Древней Руси.
Таблица «Алгоритм работы над проектом «Искусство Древней Руси»
Стадии работы над проектом |
Содержание работы |
Деятельность студентов |
Деятельность преподавателя |
Подготовка |
- определение темы и целей проекта; -формирование задач проекта; |
Обсуждение темы проекта с преподавателем и получение необходимой дополнительной информации. Определение целей и задач проекта. |
Знакомлю студентов со смыслом проектного подхода и мотивирую студентов. Помогаю в определении цели проекта, наблюдаю за работой. |
Планирование |
-определение программного обеспечения выполнения проекта; -определение способов сбора и анализа информации; -определение способов представления результатов; -установление процедур и критериев оценки результатов проекта. |
Формирование задач проекта, выработка и обоснование критериев успеха проектной деятельности. |
Предлагаю идеи, высказываю предложения, наблюдаю за работой студентов. |
Исследование |
-сбор и уточнение информации; -выявление и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта; -выбор оптимального варианта хода проекта; -поэтапное выполнение исследовательских задач. |
Выполняет исследование и работает поэтапно над проектом. |
Провожу консультирование, косвенно руковожу деятельностью студентов. |
Вывод |
-анализ информации; -формирование выводов. |
Анализирует информацию, оформляет проект. |
Провожу консультирование, наблюдаю за оформлением проекта. |
Защита проекта и оценка его результатов |
-представление проекта (мультимедийная презентация); -анализ выполненного проекта и достигнутых результатов |
Представляет проект, защищает мультимедийную презентацию, учувствует в коллективном анализе и оценке проекта в виде заполнения контрольного листа проекта. |
Слушаю, задаю вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляю процесс анализа и оценивание проектов, провожу анализ контрольных листов проектов. |
Оценивание творческих проектов исходит не только от меня, но и мнение группы и самооценки студента. В комплексе всех критериев ставится соответствующая оценка, которая отражается в контрольном листе проекта.
Таблица «Контрольный лист проекта»
Этапы выполнения проекта |
Что оценивать |
Оценка (по 5-бальной системе) |
Предложения по проекту |
Подготовка |
-выбор и обоснование проекта; -соответствие цели и задач проекта. |
|
|
Планирование |
- качество информации; -количество и качество иллюстративного материала. |
|
|
Исследование |
-насколько оптимален выбор хода проекта; -соблюдение этапов проекта. |
|
|
Вывод |
-анализ художественных образцов искусства Древней Руси; -сравнительный анализ архитектурных направлений в искусстве Древней Руси. |
|
|
Защита проекта |
-качество мультимедийной презентации; -достижение поставленной цели. |
|
|
В курсе истории искусства и культуры метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от подготовленности студента. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет студентам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
• Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность студентам выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными студентами но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.
Всю нашу жизнь можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача преподавателя научить студента планировать и успешно реализовывать "свои жизненные проекты". Ведь для любого человека самая значимая оценка – это общественное признание его успеха. Студенту важно получить отклик сверстников и взрослых.. И по самому большому счету не важно, удался его проект или нет. Но важно, чтобы он проанализировал свою деятельность. Что получилось в итоге? А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни.
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как преподавателем, но и воспитательные. Студенты могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции студентов и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.
Список использованных источников:
1. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 2015. – № 6, – С. 39-48.
2. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2015. – № 7. – с 151-157
3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2013. – 112с.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2014. – 80 с.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.