Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое пособие по проведению Дней славянской письменности и культуры в среднем специальном учебном заведении

11.12.2012 1035 3086
Нестерова Галина Викторовна, методист

Елизарова Елена Николаевна, преподаватель

Кармишина Любовь Петровна, преподаватель социально – экономических дисциплин

Филиал Самарский государственный университет путей сообщения в городе Алатыре
Методическое пособие предназначено для зам. директоров по ВР, для преподавателей дисциплин гуманитарного цикла, для классных руководителей.

Цели и задачи:

  • повышение социального статуса  духовно-нравственного воспитания в системе образования;
  • укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений;
  • развитие интереса у студентов к духовным ценностям, традициям национальной культуры, языку.

Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. «Духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций.


Нравственность— это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.


Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.


Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.


Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).


Особая роль в духовно - нравственном воспитании молодежи принадлежит внеклассным мероприятиям.


В проекте Федерального государственного стандарта общего образования (далее — Стандарта) духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы  обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся". Согласно требованиям Стандарта в среднем специальном учебном заведении предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания обучающихся.


Система воспитания в среднем специальном учебном заведении позволяет планировать и проводить внеклассные мероприятия, оказывая целостное, педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоциональную сферы студента.


Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым педагогом, обществом и государством в целом. Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды.


В славянских государствах, в том числе и в России, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Для большинства славянских народов объединяющим фактором является православная религия и связанная с ней духовная и культурная сфера.


Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти святых Кирилла и Мефодия и дней славянской письменности и культуры в России   родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100- летие со дня кончины святителя Мефодия архиепископа Моравского и Паннонского.


В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года №568-1 о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры. С 1991 года государственные и общественные организации, совместно с русской Православной церковью стали проводить Дни славянской письменности и культуры.


Такое событие не должно остаться незамеченным в учебно - воспитательном процессе.


Организация празднования Дней славянской письменности и культуры охватывает студентов 1 - 2 курсов и классных руководителей.

Подготовку и проведение мероприятия осуществляют преподаватели цикловой комиссии ОГСЭ.

План праздничных мероприятий весьма общирен.


Открываются Дни славянской письменности и культуры Конкурсом чтецов

(Рис.1)  Каждая учебная группа 1 курса представляет 1-3 участников.



Рис.1 Конкурс чтецов.


Студенты 2 курса оформляют на конкурс стенгазету по русскому языку и литературе.

Среди студентов 2 курса проводится викторина «Просветительская деятельность равноапостольных Кирилла и Мефодия».

 

Самые любознательные первокурсники принимают участие в конкурсе-диктанте «Славянская Буквица» (Рис. 2)



Рис. 2 Участники конкурса — диктанта.

 

Классные руководители 1 курсов организовывают экскурсии в Краеведческий музей города.

Завершают Дни славянской письменности и культуры  Кирилло-Мефодиевские чтения с приглашением представителей духовенства города ( Рис. 3).

 


Рис. 3 Кирилло-Мефодиевские чтения

 

Ежегодно определяется тематика чтений.

 

Преподаватель в паре со студентом готовит доклад (Рис.4).



Рис. 4 Чтение доклада.

 

Выступления сопровождаются презентациями.

Участники мероприятий награждаются сертификатами,

дипломами и сувенирами (Рис. 5)



Рис. 5 Награждение участников.

 

План проведения Дней славянской письменности и культуры (17-24 мая)

 

Мероприятие

Ответственные

1

Конкурс чтецов

Тематика: «По праву памяти»

                  «Моя большая и малая Родина»

Преподаватели русского языка и литературы

2

Конкурс стенгазет

Тематика: «Поэты Серебряного века»

                  «Великий и могучий...»

Преподаватели русского языка и литературы

3

Викторина «Просветительская деятельность равноапостольных Кирилла и Мефодия»

Преподаватели истории

4

Конкурс-диктант «Славянская Буквица»

Преподаватели русского языка

5

Посещение выставки «История появления книг на Руси»

Классные руководители

6

Кирилло-Мефодиевские чтения

Цикловая комиссия ОГСЭ

 

Данное методическое пособие используется при проведении в Алатырском техникуме железнодорожного транспорта — филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» Дней славянской письменности и культуры.


Список литературы


1. Бадылевич Л.В. Фандрайзинг как средство вовлечения студентов в единое научно-образовательное пространство // Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных "Ломоносов". - Вып. 10. - М.: Студ. союз МГУ, 2003. - С. 24-25.

2. День славянской письменности и культуры // Литературная газета. - 2007. - № 21 (май). - С. 1-3, вкл. "Подмосковье" вып. 11. ил. Единственный церковно-государственный праздник День славянской письменности и культуры - в нынешнем году столицей праздника названа подмосковная Коломна.

3. Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно - нравственного образования в современных условиях [Текст] / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг. - 2003. - № 3. - С. 9 - 12.

4. Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно – нравственная культура» [Текст] / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45.

5. Зимина, А. Праздник славянской письменности и культуры / А. Зимина // Русский язык в школе. - 2007. - № 3. - С. 50-55.

6. Каптерев, П. Ф. Слово о значении праздника в День святых Кирилла и Мефодия / П. Ф. Каптерев // Педагогика. - 2006. - N 6. - С. 91-94.

7. Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.

8. Свенцицкий, С. Калужский праздник славянства: (День славянской письменности и культуры-2001) / С. Свенцицкий // Международная жизнь. - 2001. - № 7. - С. 25-31.

9. Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19 - 21.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*