Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современный подход к обучению БЖД в рамках реализации ФГОС

21.11.2018 672 1952
Тямисова Елена Викторовна
Тямисова Елена Викторовна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Моя педагогическая деятельность проходит в Михайловском экономическом колледже – интернате. Это особое образовательное учреждение. Колледж предназначен для обучения и реабилитации инвалидов, но есть и возможность обучения на договорной (платной) основе.

В колледже получают базовую и углубленную подготовку лица с ограниченными возможностями здоровья , имеющие заключение Бюро МСЭ об инвалидности и возможности обучаться, а по окончании трудиться по выбранной специальности. Здесь они проходят социально-психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию.

Преподаваемый мною предмет (безопасность жизнедеятельности) имеет для таких студентов особое значение. К сожалению, некоторые из обучаемых, получившие группу инвалидности после травм и несчастных случаев, на своём опыте убедились в необходимости формирования безопасного поведения.

Современный подход к обучению БЖД, в рамках реализации ФГОС нового поколения, имеет своей целью становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность обучаемого, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Государственный стандарт в области Безопасности жизнедеятельности отражает:

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- формирования убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности.

Жизнь современного человека полна неожиданностей и всяких опасностей, она ежедневно требует от него принятия быстрых и верных решений, поэтому предмет «Безопасность жизнедеятельности» в буквальном смысле жизненно важен и как никакой другой имеет сейчас прикладное значение.

Кроме того, тесная связь курса БЖД с практикой в виде личного опыта проживания в сложившихся реальных условиях открывает широкие перспективы в преодолении свойственного возрасту наших студентов фрагментарного или «клипового» мышления, развития восприятия целостной картины мира и укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе.

В последние годы актуальность освоения курса БЖД значительно повысилась в связи с обострением внутренних и внешних угроз Росси, активизацией международного терроризма, ростом количества природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, с соответствующими указами Президента России, законодательством и вытекающими изменениями нормативных актов органов управления образованием. 

К сожалению, в России не снижается количество людей, погибающих на транспорте, от пожаров (последний, получивший большой общественный резонанс, пожар в торговом центре "Зимняя вишня"), от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, и уменьшить их воздействие является главной целью  разработки все более эффективных методов преподавания указанного предмета.

В связи с вышеизложенным, задачами курса БЖД является подготовка студентов к безопасному и осмысленному поведению в повседневной жизни, и особенно в опасных и чрезвычайных ситуация, формирование у них навыков здорового образа жизни и способности компетентно оказывать первую медицинскую помощь, воспитание гражданственности, патриотизма, подготовка юношей, к службе в рядах Вооружённых сил РФ.

Для осуществления этих задач возникает необходимость вооружать студентов глубокими и прочными знаниями, нравственными качествами и навыками здорового образа жизни.

Это возможно, когда  на уроках и во внеурочной деятельности используется взаимосвязь компонентов  (развитие способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и возможности, самостоятельно искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и  передавать необходимую  информацию, работать в группе, владеть различными социальными ролями.

Всё вышеизложенное становится возможным, через применение современных педагогических технологий, таких как проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение, деятельностный метод. Главное - научить студентов самостоятельности, умению искать и принимать верные решения, быть толерантными друг к другу.

Использование в преподавании курса БЖД здоровьесберегающих технологий позволяет, вместе с другими педагогами нашего колледжа, формировать  культуру здорового образа жизни студента, воспитывать приоритетное отношение  к таким общечеловеческим ценностям как здоровье и жизнь человека.

Я применяю различных форм организации обучения – это коллективная, групповая, парная или индивидуальная форма. Индивидуализация воспитательного взаимодействия решается также через дифференцированный подход к каждому обучающемуся. Для решения этой задачи дидактический материал разрабатывается в нескольких вариантах, разного уровня и разной формы, в том числе электронные обучающие - тестирующие программы, которые дают наиболее объективную оценку знаний студентов. Эти программы дают возможность обучающимся осваивать материал в соответствии со своими индивидуальными особенностями и в удобное время.

Современное образование открывает перед педагогом широкий выбор решений теоретических и практических задач, использует различные формы, средства, методы активной педагогики, получившие название интерактивных.

Как для студентов, так и для преподавателя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов нового поколения на результаты освоения основных образовательных программ. Студенты не только получают предметные знания, но и демонстрируют умение применять эти знания в практической деятельности. Современный урок БЖД должен быть проблемным и развивающим.

Поэтому к большинству тем разработаны ситуационные задачи, приближённые к реальным ситуациям, в которые могут попасть наши выпускники. Хотя в жизни всё бывает сложнее и не стандартнее, чем на тренировке. Анализ ситуаций позволяет студентам приобретать знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различные экстремальные ситуации.

Типология учебных ситуаций БЖД может быть представлена такими ситуациями, как:

 - ситуация-проблема  — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного, а зачастую нестандартного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

 - ситуация-иллюстрация  — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

- ситуация-оценка  — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

- ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Многие студенты обучаются или планируют пройти обучение для получения водительских прав. Поэтому ряд ситуаций я беру из задач по ПДД, особенно это касается вопросов оказания доврачебной помощи.

Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения. На уроках БЖД это прежде всего навыки оказания доврачебной помощи.

На уроках я с успехом применяю деловые, ролевые и дидактические игры, игровой имитационной модели, воссоздающей условия, содержание, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Деловая игра предполагает воспроизведение реальной действительности.

Традиционно в рамках Недели здоровьесберегающих технологий, которая ежегодно проводится в нашем колледже, студенты участвуют в конкурсе для студентов I-II курсов по оказанию первой медицинской помощи «Добровольный спасатель».

Конкурс сочетает в себе элемент соревнования с отработкой практических навыков, что позволяет в полной мере вовлечь участников в процесс. Целью данного мероприятия является формирование сознательного и ответственного отношения и молодежи к вопросам личной и общественной безопасности.

Итак, современный урок Безопасности жизнедеятельности, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения – это урок с использованием техники, урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому обучаемому, урок, содержащий разные виды деятельности, урок, на котором студенту комфортно, урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности студента, развивать у него креативное мышление, воспитывать думающего человека-интеллектуала.

Данный подход к работе по преподаванию курса БЖД в системе СПО повышает интерес к учебе и качество знаний в целом, устанавливает взаимопонимание и партнерство студентов друг с другом и с преподавателем в процессе освоения предмета, одновременно стимулируется всесторонняя личностная реализацию индивидуальности каждого обучаемого, способствует формированию у обучаемых гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; способности ориентироваться  в неблагоприятных и особенно в угрожающих жизни условиях; оказание помощи себе и другим пострадавшим для сохранения жизни и здоровья;   способности к успешной социализации в обществе, что способствует формированию социально адаптированного, граждански-ответственного, творчески-инициативного и  успешного члена нашего общества. Это полностью соответствует  целям воспитания и обучения  в рамках реализации ФГОС нового поколения.

 

Оригинал работы:

Современный подход к обучению БЖД в рамках реализации ФГОС




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*