Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современные формы профориентационной работы в СПО

21.11.2018 382 608
Кокорина Светлана Николаевна
Кокорина Светлана Николаевна, методист

Ермолаева Нина Вячеславовна
Ермолаева Нина Вячеславовна, зам. директора по УВР

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

В настоящее время профориентационной работе уделяется самое серьезное внимание.

Ежегодно совершенствуется работа в рамках сотрудничества и взаимодействия по вопросам профориентации и социально-трудовой адаптации между СПО и СОШ города Дзержинска и Володарского района. Помогая современному школьнику сделать верный выбор профессии, полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарований, оградить его от неуверенности в завтрашнем дне, мы все вместе помогаем выбирать тот или иной образ жизни, определять путь к жизненному успеху, которому могут сопутствовать разные условия: здоровье человека, его способности, умения и многое другое. Но благополучие и материальный уровень будущей жизни во многом зависят от готовности человека к труду, к творчеству, к полезной и активной деятельности, без которых, разумеется, жизнь человека не может быть достойной и счастливой.

От того, насколько правильно выбран жизненный путь, вид профессиональной деятельности зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и психическое здоровье, радость и счастье. Это подтверждает не только опыт многих поколений, но и народная мудрость: «Смотри древо в плодах, а человека – в делах», «Без дела жить – только небо коптить».

Многогранность профориентационной работы помогает развитию профессиональных и творческих навыков, повышению интереса к профессиям, определить особенности личности, профессиональной мотивации, познакомиться с образовательными учреждениями.

Мы стремимся выстраивать профориентационную работу с разными возростными категорями. Большой акцент делается на раннюю профориентацию. С этой целью реализуется образовательная программа «Я познаю мир», расчитанная на воспитанников детского дома города Дзержинска и на школьников 1-3 классов СОШ города Дзержинска. В данной работе неоценимую помощь оказывает волонтерское движение нашего техникума «Энергия жизни», оно формирует положительное отношение к труду, позволяет в игре познакомиться с профессиями у детей начальной школы. Впервые в этом году 19.10. мы провели мероприятие «Рецепт хорошего настроения», направленное на школьников 6-7 классов, посвященное двум событиям Международному дню хлеба (10.10.) и Международному Дню повара (20.10.). СОШ города Дзержинска с удовольствием откликнулись на наше приглашение, к нам пришли 260 школьников. Данное мероприятие познакомило школьников с профессиями и специальностями сферы общественного питания, была представленна яркая творческая программа, всем гостям предложена выпечка, приготовленная нашими студентами. Перед школьниками выступила предприниматель Григорьева Т.Ю., владелица кафе, Городской пекарни, серии кулинарий, которая рассказала о важности профессий общественного питания.

Следующая наша аудитория - школьники 8-9 классов. Педагог-психолог проводит профессиональную диагностику, выясняя интересы, особенности личности, способности современных школьников, их мотивации при выборе профессии. Данная работа проводится в период экскурсий школьников в техникум, при посещении профессиональных конкурсов, олимпиад «Лучший по професии», Днях открытых дверей, декаде специальностей, школе молодых профессионалов.

Для этой категории осуществляется разработка новой учебной программы «Проектирование траекторий профессионального самоопределения» для учащихся 8 и 9 классов общеобразовательных школ. ГБПОУ ДТБТ предлагает содействие в её реализации в следующих формах:

1)проведение бинарных уроков совместно преподавателями ПОО с учителями ООО (введение в профессию/специальность);

2)проведение тематических экскурсий согласно программе курса (ознакомление с миром профессий, видами деятельности, продукцией и прочие);

3)проведение индивидуальной внеклассной работы с учащимися по профессиональному самоопределению;

4)проведение профессиональных проб для учащихся.

В 2018 году впервые был апробирован такой формат профориентационной деятельности для учащихся общеобразовательных школ, как профессиональные пробы (Школа молодого профессионала). Основное назначение его состоит, с одной стороны, в представлении ценности практического труда работника пищевой промышленности, а с другой стороны, в необходимости формирования у обучающихся потребности в трудовой деятельности, в развитии у обучающихся стремления быть лучшим по профессии. У многих людей осознание информации идет именно через практическую деятельность, таким образом, чтобы понять, насколько тебе подходит та или иная сфера деятельности, необходимо попробовать окунуться в эту сферу труда и получить определенный результат.

В основе профессиональной пробы, предлагаемой нами, лежит идея моделирования будущей профессиональной деятельности. В ходе выполнения профессиональных проб учащийся проходит по трем ведущим составляющим профессии: технологической (мое мысленное представление образа профессии), ситуативной (я вношу элементы творчества в образ профессии), функциональной (я действую, воплощаю образ профессии на практике).

Задания профессиональных проб позволяют ознакомиться с основными характеристиками представляемой профессии, способствуют овладению необходимыми умениями и видами профессиональной деятельности и формированию у обучающихся положительной мотивации к выбору профессии.

Профессиональные пробы проводились по трем компетенциям: «Поварское дело», «Кондитерское искусство», «Ресторанный сервис». Программы проб разработаны с учетом уровней сложности заданий, позволяя задания низших уровней сложности успешно выполнить всем участникам, а наиболее способным продвинуться дальше и достигнуть успехов при выполнении заданий более высокого уровня сложности (таблицы 1,2). Выполнение заданий предлагается предварять мастер-классом преподавателей (рисунок), мастеров производственного обучения или студентов старших курсов техникума, обучающихся на одноименных специальностях.

Таблица 1 – Задания разных уровней сложности профессиональных проб по компетенции «Поварское дело»

Уровень сложности

Формулировка задания

Время на выполнение

Критерии оценивания

1

приготовление канапе с мясными гастрономическими изделиями и сыром

30 мин

- рациональное использование продуктов;

- правильная организация хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

- корректное использование разделочных досок;

- правильное использование раздельных контейнеров для мусора (органические и неорганические отходы);

- навыки работы с ножом;

- кулинарные навыки – приготовление и оформление;

- навыки работы с продуктом – техника, ведение процесса, соответствующие продукту технологии;

- организационные навыки – планирование и ведение процесса приготовления.

2

приготовление «Заправка для салатов»

20 мин

3

приготовление салата «Винегрет овощной»

40 мин

4

приготовление коктейля молочно-ягодного с мороженным

30 мин

Таблица 2 – Задания разных уровней сложности профессиональных проб по компетенции «Ресторанный сервис»

Уровень сложности

Формулировка задания

Время на выполнение, мин

Критерии оценивания

1

Подготовка посуды и приборов к сервировке.

20

Посуда и приборы чистые, сухие;

Время, затраченное на выполнение задания;

Общее впечатление от конечного результата.

2

Правила работы с подносом

15

Правильно выбранное положение подноса на руке;

• Не пролив воды при переносе на подносе

• Общее впечатление от конечного результата;

• Время, затраченное на выполнение задания.

организационные навыки – планирование и ведение процесса обслуживания.

3

Складывание салфеток 5-7 способами

15

• Четкие и ровные складки;

• Правильно выбранная сторона ткани;

• Сложение с первого раза;

• Общее впечатление от конечного результата;

• Время, затраченное на выполнение задания.

4

Предварительная сервировка стола к завтраку

30

• Посуда симметрична, правильно расположена;

• Приборы симметричны, правильно расположены;

• Фужеры правильно расположены;

• Правильная последовательность накрытия;

• Общее впечатление от конечного результата;

• Время, затраченное на выполнение задания.

Актуальность выбранной методики не вызывает сомнений, потому что, только познакомившись с особенностями профессий поближе и выполнив определенную практическую работу, можно определить свои способности и наклонности, выбрать то дело, которое более интересно и получается значительно лучше.

Необходимо осознавать, что удачный выбор профессии является мощным стимулом для дальнейшего профессионального формирования молодого человека. Выбрать профессию по душе и овладеть ею – это большая удача для человека. Важно, чтобы с первых дней обучения, обучающиеся осознали, что выбранная ими профессия открывает путь к достижению профессионального мастерства, перспективу для дальнейшего профессионального роста.

 

Оригинал работы:

Современные формы профориентационной работы в СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*