Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСистема образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности, значимость которой возрастает в формировании у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой культуры, личных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. В период обучения студенты проходят важнейший этап социализации, гражданственности, сознавая общественно-значимые ценности, при этом обучение профессии и воспитание должны объединиться в единый процесс.
Стратегической задачей преподавателя является создание условий, способствующих повышению воспитательного потенциала в рамках учебного процесса, а именно использования инновационных технологий обучения, в том числе и методов активного обучения.
Цели занятий должны быть ориентированы на такие принципы, как демократизм (педагогика сотрудничества преподавателя и студента), гуманизм, уважение к общечеловеческим ценностям, этическим нормам, патриотизм и гражданственность, профессионализм и компетентность, овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками избранной специальности.
Методы активного обучения, которые используются в преподавании на отделении «Фармация» Мурманского медицинского колледжа являются целью повышения эффективности усвоения студентами междисциплинарного курса МДК.02.01. «Технология изготовления лекарственных форм», а также подготовки специалистов с высоким уровнем гражданственности и патриотизма.
Сущность такого обучения заключается в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию[1].
В практике обучения установлена конкретная зависимость: если студентов ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность, обладающую высоким уровнем развития интеллекта, инициативности, самостоятельности, критичности [2].
Проблемно-развивающее обучение, используемое на занятиях, как главное средство активизации учебно-познавательной деятельности и формирования гражданского самосознания студентов «…строится на основе формирования воспитательных отношений по принципу профессиональной целесообразности и формирования профессионально важных качеств, знаний, умений» [3].
Лекционное занятие по теме «Государственное нормирование качества лекарственных средств» в рамках изучения междисциплинарного курса МДК.02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» проводится с использованием приемов критического мышления, которое является одним из методов проблемно-развивающего обучения. Мотивация направлена на формирование профессиональной ответственности, гражданского самосознания в связи с тем, что фармацевтический продукт – это особый предмет потребления, так как лекарственный препарат предназначен для приёма больным человеком, организм которого, как правило, находится в состоянии с резко ослабленными защитными функциями, также потребитель не может самостоятельно оценить качество препарата.
Эти особенности заставляют предъявлять чрезвычайно серьёзные и строгие требования к качеству лекарственных препаратов. Во второй половине ХХ века в фарминдустрии появились кодексы профессиональной деятельности: надлежащая мануфактурная практика(GMP) и надлежащая фармацевтическая практика (GPP). Появилось понятие лекарственная / фармацевтическая помощь – ответственное предоставление фармакотерапии с целью достижения определенных результатов, улучшающих качество жизни пациентов.
Для будущего компетентного профессионала и гражданина, а именно фармацевта необходимо знать, что качество фармацевтического продукта – это качество лечения, а это самое главное в вопросах здравоохранения. Гарантия качества, эффективности и безопасности ЛС – это основная задача государства в области охраны здоровья граждан.
Целью занятия является рассмотрение основных вопросов, связанных с государственной регламентацией лекарственного обеспечения населения страны.
Методика критического мышления включает три этапа: вызов, осмысление, рефлексия. На первом этапе «Вызов» перед студентами выдвигается проблема, цели которой: актуализация и обобщение знаний по данной проблеме, гражданская позиция, мотивация студента к активной работе.
Перед студентами ставится задача в виде двух проблемных вопросов: роль государства и фармацевта в лекарственном обеспечении. Психологи признают, что начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения студентами новых знаний [4]. В данном случае вопросы, поставленные перед студентами, вызывают познавательные трудности, преодоление которых становится мотивом творческого мышления.
Студенты должны научиться применять раннее усвоенные знания, умения и навыки в новых ситуациях, поэтому при изложении лекционного материала учитывается развитие интереса к предмету через раскрытие межпредметных связей, что помогает студентам увидеть практическую значимость предмета для их будущей профессии [5].
Приоритетным приёмом обучения на втором этапе лекции «Осмысление» является приём «Инсерт», который позволяет студенту: получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями. В основной части лекции, где раскрывается и анализируется содержание лекционного занятия, используются приёмы наглядности, которые «…предусматривают опору не только на зрение, но и на все остальные органы чувств. К.Д. Ушинский отмечал, что чем большее количество органов чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти»[2]. Лекционное занятие по данной теме содержит большое количество определений, нормативно-технической документации и презентация, во многом способствует усвоению содержания темы, а используемая рабочая тетрадь, освобождает студента от рутинной работы по конспектированию, изображению многочисленных схем и таблиц, при этом учебный процесс становится доступным и интересным.
Важнейшим компонентом учебного процесса, направленного на формирование профессиональной компетенции и гражданственности является общение преподавателя со студентом, их совместная деятельность, сотрудничество. При совместном решении творческой задачи возникает специфическая ситуация, принципиально отличная от индивидуального поиска, которая развивает у студентов лучшие черты и качества, а именно доброту, коллективизм, справедливость, готовность к сочувствию и сопереживанию.
Поэтому на занятии обеспечивается продвижение такого принципа дидактики, как прочность, осознанность и действенность знаний, которые обеспечивают творческое отношение к учебно-воспитательному процессу, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучаемых [6].
На третьем этапе занятия используется метод «Рефлексия», которую следует рассматривать как переосмысление человеком изменений, которые произошли в мыслительной деятельности, т. е. то, что уже вошло в сферу сознания. Для целостного осмысления, обобщения полученной информации и формирования собственного отношения к проблеме студентам предлагается разгадать кроссворд, который содержит два ключевых слова – государство и нормирование. В результате появляется логическая цепочка: государство – нормирование – фармацевт и возникают ответы на поставленные в начале занятия проблемные вопросы.
Повышение воспитательного потенциала в рамках учебного процесса в системе среднего профессионального образования необходимо и продиктовано современными условиями жизни. Учебный процесс, построенный на основе активных методов обучения, способен обеспечить подготовку специалиста с высокой культурой, социальной активностью и качествами гражданина и патриота своей страны.
Список литературы
1. «Среднее профессиональное образование»/журнал/статья «Инновационные образовательные технологии в системе СПО на современном этапе», авторы: В.Ю. Переверзев, С.Н. Фомин, Н.Д. Макаров/М.:2003.-№8
2. «Педагогика»/Справочное пособие/М.Б. Кановская/М.: АСТ,2009.-64с.
3. «Педагогика»/ Экспресс справочник для студентов вузов/Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин/М.: ИКЦ «МарТ», 2003.-256с.
4. Педагогика © 2010 All Rights Reserved.
5. «СПЕЦИАЛИСТ»/ журнал/статья «Формирование познавательного интереса», авторы: Т.Н. Наумова, Л.Г. Шаныгина/М.:2004.-№1
6. «Психология и Педагогика»/Учебное пособие/В.А. Петерс/М.:ТК Велба, Изд-во Проспект, 2004.-304с.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.