Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Ориентация учебного процесса на повышение воспитательного потенциала гражданского сознания у студентов

15.11.2018 509 915
Морозова Елена Юрьевна
Морозова Елена Юрьевна, преподаватель

Мурманский медицинский колледж

Система образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности, значимость которой возрастает в формировании у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой культуры, личных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. В период обучения студенты проходят важнейший этап социализации, гражданственности, сознавая общественно-значимые ценности, при этом обучение профессии и воспитание должны объединиться в единый процесс.

Стратегической задачей преподавателя является создание условий, способствующих повышению воспитательного потенциала в рамках учебного процесса, а именно использования инновационных технологий обучения, в том числе и методов активного обучения.

Цели занятий должны быть ориентированы на такие принципы, как демократизм (педагогика сотрудничества преподавателя и студента), гуманизм, уважение к общечеловеческим ценностям, этическим нормам, патриотизм и гражданственность, профессионализм и компетентность, овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками избранной специальности.

Методы активного обучения, которые используются в преподавании на отделении «Фармация» Мурманского медицинского колледжа являются целью повышения эффективности усвоения студентами междисциплинарного курса МДК.02.01. «Технология изготовления лекарственных форм», а также подготовки специалистов с высоким уровнем гражданственности и патриотизма.

Сущность такого обучения заключается в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию[1].

В практике обучения установлена конкретная зависимость: если студентов ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность, обладающую высоким уровнем развития интеллекта, инициативности, самостоятельности, критичности [2].

Проблемно-развивающее обучение, используемое на занятиях, как главное средство активизации учебно-познавательной деятельности и формирования гражданского самосознания студентов «…строится на основе формирования воспитательных отношений по принципу профессиональной целесообразности и формирования профессионально важных качеств, знаний, умений» [3].

Лекционное занятие по теме «Государственное нормирование качества лекарственных средств» в рамках изучения междисциплинарного курса МДК.02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» проводится с использованием приемов критического мышления, которое является одним из методов проблемно-развивающего обучения. Мотивация направлена на формирование профессиональной ответственности, гражданского самосознания в связи с тем, что фармацевтический продукт – это особый предмет потребления, так как лекарственный препарат предназначен для приёма больным человеком, организм которого, как правило, находится в состоянии с резко ослабленными защитными функциями, также потребитель не может самостоятельно оценить качество препарата.

Эти особенности заставляют предъявлять чрезвычайно серьёзные и строгие требования к качеству лекарственных препаратов. Во второй половине ХХ века в фарминдустрии появились кодексы профессиональной деятельности: надлежащая мануфактурная практика(GMP) и надлежащая фармацевтическая практика (GPP). Появилось понятие лекарственная / фармацевтическая помощь – ответственное предоставление фармакотерапии с целью достижения определенных результатов, улучшающих качество жизни пациентов.

Для будущего компетентного профессионала и гражданина, а именно фармацевта необходимо знать, что качество фармацевтического продукта – это качество лечения, а это самое главное в вопросах здравоохранения. Гарантия качества, эффективности и безопасности ЛС – это основная задача государства в области охраны здоровья граждан.

Целью занятия является рассмотрение основных вопросов, связанных с государственной регламентацией лекарственного обеспечения населения страны.

Методика критического мышления включает три этапа: вызов, осмысление, рефлексия. На первом этапе «Вызов» перед студентами выдвигается проблема, цели которой: актуализация и обобщение знаний по данной проблеме, гражданская позиция, мотивация студента к активной работе.

Перед студентами ставится задача в виде двух проблемных вопросов: роль государства и фармацевта в лекарственном обеспечении. Психологи признают, что начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения студентами новых знаний [4]. В данном случае вопросы, поставленные перед студентами, вызывают познавательные трудности, преодоление которых становится мотивом творческого мышления.

Студенты должны научиться применять раннее усвоенные знания, умения и навыки в новых ситуациях, поэтому при изложении лекционного материала учитывается развитие интереса к предмету через раскрытие межпредметных связей, что помогает студентам увидеть практическую значимость предмета для их будущей профессии [5].

Приоритетным приёмом обучения на втором этапе лекции «Осмысление» является приём «Инсерт», который позволяет студенту: получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями. В основной части лекции, где раскрывается и анализируется содержание лекционного занятия, используются приёмы наглядности, которые «…предусматривают опору не только на зрение, но и на все остальные органы чувств. К.Д. Ушинский отмечал, что чем большее количество органов чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти»[2]. Лекционное занятие по данной теме содержит большое количество определений, нормативно-технической документации и презентация, во многом способствует усвоению содержания темы, а используемая рабочая тетрадь, освобождает студента от рутинной работы по конспектированию, изображению многочисленных схем и таблиц, при этом учебный процесс становится доступным и интересным.

Важнейшим компонентом учебного процесса, направленного на формирование профессиональной компетенции и гражданственности является общение преподавателя со студентом, их совместная деятельность, сотрудничество. При совместном решении творческой задачи возникает специфическая ситуация, принципиально отличная от индивидуального поиска, которая развивает у студентов лучшие черты и качества, а именно доброту, коллективизм, справедливость, готовность к сочувствию и сопереживанию.

Поэтому на занятии обеспечивается продвижение такого принципа дидактики, как прочность, осознанность и действенность знаний, которые обеспечивают творческое отношение к учебно-воспитательному процессу, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучаемых [6].

На третьем этапе занятия используется метод «Рефлексия», которую следует рассматривать как переосмысление человеком изменений, которые произошли в мыслительной деятельности, т. е. то, что уже вошло в сферу сознания. Для целостного осмысления, обобщения полученной информации и формирования собственного отношения к проблеме студентам предлагается разгадать кроссворд, который содержит два ключевых слова – государство и нормирование. В результате появляется логическая цепочка: государство – нормирование – фармацевт и возникают ответы на поставленные в начале занятия проблемные вопросы.

Повышение воспитательного потенциала в рамках учебного процесса в системе среднего профессионального образования необходимо и продиктовано современными условиями жизни. Учебный процесс, построенный на основе активных методов обучения, способен обеспечить подготовку специалиста с высокой культурой, социальной активностью и качествами гражданина и патриота своей страны.

 

Список литературы

1. «Среднее профессиональное образование»/журнал/статья «Инновационные образовательные технологии в системе СПО на современном этапе», авторы: В.Ю. Переверзев, С.Н. Фомин, Н.Д. Макаров/М.:2003.-№8

2. «Педагогика»/Справочное пособие/М.Б. Кановская/М.: АСТ,2009.-64с.

3. «Педагогика»/ Экспресс справочник для студентов вузов/Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин/М.: ИКЦ «МарТ», 2003.-256с.

4. Педагогика © 2010 All Rights Reserved.

5. «СПЕЦИАЛИСТ»/ журнал/статья «Формирование познавательного интереса», авторы: Т.Н. Наумова, Л.Г. Шаныгина/М.:2004.-№1

6. «Психология и Педагогика»/Учебное пособие/В.А. Петерс/М.:ТК Велба, Изд-во Проспект, 2004.-304с.

 

 

Оригинал работы:

Ориентация учебного процесса на повышение воспитательного потенциала гражданского сознания у студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*