Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Создание положительной мотивации у обучающихся по профессии «Парихмахер» в КОГПОБУ «Кировский технологический колледж»

30.10.2018 147 275
Пяташихина Елизавета Эдуардовна
Пяташихина Елизавета Эдуардовна, мастер производственного обучения

Кировский технологический колледж

С древних времен учителя и педагоги ищут различные способы эффективного обучения учеников, чтоб затраты сил и времени были разумными.

В настоящий момент перед преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных учебных учреждений стоит задача создания таких условий, при которых студенты за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.

Основной задачей профессионального учебного учреждения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплен прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику.

Мотивация студентов - это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущей силой процесса обучения и усвоения материала. Мотивация (либо мотивационная сфера) содержит в себе большое количество разнообразных побуждений.

Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения обучающихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются ввиду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы - это сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора.

Современный выпускник должен не только обладать профессиональными навыками, но и стремиться к достижению своих целей и чувствовать себя востребованным на рынке труда. Необходимо прививать обучающимся желание к накоплению знаний, к самостоятельной деятельности и к постоянному самосовершенствованию. Для того чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала.

Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Мы рассмотрим те основные ее компоненты, которые необходимо знать преподавателю, чтобы затем применять их в своей работе.

Прежде чем приступать к анализу мотивационной сферы, остановимся на том, что такое процесс обучения.

Обучение целесообразно рассматривать как активную деятельность студентов по усвоению знаний, способов их самостоятельного приобретения.

Управление обучением есть формирование этой деятельности студентов.

Прежде чем начать обучение, студент должен усвоить (понять, принять для себя, самостоятельно поставить) учебную задачу.

Таким образом, целостная учебная деятельность обязательно включает в себя все эти компоненты – учебную задачу, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки.

Мотивация студентов является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.

Мотивация обучения - средства побуждения обучающегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотив - это направленность обучающегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением студента к ней и отношение к предмету его деятельности.

Изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность откорректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление обучающихся. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.

Существуют следующие виды учебной мотивации обучающихся:

- эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих талантов); в процессе обучения студенты много экспериментируют как над собой, так и над друзьями, родственниками. В процессе обучения они выявляют что им ближе: выполнение стрижек, окрашиваний или причесок.

- профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу); на занятиях мы с обучающимися обсуждаем перспективы профессии «Парикмахер» и я, как мастер производственного обучения, говорю, что высококвалифицированный парикмахер может работать в парикмахерской, салоне-красоты или салоне-люкс в больших городах, студии красоты.

- статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение, занять определенную должность); на занятиях я рассказываю о людях достигших профессиональных высот в индустрии красоты и парикмахерском искусстве (Георгий Кот, Руслан Татьянин, Долорес Кандрошова).

- коммуникативные мотивы (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств); рассказываю своим студентам о конкурсах, мастер - классах, семинарах, которые проводят технологи и стилисты. Стараюсь их привлечь к посещению таких мероприятий. Всегда находятся такие студенты, которые готовы вложиться в своё образование и развитие, и участвуют в конкурсах профессионального мастерства, которые проводятся в нашем городе и за его пределами.

- практические мотивы (научиться самообразованию, стремлению усвоить отдельные интересующие знания). Бывают такие моменты, когда студенты приходят и просят объяснить новые техники выполнения определенной работы. В таких случаях я предлагаю им самостоятельно найти информацию по интересующему вопросу, чтобы затем обсудить это всей группой на практических занятиях.

Эти мотивы могут сливаться воедино, образуя общую мотивацию для обучения. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это.

Так же не стоит забывать о связке студент - преподаватель. Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы.

Использовать эффективную форму мотивации - укреплять уверенность в собственных силах студента. Я стараюсь по мере возможности общаться с обучающимися вне учебных занятий, отвечать на их вопросы, консультировать по возникающим профессиональным ситуациям. Не менее важно уважать студента и заинтересовывать его на изучение и выполнение практических заданий. И тогда, студенты будут с удовольствием посещать учебную практику и выполнять поставленные задачи.

Обучающиеся профессиональных учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания и умения на практике и получить неплохое вознаграждение за свой труд.

В наше время доступ к информации любого рода не вызывает никаких трудностей, возникает лишь вопрос о том, как мотивировать обучающихся профессиональных учреждений к постоянному поиску и изучению актуальных материалов, и усвоению нужных и полезных знаний.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для обучающегося.

Мотивы - это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии обучающимся был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

 

Оригинал работы:

Создание положительной мотивации у обучающихся по профессии «Парихмахер» в КОГПОБУ «Кировский технологический колледж»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*