Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«ProjectWork» как коммуникативный, личностно ориентированный метод при обучении английскому языку

07.12.2012 284 1671
Петруня Наталья Владимировна, преподаватель английского языка

Новокузнецкий строительный техникум

Развитие международных отношений, в частности официальных и неофициальных контактов, а также экономических и культурных связей требует умения неформального общения в различных сферах жизни, где важная роль отводится знанию иностранных языков. Целью обучения английскому языку в профессиональных образовательных учреждениях является не система английского языка, а иноязычная коммуникативно-речевая деятельность. 

 

Существенной составляющей модернизации образования в системе СПО является внедрение  в практику преподавания современных  эффективных методов, направленных на улучшение качества обучения в средне профессиональных учебных заведениях.  


Один из методов, позволяющих решить эту дидактическую задачу и вовлечь учащихся в решение действительно интересных, практически значимых и доступных для них проблем с учетом особенностей культуры страны, является метод проектов.


В отечественной педагогике данный метод рассматривается как «Средство всестороннего упражнения ума и развития мышления» (П.Ф. Каптеров); «формирования творческих способностей» (П.П. Блонский). Проект-это «самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности» (Зимняя И.А.)


Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении будущих специалистов.

Работа над проектами при обучении английскому языку отражает современную тенденцию в образовании ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения (discoverylearning). Более того использование проективных приемов приучают учащихся творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации. 


ProjectWork является одним из способов интенсификации учебной деятельности учащихся, повышающих мотивацию к изучению иностранного языка и развивающих активность и творчество.


В ходе работы над проектами у учащихся вырабатываются следующие умения и навыки:

∙ умение извлекать информацию из большого числа альтернативных источников;

∙ навык самостоятельного поиска и обработки информации;

∙ умение пользоваться компьютерной сетью Интернет;

∙ умение систематизировать и адаптировать полученные данные;

∙ умение извлекать необходимую информацию из иноязычных источников;

∙ умение обрабатывать информацию и создавать на её основе компьютерную презентацию;

∙ умение работать в команде.

∙ практические навыки во всех видах речевой деятельности чтении, аудировании, говорении;

∙ умение анализировать полученные данные и делать выводы;


Подготовка и реализация собственных творческих проектов является этапом определенного цикла работы над развитием и совершенствованием умений во всех видах речевой деятельности. Это дает возможность использовать профессиональную подготовку и личностный жизненный опыт в отстаивании (укреплении) своих позиций.


Перечислю основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта:

  1. Проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них. Решаемая с его помощью проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно и теоретическое) значение.
  2. Работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер.
  3. Проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, при этом допускает изменения в процессе своего осуществления.
  4. Каждый проект соотносится с определенной темой устной речи. На подготовительном этапе студенты отрабатывают лексико-грамматический материал в рамках темы. Они должны свободно владеть необходимой лексикой перед выполнением творческого проекта и их обсуждением.

В нашей практике ProjectWork учащихся чаще всего носят комбинированный характер, сочетая в себе признаки различных типов проектов.


Студенты работают с текстовым материалом по заданной теме, учат ключевые слова и выражения.


Основными источниками получения информации, а их не должно быть менее трех, для творческих проектов являются печатные материалы, аудио- и видеозаписи, интернет источники. Творческим проектом может быть интервью на определенную тему с последующей обработкой и представлением результатов, создание радиопередачи, видеофильма, план а- проекта дома будущего.


Творческий проект обычно рассчитан на продолжительное время, может быть индивидуальным, но чаще всего ориентирован на небольшую группу.

Работа над проектом включает в себя три стадии

  1. планирование (planning);
  2. подготовка  и исполнение проекта (carrying out the project);
  3. презентация (presentation);
  4. обсуждение и оценка проекта (reviewing.)

В процессе подготовки и осуществления творческих проектов учащимся дается возможность самим конструировать содержание общения. Большую роль в ходе решения проблемных задач играет непроизвольное запоминанием языкового материала (лексических средств и грамматических структур).


Основная часть работы над проектом проводится студентами самостоятельно, внеаудиторно. В классе при участии преподавателя проходят начальная и заключительная стадии. В целом, роль преподавателя состоит в том, чтобы создать условия максимально благоприятные для раскрытия и проявления творческого потенциала учащихся, координировать работу, помочь преодолевать непредвиденные трудности, которые могут возникнуть.


В нашем техникуме «Projectwork» проводятся в соответствии с Программой обучения, в полной мере отражая требования ФГОС 3 поколения к уровню образования  и обучения. Проектная работа– это письменное изложение взглядов и размышлений студентов, сравнение с мнениями других по обсуждаемой теме с последующей устной презентацией работы.  Это использование знаний профессиональной подготовки и личного жизненного опыта в отстаивании своих позиций. Приобретенные у учащихся в школе навыки работы над проектами, отрабатываются у нас в техникуме поэтапно, в зависимости от курса обучения.


На первом курсе  студенты нашего техникума после изучения тем выполняют следующие групповые проекты  «My native town», «My favourite sportsman. Dream team», «Traditions of Novokuznetsk Building Technical School», «My united family and me» - данный проект проводился в виде конкурса среди студентов нашего техникума в год Семьи в рамках внеаудиторной работы. Успех реализации учебного проекта во многом зависит от правильной организации совместных усилий участников проекта на каждом этапе работы: 

1. Планирование.

А) определение проблемы, темы проекта, формулировка цели и задач, определение методов (информационный, исследовательский, творческий).

Выявление проблемы проекта важное условие, так как проблемный подход является первым и основным условием для развития критического и творческого мышления учащихся.

Б) Определение продолжительность проекта, числа  участников.

В) определение вида оформления  результатов проекта. Формы реализации проекта могут быть различные: печатная работа, доклад, стенгазета, плакат, мультимедиапрезентация, творческий отчет и другие.

Г) разработка критериев оценки успешности проекта. Сначала оценка за проектную работу выставляется группе в целом, а затем на нее основе выставляется индивидуальная оценка каждому члену группы в соответствии со степенью его реального участия в общей работе.

Д) Выдача заданий. При необходимости оказание помощи учащимся в планировании, распределении заданий, обсуждении общих результатов.

2. Подготовка и исполнение проекта (carrying  out  the  project)

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Предлагается тема проекта, идея определяется проблема и обсуждается с учениками.   

Далее распределяются обязанности, при этом учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.  

Работая над проектом, студенты составляют план работы над проектом, собирают информацию из различных источников, интернет ресурсов, делают фото. Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Но прежде чем приступить к реализации проекта учащийся должен овладеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Он должен уметь работать с текстом (выделять главную мысль, находить нужную информацию в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать выводы и обобщения, уметь работать с различным справочным материалом, умением слушать и понимать собеседника, уметь выражать свое отношение к прослушанному, лаконично выражать свою мысль. При использовании данного метода требуется значительная подготовка. Важно с первого курса приступать к реализации проектов. Так как работа над ними требует личного участия, стимулирует студента к самостоятельному изучению и просмотру материалов, вырабатывает умение выбирать наиболее ценную информацию, составлять план и письменно раскрывать тему по пунктам, составлять устную презентацию проекта. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

3. Презентация (presentation) проекта.

Презентация проекта проводится в устной форме. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одногруппникам и защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. 

4. Обсуждение и оценка проекта (reviewing)

Участники проекта отвечают на вопросы учащихся. Взаимооценка проектов по разработанным критериям, которые зависят от темы и оценивают степень решения проблемы, доступность изложения проекта, качество оформления, дизайн проекта и т.д. Оценивание проектов преподавателем. Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

На 2 курсе обучения после изучения курса «Страноведение», EnglishSpeakingCountries. Студентывыполняют Project Work  «The country I’d like to visit». При подготовке к проекту студенты используют справочную литературу и интернет ресурсы. Студенты обосновывают свой выбор, рассказывая о стране, её географии и климате, особенностях национальной кухни, о достопримечательностях столицы и других городах, составляют карту достопримечательностей города. При работе над проектом преподаватель при необходимости помогает отобрать полезную информацию, советует, на чём сделать акценты, проверяет орфографию, грамматику. Преподаватель объясняет студентам, как надо защитить свой проект, сделать её устную презентацию. Роль преподавателя только консультативная, он может указать на ошибки и показать пути их исправления, при необходимости дать совет по распределению ролей и обязанностей между его участниками. Работа над проектом обогащает пассивный словарь учащихся, расширяет их кругозор, повышает интерес к знаниям, так как студент, знающий что-то больше других, хочет поделиться этим, подталкивая других к расширению знаний тоже. Обсуждение и защита проектов не оставляет места для пассивности, вовлекает всех в творческий процесс и дает много идей для дальнейшей работы. Обсуждение проекта проходит в живой обстановке, где все участники проекта  отвечают на вопросы  группы и преподавателя.

На 3 курсе начинается курс технического перевода. Студенты, обучающиеся по специальностям «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» «Архитектура и дизайн» работают над проектами «The house of my dream», «A house of future». Формируются группы по 3-4 человека, учащиеся самостоятельно распределяют между собой виды деятельности по сбору и обработке информации, обсуждают, разрабатывают план - проект и выполняют эскизы своих домов. При этом учащиеся овладевают навыками коллективного творчества. После того как сбор, анализ, обработка, перевод информации завершены, студенты приступают к практическому оформлению работы. На заключительном этапе проекта, один или два студента готовят устную презентацию своего проекта (дается описание не только комнат, но особенности архитектурного стиля, типа фундамента, крыши, отмечают преимущества и возможные недостатки использованных строительных материалов. Далее каждый из участников проекта отвечает на вопросы одногруппников по проекту. Непременное условие это обсуждение, оценка проектов и выбор понравившегося проекта.


Использование метода проектов при изучении тем позволяет получить положительный, устойчивый результат, средний балл успеваемости по итогам изученной темы при использовании данного метода составляет в группах 4,1 - 4,3. Что на 16 % выше аналогичных результатов при контроле усвоения тем, где используются другие подходы и методы обучения.


В заключении хочется отметить, что проектная работа характеризуется высокой степенью коммуникативности учащихся, проявлением творческого подхода к решению поставленных задач. Проект дает возможность каждому студенту проявить свои творческие способности, умение работать в коллективе, повышает мотивацию изучения английского языка.

 

Литература

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология от приема до философии. Вып. 4.- М, 1996.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении.-М.: АРКТИ, 2005
  4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. –М.: Сентябрь, 2009.
  5. ESP Teacher Development Course: Participant’s book/- St/ Petersburg, 2005.-192p.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*