Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональные пробы школьников в условиях непрерывного профессионального образования

23.10.2018 3938 5857
Пушина Нина Вячеславовна
Пушина Нина Вячеславовна, зам. руководителя по УМР

Морозова Жанна Владимировна
Морозова Жанна Владимировна, доцент кафедры проф. образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования»

Ижевский техникум индустрии питания

Современный мир профессий и специальностей чрезвычайно динамичен и изменчив. Проблема выбора профессии будущими выпускниками школ в соответствии со своими способностями и возможностями, а главное, со своими интересами, становится всё более актуальной. Большинство выпускников старших классов, как правило, не имеют реального представления о спросе на тех или иных специалистов в различных областях экономики на профессии, которые востребованы обществом больше или меньше. Чаще всего при решении этой проблемы у молодых людей преобладает случайный выбор, который влечёт за собой, соответственно, моральные и материальные издержки, в результате которых могут быть потеряны драгоценное время, нервы, а самое главное, вера в свои собственные силы.

Проблема профессионального самоопределения перед каждым молодым человеком стояла всегда и подходы к этим проблемам в разные периоды были совершенно не похожи друг на друга. Что сегодня предпринимается в целостной системе образования для того, чтобы эта проблема не была столь острой в связи с наличием глубокой конкурентной среды практически во всех отраслях экономики?

Считается, что в настоящий момент в области профориентационной работы и профессионального самоопределения школьников основной акцент делается на лучшие международные и отечественные практики. В стране с 2012 года проводятся Международные и национальные чемпионаты WorldSkills, и в настоящий момент при проведении подобных чемпионатов в регионах участие школьников в мероприятиях JuniorSkills является обязательным. Несомненно то, что в связи с этими актуальными событиями в каждой школе на данный момент сложилась своя уникальная практика по подготовке и проведению профориентационных мероприятий для более глубокого знакомства школьников с современным миром профессий. В целом, её и можно обозначить как профориентационную работу в школе.

Современная профориентационная работа, условно, включает в себя четыре направления.

К первому направлению можно отнести профессиональное консультирование. Как правило, этим направлением занимаются педагоги – психологи. Сегодня в школах имеется обширный диагностический инструментарий, профессионально ориентированные тесты, ролики, брошюры и др., позволяющие достаточно точно определить интерес школьника к той или иной области профессиональной деятельности. После проведения подобной диагностики, можно выработать определённые рекомендации для получения соответствующего образования в предпочитаемой области профессиональной деятельности.

Второе направление - это сама профессиональная ориентация, которую можно обозначить как необходимую помощь в ближайшем профессиональном самоопределении личности. Очевидно, что это процесс, который не может ограничиться разовым мероприятием, поскольку, как правило, значительно растянут во времени. Здесь необходим постоянный сбор информации о востребованных рынках труда, о спросе и предложении на те или иные престижные (и не очень) профессии и специальности, т. е., прежде всего, объективная информация, имеющая отношение к тому или иному роду профессиональной деятельности.

Далее, в рамках профориентации в средней школе можно говорить о серии проводимых мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, склонностей, сформированных тех или иных личностных свойств и качеств школьников, позволяющих в будущем успешно осваивать ту или иную профессию или специальность. Если профориентационную работу выстраивать системно, начиная с начальной школы, то выбор школьника к 10-11 классу будет не одномоментным и спонтанным, а осмысленным и неоднократно выверенным.

К третьему направлению можно отнести профессиональный отбор, а также осмысленный выбор школьника на основе его личных предпочтений. С этим направлением сталкиваются обучающиеся, которые принимают решение после 9-го класса поступать в отраслевые техникумы или колледжи. С понятием профессиональный отбор они сталкиваются при прохождении медицинского осмотра, где определяется их физическая пригодность или непригодность к профессии, поскольку существуют конкретные требования по состоянию здоровья к различным областям деятельности.

Школьники, которые, к примеру, поступают в педагогические или медицинские колледжи, проходят только общий медосмотр, а процедура соответствия того или иного школьника на профпригодность при работе с больными людьми, при работе с детьми в садике или начальной школе, к сожалению, как правило, не проводится. Очевидно, что здесь не надо ничего пояснять о том, какой в дальнейшем может получиться специалист, который успешно заканчивает этот колледж, но при этом совершенно не умеет находить общего языка с маленькими детьми или пациентами в больнице. То есть, людей тщательно отбирают по состоянию здоровья на предмет физического соответствия, и это, безусловно, совершенно правильно, но, как правило, совершенно не учитываются психологические особенности и склонности субъекта, его интересы и возможности. Как нам кажется, эту проблему можно частично решить за счёт достаточно нового явления в области профориентационной работы - проведения профессиональных проб школьников, начиная с 7-8 классов, а может быть и раньше.

И последним, четвёртым направлением, обозначим профессиональную адаптацию субъекта, когда он успешно закончил школу, колледж, вуз и начинает трудиться на конкретном производстве, понимая при этом, что выбор его сделан абсолютно верно. Если это так, то он всегда будет благодарен тем специалистам в школе, которые рано выявили его наклонности и способности, к примеру, к конструкторской работе или способность производить сложные математические расчёты, или работать с детьми и т.д.

В силу современных тенденций в области освоения будущих профессий, подобная работа в школах РФ проводится достаточно активно. Не считая ежегодных мероприятий, проводимых в рамках Чемпионатов WorldSkills и JuniorSkills, в каждом Российском регионе, на местах существует множество образовательных программ элективных курсов, курсов по выбору, междисциплинарных курсов и др., которые позволяют вести работу именно в том направлении, которое было рассмотрено выше.

Тем не менее, более глубоко и подробно хотелось бы остановиться на таком мероприятии, как профессиональные пробы школьников. Проводимые ежегодные Чемпионаты и конкурсы профессионального мастерства на местах могли бы стать тем рубежным этапом, когда школьник в течение учебного года проверял свои возможности при выполнении тех или иных профессиональных проб, и к периоду выхода на региональный (или муниципальный) конкурс определился с тем, где он хотел бы принять активное участие.

Современная материально – техническая база техникумов и колледжей в регионах позволяет сегодня делать это без каких либо проблем, даже в дистанционном режиме, в зависимости от принадлежности к той или иной специальности. Заинтересованы в этом сегодня все: и школа, и профессиональная образовательная организация, поскольку требования по проведению профессиональной ориентации школьников заложены в профессиональных стандартах для всех педагогов. Самое главное здесь заключается в том, что практически каждый ребёнок получает возможность на практике попробовать как можно раньше свои силы в конкретной области деятельности, которая вызывает у него сильный интерес к тому, к чему лежит его душа. Речь здесь идёт не только о престижных рабочих профессиях.

К примеру, в области педагогики есть большой выбор направлений, где школьники могут попробовать свои силы в роли будущих учителей и воспитателей. Подобные конкурсы позволяют выявить истинные способности обучающихся, которые действительно имеют талант к работе с детьми любого возраста. Будет или нет этот школьник учителем в будущем, это не принципиально. Но то, что он может проверить свои способности и склонности к педагогической деятельности в ходе проведения различных испытаний, это очевидно.

В Российской Федерации существует нормативный документ «Концепция организационно - педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», в котором говорится, что наиболее вероятным путём к увеличению роли профориентации в России должно стать увеличение соответствующих специалистов в области профориентации в процесс обучения и воспитания детей, начиная с детского сада и заканчивая выпускными классами. Следовательно, сегодня можно всерьёз говорить о реализации профессиональной ориентации субъектов, начиная с садика.

В основе всей профориентационной работы должна лежать проектная деятельность. Речь здесь не идёт лишь о реализации ученических проектов, хотя это тоже очень приветствуется. Речь, прежде всего, идёт об актуальных тенденциях, реализуемых в виде глобальных проектов со стороны совместной деятельности школьников и педагогов.

В начальных классах необходимо начинать знакомство школьников с особенностями различных профессий. Делается это, чаще всего, в игровой форме. В этом возрасте дети очень явно проявляют симпатию к той или иной трудовой деятельности, играя в куклы, машинки, конструкторы и др. Некоторые из педагогов начальных классов приглашают родителей школьников, чтобы они рассказали о том, какой профессией они владеют. В плане воспитательной работы могут быть запланированы тематические экскурсии, выставки рисунков и сочинений на тему существующих в мире профессий. Всё это разнообразие мероприятий, связанных единой тематикой, проходит как реализация комплексного проекта деятельности субъектов образования на ступени начальной школы. Обучающиеся начальных классов могут выполнять несложные проекты и исследования на тему «Мир профессий». Результат такой работы можно представить в виде дневника или записи беседы с родителями и др. Большинство педагогических работников, занимающихся учебной и воспитательной деятельностью в школе, согласны с тем, что профориентационную работу надо начинать проводить с детьми с раннего возраста.

Аналогично, что работа в области профориентационной деятельности предусмотрена и для обучающихся основной и старшей школы. Сами мероприятия и события ещё только апробируются и утверждаются. Область деятельности субъектов сводится не только к мероприятиям, проводимым в самой школе. Большинство процессов уже связаны с мероприятиями WorldSkills и JuniorSkills. Вероятнее всего, что главной фигурой в команде таких специалистов будет педагог – психолог. Его основной задачей является периодическое анкетирование и тестирование обучающихся на конкретные предпочтения и склонности к той или иной профессии. Подобных диагностик в арсенале психологов достаточно много, но говорить о том, что эта работа выстроена системно и целенаправленно, пока не приходится. Все понимают, что для большинства старших школьников интересы к профессиональной деятельности, в целом, носят неустойчивый и ситуативный характер. Для них гораздо интереснее собственная оценка того, с чем они справляются наиболее успешно в настоящий момент. В связи с этим, у старших школьников возникают некоторые противоречия, связанные с будущим профессиональным самоопределением, к примеру:

-между явными склонностями и способностями к одной области деятельности и запросами, связанными с престижем и модой на другие области деятельности;

-между существующими притязаниями и реальными возможностями при выборе профессии и др.

Именно педагог, понимающий подобного рода проблемы, сможет оказать школьнику необходимую помощь в осознанном выборе направления деятельности с учётом всех имеющихся у него индивидуальных, умственных, физических, моральных и др. свойств, качеств и возможностей. Примерно в 7-м классе педагоги начинают рассказывать школьникам о том, что некоторым из них придётся сделать выбор после 9-го класса или в пользу освоения какой- либо специальности/профессии, либо продолжить обучение в старшей школе при освоении какого -либо профиля.

Вся последующая работа в области профориентационной деятельности должна складываться именно с этих позиций, реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Перед школьниками, отдавшими предпочтение профильной школе, всего через два года предстанет выбор освоения будущей профессиональной деятельности после обучения в том или ином вузе, которые предлагают конкретную специализацию по отраслям. Если выстраивать профориентационную работу на основе раннего индивидуального подхода, к примеру, начиная с начальной школы, то ко времени окончания школы выпускник хотя бы будет знать, к чему его действительно тянет, чтобы потом заниматься этим успешно в течение всей жизни.

Рассмотрим несколько подробнее возможное содержание профориентационной работы в школе на различных этапах обучения школьников:

Начальная школа (классы с 1-го по 4-й):

-понимание роли производительного труда в жизни человека;

-развитие интереса к трудовым действиям через проекты и исследования;

-формирование ценностного отношения к труду и трудовым действиям;

-выполнение содержания образовательной программы в области технологии;

-практическая включённость в различные виды трудовой, социальной, исследовательской, проектной, игровой деятельности;

-выполнение первичных трудовых проб, с учётом содержания образовательной области «Технология»

Основная школа (классы с 5-го по 9-й):

-приобретение познавательного и трудового опыта в образовательной области «Технология»;

-развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности через профессиональные пробы;

-понимание собственных интересов и возможностей через выполнение трудовых и профессиональных проб;

-приобретение практического опыта в различных сферах социально – профессиональных практик и событий: технике, искусстве, культуре, экономике и др., через выполнение групповых и индивидуальных проектов;

-приобщение к научной деятельности через учебные и научные исследования;

-реализация курсов и факультативов по выбору, в соответствии с выявленными профессиональными запросами и интересами;

-системная диагностика профессиональных интересов и склонностей;

-групповое и индивидуальное консультирование по вопросам профессиональных предпочтений и др.

Старшая школа (классы 10-й и 11-й):

-саморазвитие и самоподготовка по выявленным областям и запросам в будущей профессиональной деятельности, с учётом выбранного профиля;

-оценка готовности к будущей профессиональной деятельности;

-осуществление полезных практик и различных профессиональных проб;

-формирование и развитие предполагаемых и выявленных профессиональных и личностно значимых качеств для будущей профессиональной деятельности

Как можно было заметить, из перечней выполняемых действий школьниками на всех образовательных уровнях мы встречаемся с понятием профессиональные пробы. Согласно формулировке, представленной в Концепции, профессиональные пробы – это профессиональные испытания, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершённый процесс которых способствует сознательному, обоснованному выбору профессии. В Концепции достаточно подробно прописаны версии реализации профессиональных проб школьниками.

Для любого направления профессиональной деятельности по областям и интересам, можно найти свой вариант реализации профессиональных проб. В начальной школе ещё рано говорить всерьёз о профессиональных пробах, хотя на этом этапе можно часто слышать слова о трудовых пробах. Что касается школьников основной и старшей школы, вероятно, попробовать себя в какой -либо профессии хочет каждый ученик. Все понимают, что это достаточно проблематично, но что касается выполнения тех или иных профессиональных действий, то это вполне реально, при условии предварительной договорённости со специалистами в области тех или иных профессий. Чаще всего, это происходит именно в профессиональных образовательных организациях во время проведения дней открытых дверей или в рамках реализации сетевых программ курсов по выбору для школьников.

Профессиональные пробы позволяют показать ученику все доступные элементы той или иной профессиональной деятельности. Это предварительная оценка себя и своих возможностей в профессии. Помимо того, что выполнение школьниками профессиональных проб - есть ознакомление с миром существующих профессий, это ещё и погружение в соответствующую среду практического обучения, которое сегодня очень актуально при реализации индивидуального образовательного маршрута. Профессиональные пробы могут носить самый разнообразный характер: игровой, учебный, профессиональный. Ключевым здесь остаётся то, что у каждого ученика есть возможность попробовать лично, что ему удаётся, а что нет. Сегодня, чаще всего реализуются отдельные несложные профессиональные пробы, организованные силами самой школы.

В силу того, что сейчас в каждом регионе проводятся региональные чемпионаты WorldSkills и JuniorSkills, у школьников появились возможности проверить себя в самых разнообразных пробах, с последующей возможностью заниматься этим постоянно, возможно, на базе какого- либо центра компетенций. Такие современные образовательные практики находят всё более широкий отклик при проведении процедур профессиональной ориентации. На местах уже существует достаточно много версий учебно – методического сопровождения по реализации профессиональных проб школьников. Это всевозможные анкеты и опросники, учебные методические комплексы для младших и старших школьников, типа «В мире профессий», «Мой профессиональный выбор», банки перечней алгоритмов выполнения профессиональных проб и др. Проблема актуальности продуктивной профориентационной работы продолжает стоять довольно остро и имеет много нерешённых проблем и противоречий. Системная, планово организованная работа в этом направлении ещё только начинается. Для успешного решения этих вопросов необходима общая кадровая политика, гарантированная к выполнению не только специалистами школ, поскольку требует больших финансовых затрат. Но большая часть этих вопросов уже решается, опираясь на имеющиеся международные и российские практики, адаптируясь к различным условиям на местах.

Литература

1. Концепция организационно - педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] – М.: Федеральный институт развития образования. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 38 с.

 

Оригинал работы:

Профессиональные пробы школьников в условиях непрерывного профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*