Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение симуляционного обучения в образовательном процессе Ачинского медицинского техникума

11.10.2018 857 1504
Цюренко Ольга Владимировна
Цюренко Ольга Владимировна, преподаватель

Ачинский медицинский техникум

В современном мире, в эпоху бурного развития высокотехнологичной медицины общество предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинских услуг. Именно этот показатель и качество жизни пациентов после проведенного лечения должны лежать в основе оценки профессиональной деятельности отдельных специалистов и учреждений, а также уровня здравоохранения в целом.

Современный компетентностный подход в системе подготовки медицинских кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет определенные требования к качеству усвоения практических навыков студентами.

Классическая система медицинского образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки специалиста. Главными препятствиями к этому являются отсутствие непрерывной обратной связи между учащимся и педагогом, невозможность практической иллюстрации всего многообразия клинических ситуаций, а также морально-этические и законодательные ограничения в общении учащихся с пациентом. Поэтому ключевой задачей современного медицинского образования является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков без риска нанесения вреда пациенту. Сюда относится развитие способности быстрого принятия решений и безупречного выполнения ряда манипуляций или вмешательств, особенно при неотложных состояниях. Создание широкого арсенала тренажеров, имитирующих приближенные к естественным условиям возможности для практических действий, компьютерное моделирование всевозможных клинических ситуаций в динамике их развития открывает новые горизонты для практической подготовки, повышения квалификации и оценки ее уровня у студентов.

Значимость использования манекенов, фантомов-имитаторов, медицинского инструментария и оборудования, изделий медицинского назначения предопределена Приказом МЗ и социального развития РФ от 15.01.2007г. №30 «Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам», в котором четко определено, что «к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах)…»

В системе медицинского образования симуляции лежат в основе ряда методик, призванных воспроизводить клинические ситуации с целью обучения, повторения, оценки и исследования. Симуляторы варьируют от простых физических моделей анатомических структур (например, модель костей таза или тренажеры для отработки отдельных умений) до сложных устройств и манекенов с высокой механической реальностью и компьютерным управлением.

По определению Девида Габа (Стендфордский университет, 2004 г.), симуляционное обучение – это техника, которая позволяет обогатить или заместить практический опыт обучаемого с помощью искусственно созданной ситуации, имеющей место в реальном мире и в полной интерактивной манере.

Первым этапом обучения является теоретическая подготовка. В любом цивилизованном обществе велика ценность знаний - фундаментальных, глубоких, осмысленных.

Преподаватели техникума наряду с традиционными методами преподавания широко используют инновационные подходы в создании понятийного аппарата, теоретических основ медицины, в закладывании основ профессионального мышления.

Фундаментальные знания закладываются на лекциях, которые проводятся в форме объяснительно-иллюстрированной, в виде проблемных лекций, дискуссий, интегрированных лекций, позволяющих обобщить знания анатомии, микробиологии, фармакологии, хирургии, терапии, педиатрии.

Применение знаний в практической деятельности обеспечивается с помощью умений, а умения тесно связаны с навыками. Поэтому следующим уровнем подготовки обучающегося, при освоении практических умений и навыков являются симуляционный кабинет, кабинеты клинических дисциплин, оснащенные современным оборудованием, фантомами для отработки различных манипуляций: восстановление проходимости верхних дыхательных путей, сердечно-легочной реанимации, сосудистый доступ, уход за больным и др.

Типы симуляторов, используемых в образовательном процессе Ачинского медицинского техникума, классифицируются следующим образом:

– компьютеризированные манекены, экранные симуляторы (позволяют имитировать ответную реакцию);

– анатомические модели;

– система ситуационных задач;

– ролевые игры клинического типа (позволяют формировать умения клинического мышления).

В техникуме применяются различные уровни реалистичности оборудования:

1. Визуальный - основан на визуальном восприятии (классические учебные пособия, плакаты, электронные и компьютерные учебники).

2. Тактильный - визуальное восприятие дополняется анализом тактильных ощущений (тренажеры, фантомы и манекены для отработки практических навыков, в т.ч. сестринского ухода, СЛР, физикальных исследований).

3. Реактивный - реакция оборудования на действия обучающегося и их простейшая, как правило, бинарная оценка: «да» или «нет» (тренажеры снабжены системой индикации результата).

4. Автоматизированный - реакция более сложная, но по-прежнему стандартная, запрограммированная (тренажеры и симуляторы с компьютеризированным управлением и/или видеорегистрацией действий, системой объективной оценки).

5. Аппаратный - достоверность обучения усиливается за счет взаимодействия симуляторов с действующим медицинским оборудованием (симуляторы IV уровня, работающие с реальным медицинским оборудованием в реалистичной обстановке).

Основными принципами организации учебного процесса на основе симуляционных технологий являются следующие:

1. Наличие конкретных целей и задач обучения.

2. Интеграции симуляционных технологий с содержанием образовательной программы.

3. Этапность процесса обучения.

4. Возможность неоднократного выполнения учебного действия до формирования определенного умения или навыка.

5. Предоставление обучающимся оперативной обратной связи по результатам обучения.

6. Разнообразие имитации профессиональных ситуаций.

Планирование использования симуляционных технологий в учебном процессе Ачинского медицинского техникума осуществляется с позиции компетентностного подхода. В соответствии с этим подходом сначала определяются конечные результаты – профессиональные компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся. Формирование профессиональных компетенций специалиста предполагает овладение системой профессиональных знаний, умений, навыков. Следующим этапом является отбор тех практических умений и навыков, которые могут быть сформированы с использованием симуляционных технологий. Именно из состава отобранных умений и навыков определяются как типы симуляторов, так и методики их использования. Таким образом, цель использования симуляционных технологий – это формирование профессиональных умений и навыков на основе знания содержания образовательной программы.

Эффективность формирования практических навыков заключается в следующем:

1. Методика строится с учетом структуры (алгоритма) формируемого навыка: набора операций и приемов, выполняемых в определенном порядке.

Применяются три системы:

– предметная – обучаемый с самого начала выполняет все действия целиком, независимо от структурной сложности;

– операционная – каждая операция отрабатывается отде-льно до автоматизма, а потом выполняется действие целиком;

– предметно-операционная (комплексная) – отдельно отрабатываются только сложно поддающиеся отработке элементы, а потом обучаемый тренируется в овладении операцией целиком.

2. Методика обеспечивает поэтапное формирование навыка:

- аналитико-синтетический (овладение обучающимся структурой и всеми операциями действия);

- автоматизации (доведение навыка до требуемой сложности, скорости, легкости, качества выполнения);

- надежности (закалка навыка усложнением условий и трудностей).

3. Методика опирается на комплекс методов и методических приемов: объяснения, показ, организация оценивающего наблюдения группы за действиями выполняющего, разбор, заучивание алгоритмов. Показ образцового выполнения действия в начале занятия полезно делать дважды:

- первый – образцовый в реальном темпе;

- второй – обучающий (пооперационный, медленный, с объяснениями).

Методика формирования умений имеет как сходство с методикой формирования навыков, так и отличия:

1. По своей структуре большинство умений сложнее навыков. Действия и операции могут выполняться иначе, может меняться их последовательность. Поэтому особое внимание уделяется осмысленности, обоснованности всех действий.

2. По необходимости отрабатываются некоторые операции и приемы, входящие в структуру умения, выполнение части которых доводится до автоматизма (навыка).

3. После овладения основной структурой действия выполняются действия в «штатных» – наиболее вероятных ситуациях.

4. После выполнения действий в разнообразных ситуациях обучающиеся решают одну и ту же задачу в постоянно меняющихся условиях, требующих видоизменять порядок действия, исключать одни способы и операции и заменять их другими.

Одной из форм симуляционного обучения, которая частично применяется в образовательном процессе, является «стандартизованный пациент». Стандартизированный пациент – человек, обученный имитировать заболевание или состояние с высокой степенью реалистичности. Работа со «стандартизованным пациентом» позволяет оценить навыки сбора анамнеза, соблюдение деонтологических принципов и оценить клиническое мышление будущего специалиста-медика. В роли «стандартизированного пациента выступают сами обучающиеся. Данная форма симуляционного обучения применяется на чемпионатах WorldSkills, участниками которых являются студенты Ачинского медицинского техникума. Следует отметить, что данная практика широкого распространения не имеет в силу дороговизны и трудности организации.

Одним из важных этапов симуляционного обучения, применяемого в Ачинском медицинском техникуме, является дебрифинг – следующий вслед за выполнением симуляционного упражнения его разбор, анализ «плюсов» и «минусов» действий обучаемых и обсуждение приобретенного ими опыта. Этот вид деятельности активирует рефлексивное мышление у обучаемых и обеспечивает обратную связь для оценки качества выполнения симуляционного задания и закрепления полученных навыков и знаний. Благодаря дебрифингу симуляционный опыт превращается в осознанную практику, которая в итоге поможет обучаемому подготовиться как эмоционально, так и физически к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, преимуществами симуляционного обучения являются:

• приобретение клинического опыта в виртуальной среде без риска для пациента;

• объективная оценка достигнутого уровня мастерства;

• не ограниченное число повторов отработки навыков;

• возможность проведения тренировок в удобное время, независимо от работы стационара;

• возможность отработки действий при редких и жизнеугрожающих патологиях;

• часть функций преподавателя берет на себя виртуальный тренажер;

• снижен стресс при первых самостоятельных манипуляциях.

Симуляционное обучение позволяет отработать такие общие компетенции, как соблюдение правил личной безопасности на рабочем месте и безопасности пациента; повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков молодых специалистов на этапе учебной практики, обеспечивая им более эффективный, плавный и безопасный переход к производственной практике и будущей профессиональной деятельности.

 

Библиографический список:

Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело» / Под ред. А.А. Свистунова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 288 с.

Симуляционное обучение в медицине /Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. - Москва.: Издательство Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, 2013 -288с. ил.

Горшков М.Д. Федоров А.В. Симуляционный тренинг базовых медицинских и хирургических навыков. - Ж. Виртуальные технологии в медицине. № 1 (11) 2014С. 34-39. 

Усова Н.Ф. Использование современных технических средств обучения для повышения наглядности преподавания.// Сибирский медицинский журнал 2014г. №2.
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=28909

 

Оригинал работы:

Применение симуляционного обучения в образовательном процессе Ачинского медицинского техникума




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*